Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы стратегии диверсификации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конгломеративная диверсификация, сопоставимая с созданием предприятия «с нуля», применяется российскими предприятиями повсеместно. Предпосылками для нее часто является значительное накопление капитала в сочетании с нецелесообразностью его применения в основном бизнесе из-за ограниченной емкости рынка, и представления руководства о рыночных возможностях в несвязанных с основной деятельностью… Читать ещё >

Типы стратегии диверсификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имеется мало оснований утверждать о наличии систематической связи между стратегией диверсификации и финансовым успехом предприятия. Однако разумно проведенная диверсификация деятельности может быть предпосылкой повышения эффективности отдельных подразделений. Например если затраты в рамках какой-либо отрасли являются по своей природе в основном постоянными, то их разбивка по разным участкам с большими объемами продаж ведет к значительному снижению удельных издержек. Условием повышения эффективности при диверсификации является наличие перспективных, представляющих стратегический интерес, ключевых компетенций. Так, когда компания Honda стала использовать технологию моторостроения в производстве различных видов продукции, то у нее появилась возможность инвестировать больше средств в НИР без ущерба для удельных издержек. Суммирование при этом технологического опыта в разных сферах способствовало дальнейшему повышению технологического уровня компании. Фирма Honda добилась преимуществ и в области качества, что благоприятно сказалось на ее рыночных позициях. В случаях когда ключевые компетенции могут быть широко использованы при производстве различных видов продукции, диверсификация компании открывает новые возможности в сфере НИР. Расширение хозяйственной деятельности в таких случаях может привести к созданию критической массы ресурсов, которая позволит обойти конкурентов Стратегия инновационного развития фирмы, являющаяся основой создания и удержания конкурентных преимуществ, нацелена на максимальное удовлетворение потребностей, с одной стороны, и всемерное использование возможностей производства, инновационного, научно-технического и интеллектуального потенциала предприятия — с другой. В зависимости от соотношения потребностей и возможностей, их интенсивности, специфик и уровня развития изменяется и характер управления инновационной деятельности предприятия.

Инновационное управление опирается в первую очередь на маркетинговые мероприятия и оптимальную адаптацию к требованиям рынка.

Стратегия — это долгосрочное, качественное определение направления развития организации, включающая разработанную на перспективу систему мер, обеспечивающих достижение конкретных, намеченных организацией целей.

Стратегиями данного типа являются следующие:

  • — стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов
  • — стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой
  • — стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках

Центрированная диверсификация применяется предприятиями достаточно часто. Такая стратегия требует налаженного сбыта, эффективного управления, тщательной проработки потребностей потребителей и посредников.

Горизонтальная диверсификация практически не применяется на российском рынке.

Конгломеративная диверсификация, сопоставимая с созданием предприятия «с нуля», применяется российскими предприятиями повсеместно. Предпосылками для нее часто является значительное накопление капитала в сочетании с нецелесообразностью его применения в основном бизнесе из-за ограниченной емкости рынка, и представления руководства о рыночных возможностях в несвязанных с основной деятельностью областях. Решение о конгломеративной диверсификации часто принимается под влиянием моды. Например, добрая половина из существующих в Москве 2500 туристических агентств является «жертвами» моды, созданными на основе радужных представлений руководства крупных предприятий о перспективах туристического бизнеса. Значительная часть агентств убыточна.

Стратегия конгломеративной диверсификации требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансов и управления предприятия. Некоторые специалисты выделяют также стратегию вертикальной диверсификации. Эта стратегия предполагает освоение новых продуктов, используя в качестве сырья или полуфабриката традиционную продукцию, либо производство товаров, являющихся сырьем, полуфабрикатами или комплектующими при изготовлении традиционных продуктов.

При стратегии конгломеративной (чистой) диверсификации видов деятельности, при которой между отдельными сферами бизнеса не существует никаких общих связей и элементов совпадения в области их производственно-коммерческой деятельности, а происходит только передача денежных средств. В то же время с точки зрения современной теории стратегической теории менеджмента более предпочтительной представляется стратегия концентрической (центрированной) диверсификации, когда отдельные направления бизнеса хотя и различны, но обладают каким-либо типом соответствия или общности (общая технология, каналы маркетинга, поставщики и источники сырья, методы управления и т. д.).

Данный вид диверсификации ориентирован на получение «синергетического эффекта», усиливающего конкурентную позицию компании по двум основным причинам: экономии на масштабах деятельности и повышении устойчивости компании в кризисные моменты благодаря связям и взаимной поддержки направлений бизнеса.

Руководство страны, региона, области прибегает к такой стратегии в том случае, если имеется сильная зависимость экономики от небольшой группы отраслей, видов экономической деятельности, формирующих большую часть основных доходных статей бюджета. В качестве примера можно привести Российскую Федерацию, где зависимость благополучия экономики страны от экспорта природных ресурсов заставляет правительственные органы страны прибегать к такого рода диверсификации. Значительно осложняет решение этой проблемы структурный перекос отраслей отечественной экономики в сторону тяжелой промышленности в ущерб легкой. Правительство РФ представило программу диверсификации структуры российской экономики, основными идеями которой являются ориентация на развитие всех отраслей народного хозяйства, особенно в части высокотехнологичных производств, опора на инновации, малый и средний бизнес, рынок услуг. Если обратиться к мировому опыту, то к стратегии макро диверсификации вынуждены были прибегать такие азиатские и восточные страны, как Япония, Китай, Южная Корея, Индия. Япония вынуждена была восстанавливать послевоенную экономику. Китай, Южная Корея, Индия — осуществлять индустриализацию вследствие преобладания сельскохозяйственного сектора в структуре национального хозяйства. Интересным примером проведения данной политики в Европе являются Ирландия и Финляндия, которые опирались на инновации, инновационные технологии, фискальные меры, осуществляя диверсификацию. Однако ни одна из проводимых политик не может быть полностью скопирована и применена в России вследствие несопоставимости масштабов стран, национальных и культурных особенностей. Это объясняется целым рядом факторов: институциональными основами в обществе, трудностью управления огромной территорией и выстраивания эффективной системы финансового, экономического, политического контроля и системы обратных связей. Представляется, что только комбинирование разнообразных мер, в том числе использование опыта зарубежных стран, при проведении стратегии макро диверсификации будет эффективным для российской экономики.

Существует целый ряд теоретических концепций и практических разработок по стратегии диверсификации деятельности хозяйствующих субъектов. Обобщая этот опыт, необходимо отметить, что под диверсификацией понимается разнообразие экономической, хозяйственной деятельности предприятия, то есть это основной активно-направленный процесс деятельности компании, ориентированный на получение экономической выгоды. Если бы предприятие разнообразило свою деятельность введением нового подразделения, производящего комплектующие и материалы, то оно бы пошло по пути вертикальной интеграции или, как обозначают данное явление некоторые авторы, связанной вертикальной диверсификации. Например, если узкоспециализированное предприятие имеет несколько поставщиков сырья и материалов, то это никак не разнообразит его деятельность: как предприятие производило определенный узкоспециализированный вид продукции, используя это сырье, так и будет производить. То же можно сказать о финансовой диверсификации, так как разнообразие источников финансирования само по себе не значит расширение диапазона экономической деятельности предприятия, поскольку, имея несколько источников финансирования, оно может производить узкоспециализированную продукцию.

Диверсификация, непосредственно происходящая внутри предприятия, то есть протекающая в его внутренней среде, затрагивает производственный процесс (производство товаров и услуг). Диверсификация, протекающая вне предприятия (разнообразие типов потребителей, рыночных сегментов, регионов, поставщиков, дилеров, инвесторов), этот процесс не затрагивает. Можно сделать вывод, что любая диверсификация — разнообразие экономической деятельности предприятия. То есть это активно направленная деятельность самого предприятия по расширению диапазона своей экономической деятельности. Предприятие ведет экономическую, хозяйственную деятельность, и эта деятельность отличается разнообразием, разнонаправленностью.

Разделение в составе стратегии связанной диверсификации горизонтальной и центрированной весьма условно, хотя и может быть использовано, поскольку данная классификация четко разграничивает центрированную диверсификацию и горизонтальную диверсификацию, что не удалось классификациям других авторов, которые используют такой подвид диверсификации. В основе идеи категории «центрированная диверсификация», лежит именно то, что хозяйственная система не выходит за рамки основного стержневого бизнеса, а лишь улучшает технологии производства продукции, применяет маркетинговые методы стимуляции спроса на старом рынке. То есть в центре усилий и интересов хозяйственной системы находится ее ключевая «стержневая» компетенция. Стратегией горизонтальной диверсификации можно назвать такую стратегию, когда уже на какой-то одной стадии производственного цикла получаются разные продукты. Именно в этом заключается заложенный смысл «горизонтальности» данной стратегии. Тем более, что стратегия горизонтальной диверсификации согласуется в этом контексте со своей «противоположной» стратегией вертикальной диверсификации. Значит, стратегией центрированной диверсификации можно назвать «обычную» стратегию тесно связанной диверсификации. Таким образом, на основании изученного теоретического и практического материала можно сделать вывод, что существуют стратегии родственной, неродственной и смешанной диверсификации с соответствующими ее подвидами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой