Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивы Тагильской росписи. 
Современное состояние Тагильской росписи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой — роза.(приложение № 2) Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой — композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков. Цветочные букеты составлялись из трех крупных роз разных по форме — желтой, бело — розовой и красной, темных листочков… Читать ещё >

Мотивы Тагильской росписи. Современное состояние Тагильской росписи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой — роза.(приложение № 2) Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой — композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков. Цветочные букеты составлялись из трех крупных роз разных по форме — желтой, бело — розовой и красной, темных листочков и травок. Если поднос состоял из разных разделов, которые назывались секторами, то в них тоже писались цветочки, но немного иной формы и поменьше. По краю подносы часто украшались цветочными гирляндами или орнаментом-узором.

Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции, но королева цветов — роза сохранилась до сих пор.

Краски тагильской росписи яркие, сочные, золотисто-белые, сине-голубые, оранжево-красные, изумрудно-зеленые. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера использовали нежные оттенки фона — голубо-синие, зеленые или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (подкопченные на свечке), но гладкое черное зеркало подноса было и остается любимым во все времена.

В старину тагильчане придумали особый способ украшения фона, который назывался «поддув», для чего на лист бумаги насыпали немного металлического порошка и сдували его на сырую краску фона, легкий порошок создавал на поверхности таинственную мерцающую игру, а букет на таком подносе выглядел по-особому привлекательным и нарядным[3;53].

Широко было распространено на Урале украшение металлических подносов золотными узорами — геометрическими и растительными. И такое красивое сочетание золотного узора с красочными цветочно-ягодными мотивами превратилось в особенную местную традицию. Делалось это с помощью специальных шаблонов — «трафареток». «Трафаретки» делали остро заточенными ножами из тонкой плотной бумаги.

Узоры и орнаменты в виде «солнышек» «цветочков» «витых веревочек» «цепочек» «рябинок» и, «веточек» использовались для украшения бортиков подноса, внутренних обрамлений фона деления подноса на сектора.

Часто создавались подносы, на которых не было букета, а его чистое зеркало украшалось по краям лишь геометрическим или растительным орнаментом, нанесенным золотой или серебряной краской по трафарету. Сегодня многие начинающие художники делают это с помощью гелевых стержней, и линии получаются тонкими, аккуратными и изящными. Золотный трафаретный орнамент — еще одна отличительная особенность тагильского подноса и его давняя традиция. Но современные мастера росписи по металлу им почти не пользуются, декоративный ажурный геометрический и травный узор выводятся ими от руки. Формы у подносов были разные, как и размеры. Создавались даже подносы — скатерти, подносы в размер стола, круглые и овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные, гитарообразные и даже треугольные, для таких же по форме столиков. Каждая форма диктовала свою цветочную композицию и мотив, свое украшение бортиков. Мастера XXI века чаще всего используют традиционные формы — круглую, прямоугольную и овальную[14;121].

Современное состояние Тагильской росписи. Расцвет тагильсой росписи приходится на конец XIX—XX вв.еков. В период, когда на Руси перешли от курных (горных) изб к чистым горницам. Изменение интерьера послужило формированию тагильских домовых росписей. «Расписной интерьер — это особый радостный мир, где существуют собственные законы и представления о красоте и жизненной правде, где растут невиданные растения, над которыми порхают сказочные птицы.(приложение № 3).

К настоящему времени этот промысел достаточно изучен исследователями народного искусства. В художественных школах, центрах детского творчества и многих других специальных заведениях прекрасно знают такие знаменитые промыслы как Хохлома, Городец. Изучают северные росписи, но мало внимания уделяется изучению и пропаганде тагильской росписи.

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры, и сегодня задачи возрождения и совершенствования традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность.

В последние годы остро встал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально-культурному мировоззрению, образованию и воспитанию. Происходит осознание роли национальных истоков в воспитании молодого поколения.

Народ тогда жив, когда сохраняется его национальная культура. Альтернативой дешевым китайским сувенирам могут стать Тагильские брендовые сувениры. Например, коровушки-кормилицы — хранительница домашнего очага и уюта, семейного счастья и благополучия. В целях популяризации тагильской росписи целесообразно создают павильоны «Народные ремесла «привлекающие жителей и туристов зарубежных стран. В павильоне можно не только приобрести сувениры с тагильской росписью, но и познакомиться с историей бытования промысла. Так же проводятся мастер-классы. На мастер — классе все желающие и гости могут увидеть, как мастер легкими порхающими движениями кисточкой, создает расцветающее «Древо жизни» (родовое дерево) на прогретой солнцем земле и окруженное водой. Познакомиться с семантикой элементов и символикой цвета. Где цветок, имеющий синкретическое значение, где «одно есть другое», символизирует и солнце, дающее жизнь всему живому и взрослые поколения. Бутоны и ягоды на цветущем Древе — это символ детей; листья — символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста. В современной росписи на Тагиле краски, по сравнению с началом прошлого века, стали ярче, более богато выглядит общая композиция, но принципы исполнения цветочного узора остались прежними. «Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц — символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете — символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах — символ растений, наполненных живительной влагой. Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег. В народном искусстве издревле изображение носило, прежде всего смысловую нагрузку, а затем эстетическую. Мастер — класс подается не только как исторически — познавательный, но и как практический. Каждый желающий может сам написать техническими приемами простейшие элементы росписи. Прикоснуться к этому магическому изображению и получить истинное наслаждение, почувствовав себя художником — творцом. У человека в век научно-технического прогресса выражена потребность в окружении себя красотой. А народное искусство, как никакое другое искусство умеет создавать праздничную радость. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. По замыслу художника мир должен, как по божьему, быть устроен красиво и гармонично. Все это воплощается в народном декоративном искусстве. А знание специфики преображений окружающего мира позволяет нам гармонично подходить к прочтению народных росписей. Недопустимо забывать какую то ни было символику и отвергать семантику народного искусства. [4;26].

Народное искусство — это живой организм, которому нужен приток свежих сил. Такими силами в настоящее время является молодежь, воспитываемая на традициях народных ремесел. Вывод по первой главе Таким образом, изучив историю тагильской росписи мы выяснили, что возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Тагиле, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв. Первые переселенцы заложили основу культуры Тгильского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. Тагильска роспись выполняется при помощи масляных красок. Ее отличие состоит в том, что роспись совершается без термической обработки, то есть холодным способом. Мастера Тагильской росписи изображали сюжеты, связанные с собственными переживаниямипраздники, войны и т. д. Для того чтобы оберечь себя и свой дом от злых духов, изображались мифические существа, которые оберегали очаг и сохраняли тепло в доме. Основные мотивы росписи — цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию. Как уже указывалось, для тагильской росписи характерно использование контраста, что, в частности, проявляется в обрамлении элементов рисунка линией контрастного цвета — оранжевый — темно-синий, зеленый — красный и т. п. Кроме того, для нее свойственны особая техника белильной разживки, густые неразбавленные цвета, равномерность фона. В настоящее время тагильская роспись начинает процветать в сфере изобразительного искусства. Эта роспись с каждым днем становиться популярнее и ее включают в программы дополнительного образования в сфере изобразительного искусства. Проводятся различные мастер-классы, чтобы люди могли увидеть всю красоту народного промысла Тагила. Так же альтернативным китайским игрушкам и сувенирам, которыми заполнены наши рынки, создаются народные сувениры в стиле тагильской росписикоровушки-кормилицы, подносы, разделочные доски, шкатулки и т. д. В целях популяризации тагильской росписи целесообразно создают павильоны «Народные ремесла «привлекающие жителей и туристов зарубежных стран.

У каждого народа и у каждой страны — своя художественная культура. Ее особенности связаны с тем, что ценится, культивируется в данной стране у каждого народа на том или ином этапе их истории. Своеобразием отличаются также формы создания, исполнение, восприятие, сохранение и изучение произведений искусства. 5;16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой