Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет расчетов по претензиям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, в претензии ущемленная в своих правах и интересах сторона в зависимости от сложившейся ситуации выражает свое недовольство виновной стороне: несоответствием цен и тарифов; несоответствием качества поставленного товара стандартам, техническим условиям; несоответствием количества поставленного товара (недостача); несвоевременной оплатой или неоплатой, а также выставляет требование… Читать ещё >

Учет расчетов по претензиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «ПОБЕДА» не редко сталкивается с невыполнением контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен посредством претензии. Претензия (рекламация) — требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта.

Претензии могут выставляться к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, покупателям, кредитным организациям.

Претензионный порядок предусматривается законодательством либо соглашением сторон и применяется, как правило, при обжаловании действий одной из сторон гражданско-правовых отношений. Претензия предъявляется дебитору в письменной форме, поскольку ведение претензионной работы предполагает документальное оформление результатов с отражением их в учете. В претензии требование к виновной стороне должно быть сформулировано четко и понятно, например: догрузить, заменить, устранить дефекты, оплатить затраты по устранению дефектов третьим лицом, уменьшить контрактную цену, расторгнуть договор и возвратить уплаченные по нему денежные средства. Наряду с этим в тексте претензии должны содержаться:

  • — все необходимые сведения о сроках и размерах предъявляемых требований с приведением обоснованного расчета, если заявленное требование подлежит денежной оценке;
  • — обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, их подтверждающие, со ссылкой на нормы договора и акты законодательства;
  • — перечень прилагаемых к претензии документов, доказывающих факт причинения убытков;
  • — номер и дата ее составления;
  • — подпись уполномоченного на то лица и дата ее совершения;
  • — иные сведения по усмотрению покупателя, необходимые для урегулирования спора.

Как правило, в претензии ущемленная в своих правах и интересах сторона в зависимости от сложившейся ситуации выражает свое недовольство виновной стороне: несоответствием цен и тарифов; несоответствием качества поставленного товара стандартам, техническим условиям; несоответствием количества поставленного товара (недостача); несвоевременной оплатой или неоплатой, а также выставляет требование по выплате неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров. Размер неустойки и порядок ее взыскания определяются условиями договора. Со стороны, нарушившей условия договора, по претензии могут не только взыскиваться штраф, пеня, неустойка, но и возмещаться убытки, проценты за пользование заемными денежными средствами.

Претензия подлежит рассмотрению в срок, определенный сторонами в договоре, а если он не установлен, то данный пробел восполняется применением общего правила о разумном сроке, в течение которого контрагент обязан осуществить необходимые действия по рассмотрению поступившей претензии и предоставлению ответа. Во избежание разногласий по поводу даты поступления претензии целесообразно претензию отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. К претензии прилагаются надлежаще заверенные копии документов.

Порядок отражения в учете претензий В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями), а также Планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденными постановлением Минсельхозпрода РБ от 06.04.2004 № 28, для учета расчетов по претензиям, предъявляемым поставщикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявляемым и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям». По дебету данного субсчета отражаются суммы выставленных претензий:

  • — к поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям по выявленному при проверке их счетов (после акцепта последних) несоответствию цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок — в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или кредитом счетов учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками);
  • — к поставщикам материалов, товаров, к организациям, перерабатывающим материалы организации, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу — в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • — к поставщикам, транспортным и другим организациям на недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин — в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • — за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, — в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат на производство;
  • — к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, — в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов;
  • — по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), — в корреспонденции с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Субсчет 76−3 «Расчеты по претензиям» кредитуется на суммы удовлетворения претензий в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств или производственных запасов. Суммы, которые, как может быть выяснено впоследствии, взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых были приняты на учет по дебету субсчета 76−3 «Расчеты по претензиям».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой