Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальное исследование особенностей формирования двигательных навыков леворуких учащихся средних классов в условиях образовательных организаций различного типа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное исследование было организовано и проводилось в 2015;2016 годы на базе пяти среднеобразовательных и двух основных школ Республики Мордовия, Ульяновской, Нижегородской и Московской областях. В Мордовии тестировались ученики по одному классу в Дубенской СОШ, Коломенской СОШ и Большеболдинской СОШ, ученики школ Архголицынской ООШ, Большеполянской ООШ, Большеигнатовской СОШ… Читать ещё >

Экспериментальное исследование особенностей формирования двигательных навыков леворуких учащихся средних классов в условиях образовательных организаций различного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материалы и методы исследования

Экспериментальное исследование было организовано и проводилось в 2015;2016 годы на базе пяти среднеобразовательных и двух основных школ Республики Мордовия, Ульяновской, Нижегородской и Московской областях. В Мордовии тестировались ученики по одному классу в Дубенской СОШ, Коломенской СОШ и Большеболдинской СОШ, ученики школ Архголицынской ООШ, Большеполянской ООШ, Большеигнатовской СОШ и Сабаевской СОШ. Кроме школ исследования проводилось в Дубенском детсаду и детсаду Октябрьского района г. Саранска. Всего протестировано 500 учащихся и 47 детей.

Работа над проектом была организована в 6 этапов. На первых двух этапах выполняли сбор научно-методической литературы и ее анализ и написание литературного обзора по проблеме. На 3 этапе проведено анкетирования учителей физической культуры, на 4 и 5 этапах — проводили педагогические наблюдения и эксперименты, на 6 этапе — сбор и анализ полученных результатов.

По нашей теме мы осуществили аналитический обзор 32 научных и специальных работ по данному вопросу. Исследовательская работа — это, прежде всего обобщение уже имеющейся информации. По литературным источникам можно ясно представить все то, что имеет значение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования.

Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование, проведение которого предусматривает получение информации от опрашиваемых путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Одно из преимуществ анкетирования — возможность охвата сразу всех опрашиваемых. К тому же результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Нами разработаны и апробированы анкеты для учителей по физическому воспитанию, тренерам ДЮСШ и студентам выпускникам по которым нами определялся уровень теоретико-практических и методологических знаний по проблеме леворукости и использованию методик по формированию двигательных навыков в работе с леворуками учащимися средних классов. Анкетой нами охвачено большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. В ней затрагиваются вопросы по причинам леворукости, понятийному аппарату, психофизиологическим особенностям этих учеников (приложение 1). Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

В другой анкете вопросы составлены так, чтобы выяснить отношение не только педагогов, но и в целом педколлективов к проблеме леворукости, методических особенностей формирования двигательных навыков у леворуких учащихся средних классов (приложение 2).

Анкетирование учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ студентов физического воспитание проводилось анонимно. Анкетирование носило информационно — исследовательский характер. В анкету были включены 8 вопросов, касающихся проблем леворукости учащихся. Это были вопросы, с помощью которых мы хотели выяснить уровень теоретико-практических и методических знаний и умений по изучаемой проблеме.

Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. При выраженном предпочтении левой руки ставится знак «плюс» в графу «Левая рука», при предпочтении — правой ставится знак «плюс» в графу «Правая рука». Если при выполнении теста, ребёнок одинаково часто использует обе руки, то ставится «плюс» в соответствующую графу (приложение 3 и 4).

Далее подсчитывается сумма знаков в каждой графе, для окончательного вывода необходимо выяснить, нет ли среди близких ребёнку родственников левшей. При наличии семейной леворукости в графу «Левая рука» ставится дополнительный «плюс».

Каждое задание целесообразно повторить несколько раз, чтобы исключить случайное. Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость. Детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой, называют амбидекстрами.

Для решения поставленных задач разработаны диагностические и экспериментальные методы исследования:

  • 1) диагностические: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся среднего школьного возрастов, наблюдения;
  • 2) экспериментальные: констатирующий и формирующий; статистические методы обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Педагогический эксперимент — специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм и нового содержания обучения. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль призвано играть проверяемое нововведение.

Математико-статистические методы. Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы качественного и количественного анализов. В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения количественных методов, основанных на использовании математического аппарата.

2.2 Определение уровня теоретико-практических и методологических знаний и умений и их формирование в работе с леворукими детьми у педагогов образовательных учреждений различного типа

Для выяснения уровня теоретико-практической подготовленности нами были проанкетировано 20 учителей физического воспитания, 20 — тренеров ДЮСШ и 20 студентов 5 курса физического воспитания.

Таблица 2.1.

Результаты анкетирования учителей физического воспитания по проблеме леворукости учащихся средних классов.

Номер анкетируемого.

Номер вопроса анкеты.

Всего баллов.

%.

62,5.

50,0.

37,5.

50,0.

62,5.

37,5.

50,0.

37,5.

62,5.

50,0.

37,5.

62,5.

62,5.

50,0.

50,0.

37,5.

50,0.

37,5.

50,0.

62,5.

Всего баллов.

%.

70,0.

50,0.

25,0.

25,0.

30,0.

med.

50,0.

Обозначение: + - правильный ответ (1 балл); 1−8 — номера вопросов; 1−20 — номера анкетируемых учителей.

Из всех анкетируемых учителей ни один из них правильно ответил на все поставленные вопросы. Их качество знания колебалось в пределах от 3 до 5 баллов (от 37,5% до 62,5%), в среднем они составили 50%.

В спортивных единоборствах левши побеждают несколько чаще правшей, заметив это в спорте сейчас обозначилась интересная тенденция: тренеры понимают, что леворукость дает преимущество. Они в свои школы подбирают леворуких учащихся, естественно готовятся работать с таким материалом. Как показало анкетирование специалистов ДЮСШ их знания о проблеме леворукости на достаточно высоком уровне (таблица 2.2).

Таблица 2.2.

Результаты анкетирования тренеров ДЮСШ по проблеме леворукости учащихся средних классов.

Номер анкетируемого.

Номер вопроса анкеты.

Всего баллов.

%.

75,0.

75,0.

75,0.

87,5.

62,5.

75,0.

75,0.

75,0.

75,0.

75,0.

75,0.

62,5.

50,0.

62,5.

75,0.

75,0.

75,0.

62,5.

62,5.

50,0.

Всего.

5,6.

%.

55,0.

95,0.

30,0.

25,0.

95,0.

60,0.

med.

70,0.

Обозначение: + - правильный ответ (1 балл); 1−8 — номера вопросов; 1−20 — номера анкетируемых тренеров.

Видно, что один анкетируемый тренер правильно ответил на 7 вопросов, 12 — на 6, 5 — на 5 и 2 на 4. В целом эта группа специалистов по спорту показала хорошую подготовку по изучаемой проблеме. Они правильно ответили на 50−87,5%, в среднем — 70% вопросов.

Возможно, их интерес к леворуким спортсменам связан, с тем, что ученые считают, что левши являются более выносливыми к сверхнагрузкам, предъявляемым в спорте. У них своеобразная организация мозга, поэтому быстрее происходит передача импульсов, быстрее идут адаптационные процессы.

Интересно сравнить уровень подготовки студентов 5 курса факультета физического воспитания к работе с леворукими учащимися средних классов. Как показало анкетирование, студенты не имеют качественной профессиональной подготовки к работе с таким учащимися (таблица 2.3).

Таблица 2.3.

Результаты анкетирования студентов 5 курса факультета физического воспитания по проблеме леворукости учащихся средних классов.

Номер анкетируемого.

Номер вопроса анкеты.

Всего баллов.

%.

62,5.

37,5.

62,5.

50,0.

50,0.

50,0.

37,5.

50,0.

50,0.

37,5Для выяснения леворукости учащихся средних классов нами проведен опрос, анкетирование учащихся 6 общеобразовательных школ Республики Мордовия (Дубенская СОШ, Большеболдинская СОШ, Большеигнатовская СОШ, Сабаевская СОШ, Старошайговская СОШ, Гуменская СОШ), 2 — СОШ № 12 г. Коломна СОШ г. Балашиха Московской области (таблица 2.6).

Таблица 2.6.

Количество протестированных учащихся и выявленных среди них леворуких в различных учебных заведениях.

Название учебного заведения.

Всего.

Леворукие.

%.

Праворукие.

Амбидекстры.

МБОУ Дубенская СОШ.

3,5.

МБОУ Арх-Голицынская ООШ.

7,3.

МБОУ Большеполянская ООШ.

10,0.

МБОУ Большеболдинская СОШ.

5,0.

МБОУ Большеигнатовская СОШ.

8,0.

МБОУ Сабаевская СОШ.

9,2.

МБОУ СОШ № 12 г. Коломна.

12,0.

МБОУ Старошайговская СОШ.

10,4.

МБОУ Гуменская СОШ.

8,0.

МБОУ СОШ г. Балашиха.

10,0.

Итого.

8,3.

По литературным данным в СОШ № 1 г. Ершова Саратовской области из 143 учеников отмечено леворуких 15 (10, 5%).

Кроме учащихся школ нами проведены исследования по определению леворукости в двух детсадах, в которых также зарегистрировано значительные колебания леворукости детей. В Дубенском Детсаду в группе из 20 детей — 2 леворуких (10,0%), а в детсаду г. Саранска из 27 детей — 1 (3,7%) леворукий.

Как мы видим, в исследуемых школах процент леворуких учащихся колебался в пределах 3,5−12,0%, минимальная их доля составила в Дубенской СОШ, а максимальная — в СОШ № 12 г. Коломна. Средняя доля леворуких учащихся составляет 8,3%. Причем, в Большеигнатовской СОШ из 368 учащихся 25 леворуких, в Гуменской СОШ из 122 учащихся — 7 леворуких. Таким образом, в школах доминировали праворукие, далее — леворукие и амбидекстры (рисунок 2.1).

Анализ рукости в исследуемых школах.

Рис. 2.1 Анализ рукости в исследуемых школах

Наши результаты согласуются с общепринятой статистикой по леворуким. Так, по официальным данным в Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%.

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11%. До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления давления со стороны среды число леворуких увеличивается до 10−12% [29, с. 147].

Сравнивая уровень теоретико-практической и методологической подготовки следует отметить, что у тренеров ДЮСШ он значительно в 1,4 раза качественнее, чем у учителей физической культуры и студентов (рисунок 2.2).

Сравнительный анализ компетентности педагогов к работе с леворукими учащимися.

Рис. 2.2 Сравнительный анализ компетентности педагогов к работе с леворукими учащимися

Это можно объяснить тем, что тренеры ДЮСШ потенциально заинтересованы в подготовке леворуких спортсменов по некоторым видам спорта (теннис, волейбол, бокс и другие). Учителя физической культуры менее мотивированы к работе с леворукими учащимися, чем тренеры или даже учителя начальных классов. Студенты физического воспитания не дополучают теоретических и практических знаний о проблеме леворукости, формирования двигательных навыков у леворуких учащихся средних классов.

Сравнивая работу тренеров и учителей физической культуры по формированию двигательных навыков леворуких учащихся средних классов, видно, что она более профессионально поставлена у тренеров, чем у учителей (рисунок 2.3).

Сравнение работы учителей и тренеров ДЮСШ с леворукими учащимися.

Рис. 2.3 Сравнение работы учителей и тренеров ДЮСШ с леворукими учащимися

Анализ проведенной работы показал, что проблема леворукости в СОШ и ООШ не нашла места в воспитательно-образовательном процессе. Работа учителя направлена на выполнение программы воспитания и обучения учащихся средних классов, на подготовку их к обучению в старших классах. Технологии, используемые в работе с подростками, подводят их к праворуким действиям. Не так редко, отмечено переучивание леворукого учащихся проводится как по инициативе педагога, так и по просьбе родителей.

Медико-педагогический персонал СОШ и ООШ не совсем акцентировал внимания на работу с данной категорией детей, мало давал квалифицированных советов, консультаций учителям физической культуры и родителям. Не все педагоги были знакомы с технологиями диагностирования рукости, а, значит, и не владели ими.

В работе с учителями выяснялось понимание ими причин появления леворукости. Большинство из них (стаж от 10 и более лет) видело её в неправильном воспитании (29%), в отклонении процесса развития от нормы (32%). Учителя, работающие в школе менее 5 лет, полагали, что это индивидуальный вариант проявления развития (15%), возрастное проявление (8%), наследственное (9%).

Отношение к леворукому ребенку часто ограничивалось переучиванием (74%), не переучиванием (26%). При этом аргументация базировалась на опыте учителя, на его отношении к общепринятым нормам. Подобный подход противоречит базовым положениям технологии щадящей коррекции, не допускающей каких-либо форм насилия при проведении коррекционной работы.

Учителя со стажем до 5 лет (64%) не видели зависимости психического состояния ребенка от методов переучивания. Опытные учителя определяли эту зависимость (36%), не дифференцируя трудности при формировании двигательных навыков на уроках физической культуры.

Наблюдение за учащимися, беседы с ними убедили нас в том, что учителя не всегда верно определяли рукость ребенка, не всегда учитывали его индивидуальность, стереотипно подходили к леворуким детям, не выделяя такие важные параметры, как принадлежность к бытовым и графическим левшам, правшам, амбидекстрам. Все это создает атмосферу дискомфорта, затрудняя учебную деятельности, процесс общения, установление контактов с взрослыми и сверстниками.

Анализ учебных планов, рабочих программ, учебников по предметам психолого-педагогического цикла на факультетах физической культуры, беседы с преподавателями вуза показали, что ни в учебных планах, ни в рабочих программах преподавателей не поднимался вопрос о леворукости ребенка.

Все виды педагогической практики в педвузе направлены на знакомство с воспитательно-образовательной работой в школе, на формирование умений и навыков в организации всех режимных моментов, на проведение основных видов деятельности с детьми разных возрастных групп, на выявление особенностей методики проведения уроков в школе. При этом редко рассматривался вопрос об индивидуальном подходе к леворуким учащимся, подвергалась анализу специфика работы с леворукими детьми, не даны соответствующие рекомендации учителям, воспитателям, родителям.

Беседы с педагогами вузов выявили отсутствие вопросов о леворуких детях в учебных программах, в читаемых курсах, в индивидуальных консультациях. Поэтому необходимо вводить данный вопрос во все формы учебного процесса.

Проведенный констатирующий этап работы показал, что леворукость должна быть введена в программы вузов для обучения будущих специалистов и учителей средних классов. Студенты должны владеть методикой работы с данной категорией школьников, оказывать им посильную помощь, научая жить и работать в праворуком мире.

Беседы с родителями детей дошкольного и школьного возрастов показали, что в большинстве своем они не подготовлены к пониманию проблем своего ребенка. Их тревожит леворукость, но незнание технологий работы с такими детьми ставит их в тупик.

В процессе физического воспитания учителя занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. Учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке [2, с. 56].

Учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность выполнения. Это не только особенности двигательного действия, но и особенности условий двигательной задачи: жесткость опоры, свойства снарядов, поведение соперника и т. п. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называют «основными опорными точками» (ООТ), а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия» (ООД).

Двигательный навык формируется по законам условно-рефлекторной деятельности лишь тогда, когда ООД строится неосознанно, отсутствуют этапы усвоения действия в материальной и громко-речевой формах. Если же учитель управляет ходом формирования ООД, а ученик осознанно отрабатывает ее элементы, если при этом учитель указывает те ООТ, в которых нежелателен перенос, если ученик последовательно усваивает действие в материальной, громко-речевой и внутренне-речевой формах, то внедрения непригодных блоков во вновь формируем: действие не происходит, ООТ из ранее сформирование действий не внедряется во вновь формируемую ООД, интерференция не возникает [24, с. 78].

Леворукие учащиеся 9-го класса, хорошо усвоившие подъем завесом на перекладине из размахивания в висе, должны были научиться выполнять подъем верхом. Перед началом обучения учащимся надо указать на непригодность сформированного ранее навыка подъема завесом для решения новой двигательной задачи и объяснена разница в механике обоих подъемов. Если преподаватель обозначает непригодность элементов ООД, сформированных в предшествовавшем обучении, для решения новых двигательных задач, то переноса навыка не наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Если же преподаватель не управляет формированием ООД, то большинство обучаемых использует элементы ориентировочной основы ранее освоенных двигательных действий, опираясь на несущественные аналогии в условиях двигательных задач, в результате чего и возникает интерференция навыков [30, с. 34].

Таким образом, эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

Обучение двигательным действиям, направленным на развитие ловкости у леворуких подростков, должно базироваться на овладении сложнокоординационными двигательными актами. Именно способность к сложнокоординационными движениям отличает подростков от детей младшего школьного возраста. Подростки осваивают технические приемы из спортивных игр и спортивной гимнастики, легкой атлетики. В учебный процесс необходимо систематически включать физические упражнения, обладающие новизной [28, с. 69].

Очень важны индивидуальное внимание учителя к каждому занимающемуся и своевременная фиксация успеха. Если учитель радостно отмечает удачную попытку, то она прочно фиксируется в памяти леворукого ученика.

При формировании двигательного навыка и подачи учебного материала для его понимания и запоминания следует учитывать также индивидуальные особенности развития психических процессов. У леворукого учащегося более развита зрительная память, поэтому необходимо делать акцент на наглядном методе обучения. При более развитой двигательной памяти — ориентироваться на метод непосредственного выполнения упражнения. Леворукие подростки с высокой тревожностью чаще пользуются самоконтролем, т. к. постоянно не уверены в своих действиях, поэтому они требуют полной обратной связи, подтверждения успешности решаемой задачи. Для лиц с инертностью нервных процессов введение в учебный процесс мыслительной тренировки ухудшает результат, а с подвижностью нервных процессов — улучшает [2, с. 35].

Тревожные учащиеся требуют больше внимания на начальном этапе решения какой-либо двигательной задачи, а не тревожные — на конечном этапе обучения.

Трудные двигательные задачи, вызывающие психическое напряжение у высоко тревожных решаются хуже, поэтому для них нужно, чтобы учебный материал был разбит на небольшие порции, сопровождающиеся подготовительными упражнениями [7, с. 25].

Прежде чем разучивать двигательное действие, его образцово показывают ученикам в целостном виде. Сначала 3−4 раза в обычном и при возможности обязательно 2−3 раза в медленном темпе и в разных плоскостях.

При обучении двигательным действиям (бросок ведущей рукой в кольцо от плеча с 1,5 м; переворот боком, стойка на голове) использован более широкий набор подводящих упражнений.

Например, при обучении гимнастическому элементу — переворот боком, предлагались следующие подводящие упражнения:

  • 1. Из стойки на руках поворот на 90 градусов с помощью;
  • 2. Из стойки на руках ноги врозь, сход на одноименную ногу с помощью;
  • 3. Соединить 1-е и 2-е упражнения с помощью;
  • 4. Из стойки руки вверх, махом одной и толчком другой;
  • 5. Переворот в целом с помощью медленно.
  • 6. Из стойки лицом к стене — переворот;
  • 7. Переворот в целом с помощью;
  • 8. Переворот в целом самостоятельно.

Для леворуких учеников со слабой нервной системой, которые лучше воспринимают учебный материал при распределительном способе обучения, учебный материал делился на составные части и связывался со знакомым, хорошо усвоенным ранее материалом. Ученикам с сильной нервной системой, которым предпочтителен концентрированный способ, учебный материал дается «куском» [26, с. 12].

В связи с тем, что трудные двигательные задачи вызывают психическое напряжение у высоко тревожных леворуких школьников и решаются ими хуже, чем у не тревожных, для них учебный материал был также разбит на небольшие порции и сопровождался подготовительными упражнениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой