Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование работы над текстом по специальности на практических занятиях по русскому языку

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, одной из основных задач обучения студентовмедиков мы считаем овладение разными видами чтения, в первую очередь — ознакомительного. Необходимо с самого начала занятий развить у студентов навыки, которые позволили бы им извлекать полезную информацию из максимального числа разнообразных типов научных текстов. Н. М. Шанский считает, что «учебные тексты могут быть определены как тексты… Читать ещё >

Совершенствование работы над текстом по специальности на практических занятиях по русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка как неродного является реализация коммуникативно-ориентированного обучения. Соблюдение коммуникативности предполагает особый подход к отбору языкового материала, его особую организацию и систематизацию в учебном процессе. В основе коммуникативных потребностей студентов медицинского профиля, изучающих русский язык как неродной, лежат социально значимые потребности общества в подготовке специалистов, обладающих высокой профессиональной компетентностью.

Как показывает практика, изучение русского языка для студентов медицинского университета — это не только возможность совершенствовать русскую речь в различных сферах коммуникации, но и средство овладения будущей специальностью. В современных условиях студенты нуждаются в информации в области своей специальности, в связи с чем обращаются к источникам на русском языке.

Коммуникативно-ориентированное обучение выдвигает в качестве актуальной задачи такое построение практического занятия, когда высшей единицей обучения является текст.

Н.М. Шанский считает, что «учебные тексты могут быть определены как тексты, обслуживающие особую сферу общения — обучение — и выполняющие присущие только им дидактические функции — информационную, развивающие — воспитательную и трансформационную».

Нами предлагаются отдельные виды работ, выполнение которых активизирует не только речевую, но и мыслительную деятельность студентов медицинского университета.

В качестве иллюстрации приводим описание методики работы с текстом «Когда солнце вредит».

Всем известно, что Солнце — источник жизни на Земле. Циклы солнечной активности влияют на все земные процессы, начиная от урожайности и кончая психической настроенностью человека. Количество сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний также связано с солнечной активностью. Ещё в 1934 году братьями Т. и Б. Дюлль были получены доказательства влияния солнечных ритмов на психику человека. Они использовали данные о заболеваниях нервной системы в городах Европы. Доказано, что количество заболеваний увеличивается в периоды максимума солнечной активности в 4−5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца. Увеличивается число автомобильных катастроф и других аварий. преподавание русский языковой текст Немецкие учёные К. Вернер и Р. Рейтер, проанализировавшие около 100 тысяч автокатастроф, приводят данные о том, что на следующий день после вспышки на Солнце реакция водителей на сигнал в четыре раза медленнее по сравнению со спокойным состоянием ионосферы. Около 80% аварий в сложных технических системах происходят не по причине конструктивных или технологических несовершенств, а по вине людей, которые по-разному реагируют на солнечные процессы. У каждого человека свой тип нервной системы, свои особенности психики, и реакция организма на изменение солнечной активности может в ряде случаев привести к трагическим последствиям. Особенно это касается людей пожилого возраста. У них учащаются инфаркты и инсульты, обостряются другие заболевания. Повышается возбудимость у молодёжи. В неблагоприятные дни проявляются аномалии поведения, учащаются хулиганства, преступления.

Солнце регулирует деятельность человека, меняя психофизиологический фон организма, но это не значит, что следует фатально относиться к солнечной активности. Профилактические меры могут предотвратить неблагоприятное действие стихии. Составляются специальные прогнозы неблагоприятных дней, в которые люди должны быть особенно внимательны к своему здоровью и поведению.

На начальном этапе организуется беседа, позволяющая студентам адекватно воспринимать содержание текста по следующей схеме:

  • 1. Прочитайте текст и скажите, как зависит здоровье и поведение человека от солнечной активности.
  • 2. Как реагируют люди пожилого возраста и молодёжь на усиление активности Солнца?
  • 3. Какие профилактические меры принимаются, когда Солнце вредит?
  • 4. Испытываете ли вы дискомфорт в неблагоприятные дни?
  • 5. Как бы вы озаглавили этот текст?
  • 6. Что нового и интересного вы узнали из текста?

Чтение и пересказ текста — очень важные этапы работы. Произношение и интонирование, чёткость и выразительность речи — все это требует самого пристального внимания. Выразительное чтение возможно лишь тогда, когда студент хорошо разобрался в деталях и осознал смысл целого. Объяснение слов и словосочетаний, трансформация синтаксических конструкций, составление плана рассказа, подробный и сжатый рассказ — все эти виды работ ведут к усвоению устной и письменной речи. Особого внимания заслуживает пересказ. Пересказу необходимо учить при проведении всех видов работы.

Перед чтением текста следует ознакомиться с толкованием следующих слов и словосочетаний:

нервная система — вся система в целом, определяющая деятельность организма и поведение человека;

психика — совокупность душевных переживаний как отражение в сознании объективной действительности;

инфаркт — прекращение потока крови при спазме артерий или их закупорке;

инсульт — острое нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся внезапной потерей сознания и параличами;

возбудимость — приведение в состояние нервного подъ? ма; аномалия — отклонение от нормы, от общей закономерности; профилактика — совокупность предупредительных мероприятий (в медицине, технике и др. областях).

Далее рекомендуются следующие задания:

  • 1. Проговорите данные словосочетания вслед за преподавателем: Солнечная активность, психическая настроенность, сердечнососудистые заболевания, солнечные процессы, психофизиологический фон, профилактические меры.
  • 2. Подберите в казахском языке эквиваленты к словам:

цикл, урожайность, реакция организма, учащаются.

3. Составьте план к тексту и подготовьте его пересказ.

Таким образом, одной из основных задач обучения студентовмедиков мы считаем овладение разными видами чтения, в первую очередь — ознакомительного. Необходимо с самого начала занятий развить у студентов навыки, которые позволили бы им извлекать полезную информацию из максимального числа разнообразных типов научных текстов.

1. Актуальные проблемы современной русистики // Ред. Шанского Н. М., М., 1991 — 204.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой