Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перспективы развития вооружения и техники

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, посыл к разработке новых вооружений должен исходить от потребителя, от видов Вооруженных Сил (родов войск). Здесь должны быть восстановлены соответствующие военные научно-технические комитеты, которые должны давать старт и обеспечивать практическую организацию выполнения новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этой работе особая роль принадлежит видовым… Читать ещё >

Перспективы развития вооружения и техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Масштабные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. Сегодня идет строительство Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок с учетом по-новому осмысленных национальных интересов и степени реальности угроз национальной безопасности России.

Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ сегодня является то, что военная сила в системе международных отношений за последнее время не утратила своего значения. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской Федерации.

Существующие угрозы оказывают влияние также на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, создание очагов напряженности, характер войн и вооруженных конфликтов.

Главной особенностью конфликтов ныне является перераспределение ролей в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будут определяться в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Это говорит о том, что прежняя концепция войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения, так как даже локальные конфликты теперь могут вестись на относительно больших площадях. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии Высокооснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа конфликтов конца XX — начала XXI веков можно сделать следующие выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе;

  • * вооруженные силы подтверждают свое центральное место в осуществлении силовых операций.
  • * решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта.
  • * особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория.
  • * критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако в целом очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер.
  • * несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие бое готового резерва и системы его отмобилизования и развертывания.
  • * боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны.
  • * решающее значение для обороняющихся будет иметь совершенная система разведки с единым центром управления и хорошо защищенными центрами (пунктами) сбора и обработки разведывательной информации всех видов вооруженных сил и спецслужб. Возможность у них доведения обработанных разведывательных данных до всех заинтересованных инстанций в кратчайшие сроки, близкие реальному масштабу времени.
  • * в группировке войск кроме обычных элементов в оперативном построении (боевом порядке) должны присутствовать: разведывательно-информационный центр, действующий в рамках реального масштаба времени; автоматизированная, высокозащищенная система управления войсками и оружием; воздушно-космический эшелон (или часть его) высокоточного оружия; высокозащищенный резерв;
  • * характер применяемого в современных войнах вооружения определяет необходимость наличия сил и средств для нанесения ударов по военным инструментам противника (дальнобойному высокоточному оружию, дальней авиации), находящимся за границами непосредственного района конфликта.
  • * главное внимание должно быть уделено созданию устойчивой дублированной системы управления войсками (силами) во всех звеньях управления.
  • * ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки.

В то же время анализ перечисленных характерных черт войн показывает, что это отнюдь не классический образ «бесконтактной» войны, а скорее промежуточный (переходный) вариант, в котором просматриваются черты как традиционных войн, так и особенности войн нового поколения, получивших название «бесконтактных». На сегодняшний день концепция «бесконтактной» войны остается лишь теоретической моделью, отражающей стремление определенных государств снизить свою вовлеченность в региональные конфликты с присутствием сухопутных войск. Безусловно, достижение полной бесконтактности боевых действий вряд ли возможно. Выявленные особенности современных войн и вооруженных конфликтов поднимают проблему формулирования нового понимания основных задач Вооруженных Сил РФ. Эти задачи должны учитывать как уже проявившиеся особенности развития военно-политической обстановки в зонах интересов России и характер вооруженной борьбы, так и возможные направления развития принципов ведения боевых действий с учетом изменения геополитической обстановки и совершенствования средств ведения войны.

Сегодня существует несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

  • * способность осуществить стратегическое сдерживание;
  • * высокая боевая и мобилизационная готовность;
  • * стратегическая мобильность;
  • * укомплектованность хорошо обученным и подготовленным личным составом;
  • * техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Их реализация позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в обозримой перспективе.

К основным из них можно отнести:

  • — сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания;
  • — наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск;
  • — совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил);
  • — совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил;
  • — совершенствование военной науки и военного образования;
  • — совершенствование социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Важнейшим направлением в этой работе является выполнение программы модернизации вооружения, военной и. специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

На сегодняшний день Вооруженные Силы РФ обеспечены основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами на должном уровне. Однако качественный анализ показывает, что доля современных образцов вооружения и военной техники составляет 20 — 30%, в то время как в армиях мира этот показатель — более 70%.

По нынешнему состоянию, доля стратегических ядерных сил в государственных оборонных заказах составляет 25%. По положению на 2009 год, у России имеется 3.909 боеголовок на 814 стратегических носителях, а у США — 5.576 боеголовок на 1.198 носителях. На вооружении военно-воздушных сил России находится 13 единиц стратегического бомбардировщика ТУ-160 и 63 единиц бомбардировщика ТУ-95МС.

Параллельно с повышением точности американских межконтинентальных баллистических ракет и возможностей уничтожения российских шахтнопусковых установок, был создан мобильный стратегический комплекс.

В военно-воздушных силах количество истребителей всех типов насчитывает примерно 650 единиц, возраст 55% из них превышает15 лет, а возраст 40% составляет от 5 до 10 лет. Производство новых самолетов фактически приостановлено. Авиационный парк был пополнен за счет забракованных из-за низкого качества и возвращенных Алжиром летательных аппаратов МиГ-29 СMT. А что касается продолжительности летных часов российских летчиков, то она составляет от 10-и до 30-и часов в год, хотя согласно международным требованиям безопасности полетов, ее длительность должна составлять не меньше 60-и часов в год.

С 1994 года не удается оснастить новой техникой противовоздушные силы обороны. В течение последних 16 лет российская армия не получала ни одного комплекса зенитно-ракетной системы типа С-300, а то, чем сегодня владеют вооруженные силы — произведены в 70−80-е годы и полностью исчерпают свой ресурс к 2015 году. Но комплексы противовоздушной обороны не смогут вести воздушный бой с противником даже в случае их модернизации в ближайшие годы.

Военно-морской флот РФ также находится в крайне плачевном состоянии. К 2015 году в его составе сохранится примерно 60 подводных лодок и кораблей I-го и II-го ранга. Все эти модели — устаревших образцов Следует отметить, что военно-техническое сотрудничество — самое выгодное направление для России. Она занимает 2-е место среди мировых экспортеров вооружения и военной техники. Несмотря на это, в плане экспорта в 2010 году у России были значительные спады, в том числе:

  • — был сорван заказ на поставку в Китай 38 единиц транспортных самолетов ИЛ-76 и «заправщика» ИЛ-78;
  • — Алжир вернул России забракованные из-за низкого качества 10 единиц бомбардировщиков МиГ-29;
  • — сорван тендер на поставку в Бразилию 35 единиц бомбардировщиков типа Су-35 и 4 единиц дизельных подводных лодок. Бразилия предпочла оформить контракт с Францией (в случае победы в тендере Россия получила бы 4 млрд долларов США и 50 единиц региональных самолетов «Embraer»;
  • — сорван крупнейший оружейный тендер на 10 млрд долл. — Индия отказалась от российского боевого модернизированного самолета МиГ29 — МиГ35. «Рособоронэкспорт» и российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» получили официальное уведомление, в котором Минобороны Индии оповестило о промежуточных итогах своего конкурса, объявленного еще в 2007 году. В послании содержится 14 пунктов детального анализа недостатков российского предложения — одна из претензий касается двигателей.

Сегодняшнее состояние вооружений позволяет рассчитывать на некоторый промежуток временипорядка 10−15 лет, в течение которого необходимо, с одной стороны, обеспечить поддержание существующих средств, а с другойосуществить перевооружение армии и флота.

В 2003 году разработаны и приняты основополагающие документы в области военно-технической политики РФ, определен перечень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор в этих программах и планах сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники. В ближайшей перспективе финансирование развития вооружения и военной техники будет осуществляться по трем направлениям:

  • * поддержание вооружения, военной и специальной техники частей постоянной готовности в боеготовом состоянии;
  • * завершение опытно-конструкторских разработок, имеющих прорывные результаты с точки зрения повышения качественных характеристик вооружения;
  • * модернизации устаревшего вооружения.

В основу совершенствования системы технического оснащения планируется положить сбалансированное развитие Стратегических сил сдерживания, систем боевого управления, а также Сил общего назначения.

Особое внимание при этом будет уделено развитию образцов и систем вооружения и военной технике (ВВТ), оказывающих решающее влияние на исход будущей вооруженной борьбы: дальнобойному высокоточному оружию, комплексам разведки и целеуказания (наземным, воздушным, космическим), средствам радиоэлектронного подавления, автоматизированным системам управления войсками и оружием.

Результатом выполнения предлагаемых мер должно стать повышение уровня обеспеченности воинских формирований современным вооружением и военной техникой к 2010 году в целом до 35%, а к 2015 году — до 40 — 45%. Полная замена наличного вооружения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации может произойти к 2020 — 2025 годам.

До 2025 года за счет поэтапного уменьшения расходов на текущее содержание Вооруженных Сил суммарные затраты на разработку, закупку, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники должны составлять около 50 — 60% от расходов на национальную оборону.

Для централизации заказов и поставок В ВТ в Министерстве обороны и других органах, имеющих войсковые формирования, упорядочивания расходуемых средств и исключения параллелизма в закупках, приемке и поставках Указом Президента РФ № 311 от 11.03.2003 года был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ. В результате реализации основных мероприятий по приоритетам строительства Вооруженных Сил РФ предполагается обеспечить рост их ключевых параметров и качественных характеристик (по сравнению с 2000 годом):

  • * удельной ресурсообеспеченности в 2,2 раза к 2005 году и в 4 раза к 2010 году;
  • * удельных расходов на боевую подготовку — в 2,3 и 3 раза соответственно;
  • * удельных расходов на закупку ВВТ — в 3 и 6 раз соответственно.

Важным направлением военного строительства является интеграция всего обеспечивающего процесса Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации посредством перехода к межведомственным унифицированным (сопряженным) системам технического и тылового обеспечения (МУСТиТО) ВС других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Главной целью перехода к МУСТиТО Вооруженных Сил является повышение эффективности технического и тылового обеспечения всех воинских формирований на основе интеграции соответствующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также совместного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры.

Создаваемые системы обеспечат объединение по территориальному принципу складской, транспортной, медицинской и других инфраструктур с управлением из единого органа. Это позволит осуществлять техническое и тыловое обеспечение всех войск независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных задач.

В основу совершенствования системы технического обеспечения положено создание унифицированной нормативной базы для реализации централизованного программно-целевого планирования заказов, поставок и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и других материальных средств, организации и проведения мероприятий по техническому обеспечению военной организации в мирное время, кризисных ситуациях и военное время.

К началу 2005 года был реализован территориальный принцип капитального ремонта вооружения и военной техники, других материальных средств общего назначения, технического обеспечения группировок войск (сил) независимо от ведомственной принадлежности на условиях обеспечения снижения затратности.

В совершенствовании системы тылового обеспечения приоритетными направлениями являются: формирование единой политики развития служб тыла и единой политики ценообразования при закупках продукции общего назначения; создание единой нормативной правовой базы тылового обеспечения ВС РФ, других войск и воинских формирований; сопряжение ведомственных систем тылового обеспечения войск и воинских формирований по таким важнейшим направлениям, как обеспечение горюче-смазочными материалами, вещевым имуществом и продовольствием, подготовка специалистов тыла; создание запасов материально-технических средств для совместных действий ВС РФ, других войск и воинских формирований в военное время и в кризисных ситуациях.

В 2006 — 2010 годах было обеспечено полномасштабное снабжение войск и воинских формирований всеми видами довольствия по службам тыла, доведение до установленных норм текущих и неприкосновенных запасов материальных средств.

Последующими этапами перехода к МУСТиТО на период до 2020 года будут ее адаптация и повышение качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения, совершенствования функционирования военного здравоохранения и подготовки кадров тыла.

Конечной целью указанных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ, которая была утверждена в 2000 году и свои задачи в основном уже выполнила. Теперь возникла необходимость выработки новой концепции. Это вызвано тем, что в XXI веке Россия сталкивается с новыми угрозами, которые требуют соответствующего детального анализа и реагирования. Российские ВС после длительного периода реформирования и выхода из кризиса приобретают новые качественные характеристики как с точки зрения их боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения их возможностей обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации.

Показателем зрелости ВС РФ и преодоления ими наиболее сложного периода своего существования является то, что их развитие и военное планирование отныне ведутся с учетом геополитических потребностей РФ и принципа оборонной достаточности, а не от фактически наличествующего потенциала После распада Советского Союза в декабре 1991 г. централизованное управление промышленностью, в том числе ее военно-промышленным комплексом, было упразднено, Государственная комиссия Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам и министерства оборонных отраслей промышленности СССР ликвидированы, предприятия оборонных отраслей промышленности вошли в фазу глубокого кризиса, военная мощь страны и ее обороноспособность из года в год снижались. Из примерно 3700 предприятий советского ОПК, имеющихся на территории РФ к исходу 1991 года, на 2013 год в реестре ОПК осталось 1357.

Революционные по своей сути изменения в жизни страны привели к тому, что предложения МО РФ в проект гособоронзаказа формировались под выделяемые Минфином «предельные» объемы финансирования, никак не связанные с задачами ВС и удовлетворяющими потребности развития ВВТ не более, чем на 40−60%. В результате процесс развития отечественных ВВТ вступил в период стагнации. При этом, до 1995 года вооружение развивалось без определенной стратегической линии, как бы по инерции. Военное строительство в Российской Федерации из задачи наивысшего государственного приоритета перешло в разряд проблем, финансирующихся по остаточному принципу.

Почти вся техника, которую мы видим сегодня в войсках, на парадах, на выставках, разработана в советское время и зачастую предназначена для совсем иных типов конфликтов, вооруженных сил иной структуры и с другими задачами, которые не актуальны на сегодняшний день и перспективу. Создание принципиально новых образцов ВВТ чрезвычайно затруднено, заказывающие органы Минобороны деградировали параллельно с предприятиями ОПК.

Например, широко пропагандируемый как «новейшая система» комплекс ПВО С-400 ведет свою родословную с 1983 года, когда для него были выработаны технические требования.

Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствует о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служит необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса. Указ Президента РФ 2006 года № 231 «О военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации» знаменовал возрождение позитивных перспектив отечественного ОПК.

Военно-промышленная комиссия выступает площадкой для взаимодействия промышленности и военной науки. Для оборонно-промышленного комплекса военная наука выступает партнером в четырех чрезвычайно важных областях:

  • 1. Целеполагание. То есть формирование облика перспективной системы вооружения, Вооруженных Сил, тактико-технических характеристик отдельных образцов комплексов и средств, ТТЗ на их разработку и производство.
  • 2. Формирование единых в конкретных военно-стратегических условиях форм и способов применения Вооруженных Сил, оснащаемых все более сложными военно-техническими системами.
  • 3. Сопровождение, то есть отслеживание выполняемых НИОКР и ОКР, их результатов, формирование предложений по улучшению тактико-технических характеристик разрабатываемых вооружений.
  • 4. Участие в экспертизе НИОКР и ОКР, испытаниях, включая их проведение в полигонных условиях.

Вооруженные Силы находятся в симбиозе с оборонно-промышленным комплексом. И отношения между ними не могут строиться по принципу покупатель — продавец, ибо внутреннего рынка вооружений не существует. Вооруженные Силы должны говорить, что им требуется, заранее планировать формы вооруженной борьбы, чтобы промышленность могла вовремя подготовить научные разработки, вовремя их внедрить в производство. Делать такую работу надо исключительно по единому замыслу, вытекающему из оценки динамики военных угроз и собственных возможностей.

Кажется, что сказанное вполне понятно и логично, однако события прошлых лет привели к деформации этой логики, поэтому предстоит много сделать для восстановления годами сложившийся разумной технологии разработки вооружения, военной и специальной техники.

Без такой технологии неизбежны вопиющие ошибки, когда, например, артиллерийская система разрабатывается с возможностью стрельбы на одну дальность, а боеприпас для нее — на существенно меньшую, когда создается перспективное базовое шасси, на котором невозможно смонтировать целый ряд комплексов и образцов ВВТ, которые по замыслу должны были на нем монтироваться и т. д. До сих пор у нас продолжает оставаться разбалансировка в возможностях средств разведки, передачи данных, управления и средств поражения, а это основное препятствие на пути реализации новых форм и способов ведения боевых действий.

В соответствии со сложившейся системой программно-целевого планирования на этапе подготовки государственной программы вооружения разрабатывается ряд документов, детализирующих требования к системе вооружения: «Основные направления развития ВВСТ», «Единая система исходных данных», «Концепция ГПВ» и др.

Однако на практике, в силу ряда ограничений политического, научного, технологического и экономического характера, объективно возникает несбалансированность в развитии систем вооружения, принадлежащих разным видам (родам) ВС РФ, из-за диспропорций создания ударных и обеспечивающих средств, слабой увязки образцов по стадиям жизненного цикла, срокам разработки, производства и пр.

В итоге «Перечень приоритетных вооружений, военной и специальной техники» (разрабатываемый одновременно с формированием проекта ГПВ), который определяет облик перспективных систем вооружения видов (родов войск) ВС РФ выглядит недостаточно проработанным.

Безусловно, посыл к разработке новых вооружений должен исходить от потребителя, от видов Вооруженных Сил (родов войск). Здесь должны быть восстановлены соответствующие военные научно-технические комитеты, которые должны давать старт и обеспечивать практическую организацию выполнения новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этой работе особая роль принадлежит видовым военным научно-исследовательским институтам, которые на основе тактико-технических требований должны быть способны формировать научно обоснованные тактико-технические задания на проведение конкретных опытно-конструкторских работ. Уже на этом этапе должна оцениваться и возможность реализации положений ТТЗ промышленностью. Для того, чтобы это сделать, научно-исследовательские организации Министерства обороны и промышленности должны постоянно быть в контакте, должны непрерывно работать вместе над решением общих проблем.

То, что требуют военачальники, нуждается в оценке на предмет реализуемости предприятиями промышленности. Зачастую не вина промышленности, что она не может выполнить то или иное задание. Надо сообща решать проблему технического перевооружения промышленности, когда она будет в состоянии справиться с поставленными задачами.

Заместитель министра обороны Борисов Ю. И.: «Хорошо помню времена Советского Союза, когда титульный лист технического задания делился на две части. На одной стороне стояли подписи, начиная от руководителя предприятия-разработчика (головного исполнителя) и до министра, возглавляющего соответствующую отрасль промышленности. На другой — иерархия подписей со стороны Министерства обороны. В процессе подписания проходило двухстороннее согласование всех мероприятий, гарантировалась готовность научно-технического задела и обеспечивалась технологическая и техническая готовность производства».

В государственной программе вооружения одна из важнейших проблем это проблема обеспечения комплектности поставок ВВСТ в войска. Имеется в виду не только комплектное перевооружение войсковых формирований каким-либо образцом в отдельности, но полное перевооружение этих формирований всеми образцами, которые обусловливают эффективность боевого применения этого формирования и позволяют получить известное интегральное свойство, перекрывающее суммарные возможности отдельных образцов. Если идет перевооружение бригады артиллерийскими системами, должны одновременно поставляться средства разведки и управления, обеспечивающие эффективное применение артиллерии, поставляться боеприпасы, системы обслуживания и комплекты ЗИП (запасные части и принадлежности) и т. д.

Нужны новые идеи не только в технической области, но и в организации, законодательном и нормативном правовом обеспечении формирования и исполнения государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, выполнения НИР и ОКР, осуществления серийного производства ВВСТ и т. п.

Перспективы и предложения.

Сегодня вопросы среднеи долгосрочного планирования военной организации государства в полном объеме не решаются. Проблема оснащения Вооруженных Сил России современными образцами оружия и боевой техники должна быть решена в кратчайший срок — это условие сохранения национальной безопасности.

Требуется сформировать механизм более тесного взаимодействия и заинтересованности в создании современных отечественных вооружений и техники, не уступающих и даже превосходящих по своим характеристикам иностранные аналоги.

Председатель ВПК Рогозин Д. О.: «Нам бессмысленно сегодня догонять Запад в вопросах создания вооружения и военной техники. По некоторым направлениям мы здорово отстали. Но есть смысл в другом — попытаться понять тенденцию развития ВВТ, способы ведения вооруженной борьбы и «срезать угол».

Одна из проблем — сохранение ведомственности при формировании ГПВ. Министерству обороны РФ и другим силовым министерствам и ведомствам не удалось сформировать единый действенный организационно-методологический базис скоординированного формирования программы. По-прежнему она разрабатывается каждым из ведомств отдельно, на основе собственных организационных и методологических принципов. Поэтому вопросы стандартизации, унификации, каталогизации продукции военного назначения в военной организации решаются раздельно, формирование информационных пространств министерств и ведомств проводится несогласованно, что в будущем станет основным препятствием на пути к созданию единого информационного пространства страны. Необходим механизм общегосударственного управления созданием унифицированных информационных пространств, создаваемых на основе единых информационных образов включаемых в них объектов.

Острой проблемой является незавершенность процессов создания единой (для заказчиков военной продукции и исполнителей заказов) организационно-методической базы ценообразования.

Сохраняется чрезвычайно высокая многоступенчатость и забюрократизированность процессов согласования и утверждения документов программно-целевого планирования.

Выход видится в совершенствовании форм коллективной экспертизы принимаемых решений и поиске механизмов снижения субъективного воздействия «лиц, принимающих решения» на содержание документов программно-целевого планирования по формированию облика перспективных систем вооружения.

Основными участниками такой экспертизы могут быть Академия военных наук, Российская академия ракетных и артиллерийских наук, Фонд перспективных исследований. Вместе с тем, в России до сих пор не имеется аналогов «фабрикам мысли» типа корпорации RAND, которая успешно объединяет военных и технических специалистов, ученых в области естествознания, военного искусства, истории, политологии, геополитики и т. д. Наши «фабрики мысли» имеют достаточно узкую специализацию и пока не могут создавать качественный продукт на стыке разных областей знаний и компетенций.

В качестве органов коллективной экспертизы (краудсорсинга) частично могут выступать и соответствующие общественные советы в структурах заказчиков ВВТ, профильных органов власти и производственников, если формировать их не из актеров и политиков, а специалистов, имеющих независимую позицию.

Расходы на разработку, закупку и ремонт вооружений, военной и специальной техники в 2013 году составят 1156,3 млрд руб., в 2014 году — 1463,6 млрд руб., с перспективой роста вплоть до 2020 года. Поэтому вопросы совершенствования механизмов планирования облика перспективных систем вооружения надо решать в кратчайшие сроки — времени остается все меньше.

вооруженный напряженность стратегический ядерный.

При подготовке доклада использованы источники

  • 1. Материалы конференции «Обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации современной техникой и вооружением — первоочередная задача преобразований ВС РФ», 16 апреля2010 г.
  • 2. Выступление Председателя ВПК Рогозина Д. О. на общем собрании Академии военных наук, 28 января2012 г.
  • 3. Выступление Председателя ВПК Рогозина Д. О. на научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век», 14 февраля2013 г.
  • 4. Выступление заместителя министра обороны РФ Борисова Ю. И. на общем собрании Российской академии ракетных и артиллерийских наук, 7 декабря2012 г.
  • 5. Интервью начальника ГАБТУ Шевченко А. А. автору доклада в сентябре2011 г.
  • 6. Морозов А. А. «Танк и люди. Дневник главного конструктора». — Харьков, 2006
  • 7. Буренок В. М. «Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации». — журнал «Вооружение и экономика», № 4 2012
  • 8. Быстрова И. В. «К 50-летию военно-промышленной комиссии». — газета «Военно-промышленный курьер», № 47(213) от 5.12.2007
  • 9. «50 лет Военно-промышленной комиссии». — журнал «Национальная оборона», № 12 2007
  • 10. «Отечественный военно-промышленный комплекс и его историческое развитие», под редакцией Бакланова О. Д. и Рогозина О. К. — М.: ООО Издательство «Ладога-100», 2005
  • 11. Симонов Н. С. «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920;1950;е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление». — М: РОССПЭН, 1996
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой