Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Cистема упражнений для формирования и развития фонетических навыков на младшем этапе обучения английскому языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в постоянной «инвентаризации». Обычно фонетическая зарядка строится градуировано: от более мелких единиц (собственно предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в разнообразных сочетаниях. Например, — what, water, wind… Читать ещё >

Cистема упражнений для формирования и развития фонетических навыков на младшем этапе обучения английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание, роль и место фонетической зарядки на уроке английского языка у младших школьников Итак, как следует из всего вышесказанного, основная работа по обучению произносительной стороне речи проводится на первом году изучения иностранного языка. В последующие годы идет лишь корректировка и совершенствование усвоенных навыков. Именно поэтому на уроке невозможно обойтись без фонетической зарядки.

Фонетическая зарядка, выполняемая почти на каждом уроке в течение всего курса обучения иностранному языку, представляет собой специальной тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. При выполнении фонетической зарядки учащиеся должны мобилизовать как произвольное, так и непроизвольное внимание к произношению. Определенный звук (из объективно трудных или тех, что плохо усвоены данной группой учащихся) должен стать предметом произвольного внимания. Задание формулируется следующим образом: «Повторите за мной (диктором) слова, обращая внимание на звук [h] ([w], [r], [?] и т. д.)» [24: 71].

Целями фонетической зарядки являются предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка — слуховых, произносительных, ритмико-интонационных, а также отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными [28: 75].

Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в постоянной «инвентаризации». Обычно фонетическая зарядка строится градуировано: от более мелких единиц (собственно предмета тренировки) к более крупным, где эти единицы предстают в разнообразных сочетаниях. Например, [w] - what, water, wind, why, а далее рифмовка: Why do you cry, Willy; why, Willy, why? [24: 72]. Е. Н. Соловова в курсе лекций по методике обучения иностранным языкам приводит несколько примеров содержания фонетической зарядки:

  • — чтение слов, предложения, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок;
  • — чтение сложных в фонетическом отношении частей предложений, словосочетаний с нанизыванием слов поочередно сначала или с конца;
  • — слушание с целью определения ошибок;
  • — распознавание диалектов;
  • — определение отношения к чему-либо по интонации;
  • — произнесение одной и той же фразы с различной интонацией в зависимости от речевой задачи;
  • — повторение в паузу;
  • — повторение синхронно за диктором/учителем/товарищем;
  • — узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение и т. д. [28: 75].

Важным представляется выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке. Возможно, однако, ее проведение непосредственно перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, вызывающего «бдительность» к произношению словарных единиц, которые затем будут использованы в речи [24: 72], т. е. ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями [28: 75].

Приведем примеры фонетической зарядки, описанные авторами различных УМК. Например, авторы учебника «English» для второго класса И. Н. Верещагина и Т. А. Притыкина советуют начать уже второй урок английского языка с «фонетической тренировки учащихся в использовании структуры My name is…» [14]. Тренировка, например, может проходить в форме игры «Давайте познакомимся». Учитель, делая вид, что не помнит имена учащихся, говорит: «Ребята, а ведь я еще не все ваши имена запомнил. Давайте еще раз познакомимся: My name is…. What is your name?» Обращается с этим вопросом к большинству или ко всем учащимся. Эту игру можно сделать подвижной, предложив всем ребятам встать в затылок друг другу. Ответивший на вопрос убегает и становится в конец линейки. Можно провести и ролевую игру с использованием тех масок, поделок, кукол, рисунков, картинок, которые принесли учащиеся. Каждый ребенок играет роль персонажа, которого он принес, а учитель с ними знакомится [14]. В качестве фонетической зарядки можно также использовать звуковое приложение к данному учебнику. Например, урок 48 начинается с работы с аудиозаписью [11: 142]:

«Учимся говорить, что мы умеем и не умеем делать. Слушай и повторяй:

[i: — i: — i:] see (3), I see green, I see yellow, I see this and that and that.

[ж — ж — ж] can (3), can see, I can see. He can see. She can see, I can see an elephant. He can see a tiger. We can see toys in the bag. Can jump, can run, can hop. My dog can run and jump. I can run and jump, too.

[б: — б: — б:] can’t (3), I can’t, she can’t. I can’t see. She can’t see. I can’t see your toys. You can’t see my toys. He can’t see those birds.

can’t run, can’t jump. They can run but they can’t jump. We can see the hare, but we can’t see the fox" [14].

В учебниках и книгах для учителя в УМК для 3 и 4 классов И. Н. Верещагина и Т. А. Притыкина не дают никаких рекомендаций по проведению фонетической зарядки, оставляя подбор материал на усмотрение учителя.

Материал, приведенный в учебниках линии Millie (созданных коллективом авторов во главе с С.И. Азаровой), который может быть использован в качестве фонетической зарядки, обширен и отличается многообразием. Во 2 классе дети разучивают песни и стихи, читают рифмовки и скороговорки. Например, в уроке 5 (Unit 3) авторы советуют начать урок с исполнения песенки «I like butterflies»:

I like butterflies,.

Red and yellow butterflies,.

Pink and purple butterflies,.

Blue and orange, too.

I like butterflies,.

Green and brown butterflies,.

Black and white butterflies,.

Do you like them too? [2:30; 3: 62].

Авторы УМК «Enjoy English» М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева уделяют внимание работе над фонетикой и фонетической зарядке в частности не только на первом году обучения, но и в 3 и в 4 классе.

Во 2-м классе в большинстве случаев фонетическая зарядка основывается на сказках, которые учащиеся рассказывают вместе с учителем, параллельно отрабатывая новые звуки. Например, в уроке 8 учитель, сообщив учащимся, что на уроке они вместе с артистами будут составлять программу предстоящего концерта, рассказывает сказку: «Первым в театр пришел Трикки. Он взобрался на сцену и громко произнес (Repeat after me.): [?]-[?]-[?]-[?]-[?]и услышал в ответ: [?:]-[?:]-[?:]-[?:]-[?:]. Трикки удивился и произнес: [?]-[?]-[?]-[?]-[?], а в ответ услышал [??]-[??]-[??]-[??]-[??]. Арлекин улыбнулся и сказал: [i]-[i]-[i]-[i]-[i], а в ответ прозвучало: [i:]-[i:]-[i:]-[i:]-[i:]. Трикки очень удивился и закричал: [u]-[u]-[u]-[u]-[u]. В зрительном зале раздалось: [u:]-[u:]-[u:]-[u:]-[u:]. Тогда Трикки спустился в зрительный зал и спросил: „Who are you?“ Голос незнакомца ответил: „Who are you? Who are you?“ Тогда Трикки задал еще один вопрос: „What is your name?“ „What is your name? What is your name?“ — ответил незнакомец» [8:37].

В качестве материала для фонетической разминки в начале урока авторы также предлагают использовать стихи и рифмовки. Например, урок 49 начинается с повторения рифмовки о Джеке и Джил, которую учащиеся начали разучивать на предыдущем занятии [8: 85].

3-й урок в 3-м классе авторы предлагают начать с повторения рифмовок, которые они учили в прошлом году. 4-й урок начинается с фонетической сказки-разминки, в ходе которой учащиеся повторяют нужные на данном уроке звуки: «Миссис Чэттер готовится к встрече с учениками лесной школы и собирается угостить их чем-то вкусненьким. Раскладывая угощение, она напевает: [w], [w], [w], [sw], [sw], [sw], [t], [t], [t], sweets, I like sweets. Do you like sweets?» Слушая рассказ, учащиеся должны произносить хором отрабатываемые звуки, слова, повторить интонацию вопроса [9: 39].

В 4-м классе авторы советуют начать 2-й урок с работы с аудиозаписью: «Listen and read:

[i] spring, winter, windy.

[?] on, not, clock, frog, hot.

[?] jump, duck, summer, sunny.

[au] now, mouth, down, cloudy.

[?u] don’t, open, cold" [10: 39; 7: 7].

Урок 26 в том же 4-м классе начинается с работы над стихотворением «The Whale». Учащимся предлагается вспомнить первую часть стихотворения, прослушав аудиозапись и прочитав ее. Затем учащиеся прослушивают вторую часть стихотворения, повторяют за диктором отдельные строки и читают стихотворение самостоятельно, в парах [10: 57; 7: 54, 57].

1. One, two, three, four, five,.

Last month I caught a whale alive.

Six, seven, eight, nine, ten,.

Then I let it go again!

2. Why did you let it go?

Because it bit my finger so!

What finger did it bite?

The little finger on the right!

Эффективные фонетические упражнения для успешного формирования фонетических навыков у учащихся на английском языке Как утверждает ряд авторов (Г.В. Рогова, Н. И. Гез, Е. Н. Соловова и др.), на начальном этапе обучения произносительной стороне иноязычной речи используются два типа упражнений: [28: 71−72].

  • 1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости. Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку и т. д. Слова могут быть как знакомыми, так и незнакомыми. Здесь также можно попросить определить звуки родного и иностранного языков. Такое упражнение развивает речевой слух и готовит почву для другого типа упражнений.
  • 2. Упражнения на воспроизведение. На начальном этапе ученики часто повторяют слова, словосочетания и речевые структуры за учителем или диктором. На уроке это может быть как хоровое проговаривание, так и индивидуальное [28: 71−72].

Очевидно, что упражнения первого типа в современных УМК, предназначенных для младшей школы, практически не встречаются. В качестве примера можно привести лишь рекомендации И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной в книге для учителя к учебнику 2-го класса. На первом уроке они советуют провести небольшую вводную беседу, обратив внимание учеников на «отличие английского языка от родного: на долготу и краткость гласных, от чего может зависеть значение слова (sheep — ship); на наличие в английском языке звуков, отсутствующих в русском языке [T, р, w], a также звуков, как будто похожих на русские, но в действительности отличающихся от них [о — ?], [т — t]; на различие в интонации» [14]. Также необходимо сделать вывод о том, как важно фонетическое оформление речи на английском языке.

Основная работа по обучению фонетике строится на упражнениях второго типа, которые отличаются большим разнообразием в плане содержания. Материалом таких упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Он может быть организован по принципу аналогии (все примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (примеры подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак), либо дан в произвольной последовательности [18: 169−170].

Организация материала фонетических упражнений по принципу аналогии хорошо прослеживается в учебниках линии «English» авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной. Например:

— Научись говорить, кто есть у него (у нее) в семье. Слушай и повторяй:

[ж — ж — ж, z — z — z] has (3), he has (3), he has got (3). He has got a son. Mr. Smith has got a son. She has (3), she has got (3). She has got a daughter. Mrs. Abb has got a daughter, but (3), but she hasn’t got, but he hasn’t got. My aunt has got a daughter, but she hasn’t got a son. Her uncle has got a son, but he hasn’t got a daughter [14; 11: 29].

— Учимся спрашивать, что мы умеем делать. Слушай и повторяй:

Can you run? Can he jump? Can monkeys jump? Can giraffes run? Can you see that bird?

[?: — ?: — ?:] horse (3), a horse — horses, one horse, five horses, ten horses, many horses, big horses, brown horses. Are the horses grey? No, the horses are brown. Can horses run? Yes, they can.

[au — au — au] cow (3), a cow — cows, a big cow, a nice cow. They’ve got a nice brown cow. Can you see those cows? [14; 11: 145].

— Learn to pronounce and use the new words. Listen and repeat.

[e] (3), exercise (3), an exercise (3), do exercises (3). When do you do exercises? I do exercises at 7 o’clock.

[e] then (3). Then I do exercises. Then he does exercises. He gets up at 6 o’clock, then he does exercises.

[au?] (3), shower (3), a shower (3), take a shower (3), then I take a shower, then she takes a shower. My brother does exercises and then he takes a shower. Do you take a shower after exercises? [15: 63; 12: 47].

— Learn to pronounce and use the new words. Listen and repeat.

[?] not, top, top is the highest (upper) part of something, at the top of the hill, at the top of the mountain, at the top of the page, at the top of the class. The old Russian town was situated at the top of the hill.

[au] ground, found, to found-founded, to found a new city, to found a school, to found a family, to write a story which is founded on facts. They founded a town on the banks of the river. Yuri Dolgoruky founded Moscow.

[ж] cap, map, a map-maps, a map of the world, a map of Russia. A map can show you countries and towns, seas, mountains, rivers and oceans. Look at the map! Where is the Volga on the map?

[?] sung, young, young-younger-the youngest, a young woman, a young man, young trees. My granny looks quite young for her age. When Mr. Jones was young, he lived in Italy.

[?u] spoke, stone, a stone-stones, a stone wall, a stone tower, to throw stones at somebody/something. Don’t throw stones at dogs. People use stones to build houses [16: 90; 13: 385].

Достаточное количество упражнений, построенных по принципу аналогии, можно найти в учебниках М. З Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой «Enjoy English». Во втором классе упражнения такого типа широко используются для введения новых букв:

— The letter E.

Little yellow bee, bee, bee! How many flowers can you see? [8:35].

— The letter F.

One, two, three, and four, and five! I have got a fish alive [8: 36].

Также широко используются упражнения, нацеленные на закрепление новых звуков и корректировку произносительных навыков:

Предложите детям повторить за вами слова с долгими гласными звуками, как это сделало бы эхо (Repeat after me):

[?:] are, dance, Martin, can’t.

[u:] who, two.

[i:] three, he, she, please.

[?:] four, morning [8: 37].

— Listen and read:

[?:] bath, bathroom, carpet, arm, armchair.

[ж] lamp, pantry, black, flat.

[?:] floor, door.

[ai?] fire, fireplace [7: 23].

В учебниках линии «Mille», написанных коллективом авторов во главе с О. А. Азаровой, используется большое количество рифмовок и скороговорок, нацеленных на отработку конкретного звука:

  • — Mike is Millie’s favourite mouse [2: 39].
  • — Pat's pet is pink and Paula’s pet is purple [2: 41].
  • — Little Lucy the Lizard loves lollipops[2: 65] .
  • — Ten teddy bears are in the toy tree today! [2: 84] .
  • — What are you doing? — I'm fishing. I like fishing and singing [1: 14].
  • — Frank drinks pink juice and says thanks to Mum [1: 33].
  • — Jack's wearing a jacket with a juice spot. Jeff’s wearing jeans with a jam spot [1: 62].
  • — When and where can we see a white whale? [1:108].

Приведем примеры фонетических упражнений, в которых материал строится по принципу оппозиции. На таком принципе построены многие фонетические сказки, а также рифмовки и скороговорки в учебниках М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой:

«Трикки нарисовал портреты своих друзей-артистов и решил повесить их в театре. Он взял молоток, встал на стул и начал забивать гвоздики, на которые можно было бы повесить портреты [d]-[d]-[d], [t]-[t]-[t], [d]-[t], [d]-[t]. [d]-[t]. «[8:26].

«Билли прилежный ученик и не любит опаздывать. Каждое утро он берет портфель и пыхтя бежит в школу: [p]- [p]-[p]-[p]-[p], [p]-[t]-[p]-[t]-[p]-[t]… Билли останавливается на большой поляне и наблюдает за веселыми облаками: [?]-[?]-[?]-[?], [u]-[u]-[u]-[u], [?]-[?]-[?]-[?]. «[8: 44].

  • — [и] thank you, think, three
  • — [р] the, they, that

One, two, three! One, two, three!

This is some coffee and this is some tea.

One, two, three! One, two, three!

Who likes coffee and who likes tea?

One, two, three! One, two, three!

Dad likes coffee and Mum likes tea! [9: 47].

— Listen and read:

[?] teacher, computer, sharpener, answer.

[e] lesson, desk, pencil, question, textbook.

[u:] school, ruler, two.

[u] book, textbook, workbook, look, put [7: 104].

Примеры упражнений, построенных по принципу оппозиции, из учебников И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной «English» и коллектива авторов во главе с С. А. Азаровой «Millie»:

— Прослушай стихотворение «Имена» и выучи его наизусть:

Names.

В формировании фонетических навыков у учащихся младшего школьного возраста огромную роль играет особая система специальных фонетических упражнений. Работе над фонетикой уделяется время практически на каждом уроке, особенно на первом году обучения, когда закладываются основы иноязычного произношения. Специальные упражнения разрабатывают фонематический и интонационный слух учащихся, способствуют автоматизации произносительных и ритмико-интонационных навыков. Особую роль в работе над слухо-произносительной стороной речи играет фонетическая зарядка. Авторы современных УМК уделяют ей должное внимание и предлагают свои рекомендации по ее проведению, а также разнообразные упражнения, целью которых является обучение учащихся правильному произношению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой