Формирование плана и программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
Рассмотрим документы, которые поступила на предприятие с данными счет-фактурами. Со счет-фактурой № 347 от 08.08.2012 г., поступил акт № 347 от 08.08.2012 г., который содержит все необходимые реквизиты, подписи обеих сторон, то есть считается действительным. Сумма, указанная в данном акте совпадает с суммой, отраженной в счет-фактуре № 347. Также по данной операции можно проследить отражение этой… Читать ещё >
Формирование плана и программы аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План аудита ООО «Дзержинсктранссервис-М» охватил следующие основные направления проверки:
- — правовая оценка договоров с поставщиками с позиций действующего законодательства;
- — организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками;
- — организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками;
- — организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками.
Содержание плана проверки учета расчетов с поставщиками в табл. 2.6.
Таблица 2.6 — План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
Наряду с приведенными методами сбора аудиторских доказательств могут применяться и некоторые другие, например инвентаризация, прослеживание, устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны, подготовка альтернативного баланса. Приведенные методы не противоречат тем, которые приведены в стандарте ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», а лишь дополняют и расширяют их. После перечисления существующих аудиторских процедур, перейдем непосредственно к рассмотрению аудиторских процедур по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1) Аудит учетной политики в части расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 3.1 — Варианты формирования Учетной политики организации по вопросам, отражающим расчеты с поставщиками и подрядчиками:
Проверяемая организация. | ООО «Дзержинсктранссервис-М». | |||
Период аудита. | 01.01.2012 — 31.12.2012. | |||
Аудитор | Самкова Л.А. | |||
№ п/п. | Планируемые виды работ. | Сроки проведения аудита. | Исполнитель. | Примечания. |
Правовая оценка договоров с поставщиками. | ||||
Момент, отражаемый в Учетной политике. | Нормативный документ. | Возможные варианты согласно нормативным документам РФ. | Вариант, выбранный для учета. | |
1 Метод признания доходов и расходов. | Налоговый кодекс РФ часть 2. |
| Метод начисления. | |
2 Режим налогообложения. | Налоговый кодекс РФ часть 2. | а) общий режим налогообложения (уплата НДС и налога на прибыль);б) применение единого сельскохозяйственного налога в) применение упрощенной системы налогообложения. | Применяется общий режим налогообложения. | |
3 Форма безналичных расчетов. | Положение о безналичных расчетах в РФ № 2-П от 03.10.2002 г. |
| Расчеты платежными поручениями. |
Рекомендации: в Учетной политике рекомендуется отразить сроки проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками (например, один раз в квартал перед составление промежуточной отчетности, а в течение квартала — в соответствии с приказом руководителя).
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Рабочим планом счетов ООО «Дзержинсктранссервис-М» предусмотрен синтетический счет 60 «Расчеты с поставщикам и подрядчиками». Рабочим планом счетов открыты следующие субсчета: 60.1 — «Расчеты с поставщиками в рублях», 60.2 — «Авансы выданные в рублях».
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов организациями.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив — документооборот) регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия.
График документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками в ООО «Дзержинсктранссервис-М» на 2012 год не утвержден. Это может привести к следующему:
- — первичные документы могут быть утеряны;
- — первичные документы могут быть приняты к учету (т. е., проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
- — в первичных документах могут содержаться приписки и прочие злоупотребления.
- 2) Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- — наименование документа;
- — дату составления документа;
- — наименование организации, от имени которой составлен документ;
- — содержание хозяйственной операции;
- — измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- — наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- — личные подписи указанных лиц.
Рассмотрим правильность заполнения реквизитов счет-фактуры на примере счет-фактуры № 347 от 08.08.2012, № 0614 от 29.08.2012. Согласно ст. 169 Налогового кодекса РФ данные счета-фактуры имеют все необходимые реквизиты заполнения. Но счет-фактура № 0614 не имеет оттиска печати предприятия-поставщика, но так как в Налоговом кодексе РФ об этом ничего не сказано, то данное замечание не является ошибкой, и данные счета-фактуры могут служить основанием для принятия уплаченных сумм НДС к вычету. Проверим правильность расчета сумм НДС.
Таблица 3.2 — Проверка правильности расчета НДС за август 2012 года Организация: ООО «Дзержинсктранссервис-М». Периода аудита: 01.08.2012 — 31.08.2012:
Название документа. | Количество. | Цена за единицу. | Стоимость товара без налога, руб. | Сумма налога, руб. | Стоимость товаров с учетом налогов, руб. | ||||
По данным учета. | По данным аудитора. | По данным учета. | По данным аудитора. | По данным учета. | По данным аудитора. | Отклонения. | |||
Счет-фактура № 347 от 08.08.12. | 3,6. | 166,24. | 598,46. | 598,46. | ; | ; | 598,46. | 598,46. | ; |
Счет-фактура № 456 от 12.08.12. | 7,5. | 94,00. | 705,00. | 705,00. | ; | ; | 705,00. | 705,00. | ; |
Счет-фактура № 0614 от 29.08.12. | 13,31. | 1157,97. | 1157,97. | ; | ; | 1157,97. | 1157,97. | ; | |
Счет-фактура №ЦСФСЦ-23 445 от 31.08.12. | 200,00. | 400,00. | 400,00. | 72,00. | 72,00. | 472,00. | 472,00. | ; |
При выборочном аудиторском обследовании расчета НДС по счет фактурам нарушений не выявлено.
Основными документами, свидетельствующими о факте свершения сделки, являются акты приема-сдачи выполненных работ (услуг), накладные, товарно-транспортные накладные и др.
Рассмотрим документы, которые поступила на предприятие с данными счет-фактурами. Со счет-фактурой № 347 от 08.08.2012 г., поступил акт № 347 от 08.08.2012 г., который содержит все необходимые реквизиты, подписи обеих сторон, то есть считается действительным. Сумма, указанная в данном акте совпадает с суммой, отраженной в счет-фактуре № 347. Также по данной операции можно проследить отражение этой суммы в оборотно-сальдовой ведомости по счету 60.1- ООО «ЕРКЦ» — сумма — 598,46.
Со счет-фактурой № 456 от 12.08.2012 г., поступил акт № 456 от 12.08.2012 г.
На первой странице акта заполнены все необходимые реквизиты. Сумма, указанная в акте совпадает с суммой, отраженной в счет фактуре № 456. Также можно проследить дату принятия данных услуг к учету — в оборотно-сальдовой ведомости по счету 60.1 — ООО «Водоканал» — сумма — 705,00.
Проведение аудита организации первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками показало, что в процессе первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется достоверная и точная информация об операциях, содержание которых соответствует требованиям законности.
3) Аудит состояния задолженности поставщиков и подрядчиков.
Инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.
Согласно Учётной политике инвентаризация расчётов с поставщиками и подрядчиками проводится 1 раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (не ранее 1 октября). Также инвентаризация расчётов может проводиться по мере необходимости в течение отчётного года. Количество таких инвентаризаций в отчётном году, даты их проведения, перечень финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, определяются руководителем ООО «Дзержинсктранссервис-М». При инвентаризации расчётов с поставщиками, помимо определения общего размера дебиторской или кредиторской задолженности, необходимо установить суммы с истекшим сроком исковой давности.
Результаты инвентаризации оформляются актом сверки расчётов между ООО «Дзержинсктранссервис-М» и поставщиком на определённую дату, который заверяют руководители и главные бухгалтеры предприятий. Акт посылается поставщику по почте. При неполучении акта сверки в течение 15-ти дней со дня отправки, задолженность считается подтверждённой.
При проведении аудита было выявлено, что в конце месяца бухгалтер производит сверку расчетов с отдельными контрагентами по телефону, документальное оформление отсутствует. Вся сумма кредиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, относится на прибыль предприятия путём отнесения на прочие доходы текущего периода.
Рекомендации аудитора: на дату проведения инвентаризации бухгалтеру необходимо составить справку о состоянии кредиторской задолженности. Этот документ нужно приложить к «Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» (форма ИНВ-17). Он должен содержать подробные сведения о сумме задолженности, дате возникновения задолженности и причине ее возникновения.
Также в форме ИНВ-17 отдельно указывают обязательства, срок исковой давности по которым подошел к концу. На основании составленного акта руководителю предприятия необходимо издать приказ о списании безнадежной задолженности.
4) Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
При проверке бухгалтерских записей по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо проверить корректность отражения операций по приобретению товаров (работ, услуг).
Таблица 3.3 — Бухгалтерские проводки, отражающие приобретение товаров (работ, услуг) ООО «Дзержинсктранссервис-М»:
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. |
Отражена задолженность организации по приобретенным материальным ценностям. | ||
Отражена задолженность организации по приобретенным работам, услугам. | ||
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материальных ценностей (работ, услуг). | 19.3. | |
Произведена оплата поставщику за приобретенные ценности (работы, услуги), включая НДС. | ||
Предъявлена к вычету сумма НДС, уплаченная по принятым на учет материальным ценностям (работам, услугам). | 68.3. | 19.3. |
Выводы аудитора: операции на счетах бухгалтерского учета отражены правильно. В настоящее время часто используется предоплата.
В таблице 3.4 представлены бухгалтерские записи, которыми оформляется в учете ООО «Дзержинсктранссервис-М» авансы, выданные под поставку материальных ценностей.
Таблица 3.4 — Бухгалтерские проводки по отражению авансов:
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. |
Произведена предоплата поставщику. | 60 авансы выданные. | |
Отражено приобретение материальных ценностей за счет ранее перечисленного аванса. | ||
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материальных ценностей (работ, услуг). | 19.3. | |
Отражен зачет суммы ранее выданного аванса. | 60 авансы выданные. |
Также ООО «Дзержинсктранссервис-М» при расчетах с контрагентами применяет взаимно зачётные операции. В таблице 3.5 представлены типичные проводки, которыми оформляются взаимно зачетные операции в учете предприятия.
Таблица 3.5 — Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по зачету взаимных требований:
Содержание операции. | Дебет. | Кредит. |
Оприходованы поступившие материалы. | ||
Отражен НДС по поступившим материалам. | ||
Отражена выручка за проданную продукцию. | 90.1. | |
Начислен НДС с выручки. | 90.3. | 68.2. |
Списана себестоимость проданной продукции. | 90.2. | |
Отражен зачет взаимных требований (на меньшую сумму). | ||
Перечислена хлебозаводу сумма НДС. | ||
Хлебозавод перечислил контрагенту сумму НДС. | ||
НДС принят к зачету. | 68.2. |
Выводы аудитора: операции на счетах бухгалтерского учета по взаимозачету отражены правильно. Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списываются на прочие доходы. В учете бухгалтер делает следующие записи: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 91.1"Прочие доходы" - списана кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности.
5) Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным синтетического учета. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на предприятии ведут по каждому поставщику и подрядчику. Данные из регистров аналитического учета обобщаются в журнале-ордере по счету 60, который является регистром синтетического учета. На основании машинограмм по счету 60 в ООО «Дзержинсктранссервис-М» формируется оборотно-сальдовая ведомость и Главная книга. В оборотно-сальдовую ведомость заносятся сальдо и обороты по счету 60 в разрезе каждого субсчета, то есть сальдо по счету 60 показано в развернутом виде. Также в оборотно-сальдовой ведомости подсчитаны в целом сальдо на начало и конец периода и обороты за период по счету 60.
В бухгалтерском балансе по строке «Кредиторская задолженность» показывается сальдо кредитовое по счету 60, в нашем случае должно показываться сальдо по счету 60.1. Но данную сверку провести не возможно, так как предприятие составляет годовую отчетность и представит ее пользователям не позднее 31 марта 2013 года. Дебетовое сальдо по счету 60 в балансе отражается по строке «Дебиторская задолженность». Но так как данная строка не имеет расшифровки «Авансы выданные», то мы не можем проследить правильность занесения данной суммы.
Таким образом, в ходе проведения аудита правильности составления бухгалтерской отчетности, и соответствия ее данных данным синтетического учета не выявлено никаких отклонений и недочетов.