Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Материальная культура сарматов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё… Читать ещё >

Материальная культура сарматов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшие элементы материальной культуры сарматов реконструируются главным образом по материалам погребений.

Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже — с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья. Некоторые мечи были сформированы сваркой внахлёст; шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешуйчатые панцири.

В конском снаряжении сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.

С III в. до н.э. до I в. н.э. были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами — фаларами, украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами (см. рис.1).

Сарматская культура. Вооружение, конское снаряжение, сосуды.

Рисунок 1 Сарматская культура. Вооружение, конское снаряжение, сосуды: 1−3 — железные мечи; 4 — бронзовый наконечник стрелы с втульчатым креплением; 5 — железный наконечник стрелы с черешковым креплением; 6 — костяной наконечник стрелы с черешковым креплением; 7 — костяная концевая накладка на лук; 8, 9 — керамические сосуды; 10, 11 — бронзовые котлы; 12 — изображение конного боя на серебряном кубке; 13 — железные удила с кольцами и зажимами для крепления оголовных ремней; 14, 16 — серебряные конские украшения (фалары) с зооморфными изображениями; 15 — реконструкция снаряжения коня; 17 — золотая обкладка рукояти железного кинжала с зооморфными изображениями (инкрустация бирюзой и сердоликом) Керамические сосуды, как правило, производились сарматами без гончарного круга и были плоскодонными и круглодонными. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированные в зону сарматской культуры. Ряд сосудов имеет стилизованные зооморфные ручки (чаще всего в виде барана, лошади или кабана).

Основные металлические сосуды сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками.

И женская, и мужская одежда сарматов в своей основе была близка скифской. Вместе с тем сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практиковалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, как у скифов, но и нашивными бусами и бисером.

Из украшений также следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных, коралловых, горно-хрустальных и стеклянных бус, а также драгоценные диадемы и гривны.

Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырём, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (в диаметре 3−5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю.

Искусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В I в. до н.э. — II в. н.э. господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью. Археология/ Под редакцией академика РАН В. Л. Янина.М.: МГУ, 2006. 608 с./ Интернет источник: http://kronk.spb.ru/library/2006;m-manual-3.2.2.2−1-2.htm (дата обращения 05.2014).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой