Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Боевые щиты скифских племен

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как можно предположить, такие плетеные щиты не выдержат прямой удар. Прежде всего это связано с используемыми материалами. На наш взгляд они обладают недостаточной прочностью для жесткого блока. Но что бы убедиться или опровергнуть это, прежде всего следует изучить тактику боя с пазырыкскими щитами, чтобы определить, какие удары и как блокировались либо отражались. Поскольку источников… Читать ещё >

Боевые щиты скифских племен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В середине первого тысячелетия до н.э. на огромных территориях, от Карпат и почти до Тихого океана складываются новые формы хозяйственной деятельности — кочевое и полукочевое скотоводство. Появляется и находит повсеместное применение новый материал — железо. Начинается ранний железный век, или, по-другому, эпоха ранних кочевников.

По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имени кочевников, которые стали знаменитыми благодаря трудам Геродота. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими по Геродоту), то целый ряд здешних культур называют еще скифо-сибирскими.

Близость этих культур проявляется в так называемой скифской триаде — это предметы вооружения, конская упряжь и «звериный стиль» в искусстве.

В семью этих культур можно отнести и пазырыкские племена Горного Алтая. Поскольку пазырыкские племена являются частью скифского круга и имеют подобное вооружение, то мы считаем целесообразным описать известные науки скифские щиты с других территорий.

Что касается скифских щитов, в литературе им до сих пор уделяют недостаточно внимания. Вероятно, такое положение можно объяснить, прежде всего, немногочисленностью находок целых щитов. Авторы, писавшие о них, использовали, главным образом, изображения щитов на предметах торевтики и свидетельства древних авторов.

Н.И. Сокольский в единственной работе на то время, посвященной этому виду оружия, описал почти все известные к 1955 г. находки щитов и сделал удачную попытку связать возникновение и распространение различных их форм с использованием тех или иных тактических приемов Н. И. Сокольский. О боспорских щитах. КСИИМК, вып. 58. М, 1955. Но в этой работе основное внимание уделено щитам сарматского времени. Наиболее полная сводка щитов, известных по находкам и изображениям на предметах торевтики, сделана А. И. Мелюковой.

В погребениях щиты встречаются очень редко. М. И. Ростовцев, отметив довольно частые находки в могилах шлемов и панцирей, указал, что щит в них необычен М. И Ростовцев. Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма .

Незначительное количество находок этого рода следует объяснять не редким применением щитов, а тем, что подавляющее большинство их изготовлялось из дерева, прутьев, кожи и поэтому в курганах не сохранилось, а металлическое панцирное покрытие доспехов этого вида, встречаемое в могилах, часто описывалось исследователями как остатки панцирей.

Представляется возможным разделить все щиты, известные по находкам на территории Северного Причерноморья, на два основных типа — деревянные и с металлическим покрытием. Последние, в свою очередь, делятся на несколько видов. К их числу относятся щиты, покрытые сплошной металлической пластиной, и доспехи с панцирным набором.

Сейчас известны только две находки, которые можно считать остатками деревянных щитов. Это материалы, обнаруженные в кургане у села Ладыжичи севернее Киева и в одном из курганов могильника у села Кут.

Описание находки у Ладыжичей сделано очень нечетко. Указывается только, что в кургане, раскопанном в 1886 г., был найден «деревянный щит», но очень «перегнивший, когда его стали приподнимать, он распался на части». Таким образом, нельзя сказать ничего определенного ни о форме щита, ни о деталях его устройства.

Другой деревянный щит был обнаружен в кургане № 24 могильника у села Кут. Он лежал слева от костяка, частично перекрывая левую часть груди и руки. Доспех овальной формы, слегка расширяющийся в верхней части. На наружной его стороне сохранились остатки красной краски.

Очевидно, деревянные щиты иногда обшивались толстой плотной кожей. В книге Клавдия Элиана «О животных» рассказывается о животном таранде: «Водится он в Скифии, хребтом и величиной похож на быка. Скифы обтягивают его шкурой свои щиты и считают ее надежной защитой от копий».

Вероятно, в Скифии бытовали и щиты, сплетенные из лозы, палочек или коры, подобные применявшимся на огромной территории Евразии от Алтая до Венгрии. Очень часто говорит о плетеных щитах Ксенофонт. По его словам, иногда они покрывались «воловьей косматой кожей». На территории России такие доспехи с кожаным покрытием известны на Алтае Грязнов М. П. Первый пазырыкский курган.

В горном Алтае, данные щиты принадлежат к племенам скифского круга, именуемыми в науке пазырыкскими. С. И. Руденко. Культура населения горного Алтая в скифское время Благодаря климатическим условиям, все предметы прекрасно сохранились. М. П. Грязнов. Первый пазырыкский курган. Благодаря исследованиям пазырыкских курганов, науке были представлены и щиты из деревянных палочек и кожи.

Поскольку щит представляет собой целую конструкцию и нет никаких признаков, что он участвовал в бою, можно предположить, что щит был изготовлен специально для погребения, возможно как дар от мастера умершему, но изготовлен был по реальному прототипу.

Каждый щит пазырыкцев состоит из приблизительно 35 деревянных палочек, скрепленных куском тонкой кожи, в которую они продеты через резанные отверстия, образуя переплет, напоминающий плетение ткани. Две крайние палочки полностью обернуты кожей и прошиты шерстяной нитью. Так же присутствуют сверху и снизу щита на тыльной стороне еще 2 поперечные планки, более широкие, играющие роль ребер жесткости. Крепятся они так же, как и крайние палочки — обматываются кожей и прошиваются. На тыльной стороне щита обнаружены крепления для руки. Они представляют собой кожаные петли посередине щита, продетые через палочки. Учитывая, что петля находится посередине и она только одна, можно предположить, что при использовании щита применялся кулачный хват и щит держали в вытянутой руке.

Так как пазырыкские щиты были привязаны к седлу и находились в той части могилы, где не было никакого другого оружия, можно думать, что они употреблялись не часто, когда дело доходило до рукопашного боя, а до этого находились в резерве Грязнов М. П. Первый пазырыкский курган.

Итак, как можно определить, скифские щиты, которые были распространены в Скифии, то есть в районе Причерноморья, встречались и на других территориях скифского круга, но лишь некоторые их виды. Скорее всего, это связано с распространением того или иного материала на территории скифских племен. Например, густые алтайские леса предполагали активное использование древесины. Но факт использования менее прочных материалов сказывался и на защитных характеристиках щита.

Как можно предположить, такие плетеные щиты не выдержат прямой удар. Прежде всего это связано с используемыми материалами. На наш взгляд они обладают недостаточной прочностью для жесткого блока. Но что бы убедиться или опровергнуть это, прежде всего следует изучить тактику боя с пазырыкскими щитами, чтобы определить, какие удары и как блокировались либо отражались. Поскольку источников, иллюстрирующих тактику боя у пазырыкцев не сохранилось, мы вынуждены использовать функциональные аналоги — кулачные щиты других народов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой