Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результаты эксперимента. 
Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При традиционном способе чтения газетной статьи внимание почти всех студентов КГ рассеивается, что означает, что 83% студентов читают газетные статьи невнимательно, лишь поверхностно, в результате чего плохо понимают и запоминают прочитанный текст. После проведения упражнений по повышению уровня внимания при чтении 67% читающих научились концентрировать свое внимание на тексте, не отвлекаясь… Читать ещё >

Результаты эксперимента. Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы выявить и оценить эффективность применения предложенного тренинга по скорочтению в процессе чтения студентами газетного текста, необходимо было установить показатели и критерии оценивания. В ходе проведения обучающего эксперимента главная задача состояла в устранении у студентов трудностей, препятствующих скорочтению, а именно: устранение регрессий, отсутствие артикуляции, увеличение поля зрения, наличие гибкой стратегии и внимательности при чтении.

от 80 до 100 баллов — профессиональный читатель, обученный технике скорочтения, способный читать текст «по вертикали», двигаясь при этом только вперед, не возвращаясь к прочитанному, прочитывая текст про себя без артикуляции, захватывая 7−9 слов, выхватывая при таком ритме чтения только самое важное и полезное из прочитанного текста.

от 60 до 80 баллов — читатель, обученный первоначальным навыкам скорочтения, у которого артикуляция и регрессии выражены в меньшей степени, увеличение скорости чтения и понимания прочитанного происходит за счет захватывания из строки 5−7 слов, с повышенным вниманием к тексту и с появлением гибкой стратегии при чтении.

от 40 до 60 баллов — эрудированный читатель, который читает текст с переменной скоростью, такой читатель способен выхватывать из текста важное, но читает чаще всего вслух, при этом часто возвращается к уже прочитанному из-за непонимания или невнимательности, в результате чего теряет скорость при чтении. Такой читатель считается необученнным технике скорочтения.

от 20 до 40 баллов — читающий очень медленно построчным движением с проговариванием вслух, постоянно возвращающийся к уже прочитанному из-за невнимательности, не способный выявить в тексте ключевые слова.

Таблица № 6.

Анализ читательских навыков студентов КГ.

№.

ФИО студента.

общее кол-во баллов.

Загребина А.

Савина А.

Стежка М.

Тюнина М.

Скрынник К.

Шкляева Д.

Средний показатель.

Таблица № 7.

Анализ читательских навыков студентов ЭГ.

№.

ФИО студента.

общее кол-во баллов.

Ахмедзянова Э.

Бер А.

Зайхутдинова Д.

Камышева М.

Сутягина М.

Чиркина Е.

Средний показатель.

Сравнить результаты восприятия и понимания газетного текста у студентов в КГ и ЭГ поможет следующая диаграмма:

Результаты эксперимента. Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения.
Результаты эксперимента. Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения.

Проведенный анализ показал, что у большинства студентов в КГ показатель читательских навыков составил в среднем 46 баллов, что относит их к категории эрудированных читателей, но не обученных методу скорочтению. Данная категория читателей в процессе чтения газетной статьи традиционным образом, то есть просмотровым чтением сталкивается с такими трудностями, как регрессиями, артикуляцией, малым полем зрения отсутствием гибкой стратегии чтения и отсутствием внимания при чтении.

В то время как большинство студентов ЭГ после выполнения тренинга относятся уже к категории читателей, обученных навыкам скорочтения, способных читать быстрее и эффективнее за счет повышенного внимания и гибкой стратегии при чтении.

Результаты преобразующего эксперимента представлены в следующих диаграммах.

Результаты эксперимента. Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения.
Результаты эксперимента. Скорочтение на иностранном языке как эффективный метод обучения.

Первую трудность составило наличие регрессий при чтении газетного текста. Как видно из представленных диаграмм № 1,2, при традиционном способе просмотрового чтения регрессии присутствуют у всех студентов КГ (100%). После проведенных тренингов по скорочтению показатель регрессий снизился, в результате чего 67% студентов ЭГ смогли преодолеть данную трудность с помощью предложенных упражнений тренинга. Но при этом процент студентов, продолжающих читать, постоянно возвращаясь к прочитанному, достаточно высок (33%). Это связано, в первую очередь, с тем, что метод скорочтения предполагает длительные сроки обучения и постоянные тренировки, в ходе которых данная трудность может устраниться полностью.

Второй выявленной трудностью, с которой студенты сталкиваются в процессе чтения газетного текста традиционным образом, является артикуляция.

После констатирующего этапа эксперимента у студентов КГ наблюдается высокий показатель артикуляции при чтении (100%). После выполненных упражнений первого блока тренинга 67% студентов научились читать про себя, значительно повысив при этом свою скорость чтения.

Что касается наличия малого поля зрения при чтении в обеих группах КГ и ЭГ, результаты следующие:

После проведенного сравнения можно сделать вывод, что одной из причин медленной скорости чтения у студентов КГ является малое поле зрения, которое наблюдается у 67% читающих. С помощью упражнений, направленных на увеличение поля зрения, из тренинга по скорочтению в преобразующем эксперименте большая часть студентов ЭГ (67%) научилась читать главным образом «по вертикали».

При определении гибкой стратегии при чтении после констатирующего и преобразующего экспериментов можно наблюдать следующие результаты:

Большинство студентов КГ (83%) читают газетный текст, не задумываясь о том, как читают, то есть они не точно понимают стратегию прочтения этого текста, в результате чего читают «строчка за строчкой» и в очень медленном темпе. Тогда как 83% студентов ЭГ (диаграмма № 8) после выполненного тренинга по скорочтению научились извлекать необходимую информацию из текста благодаря правильному выбору стратегии, что отразилось в большей степени на понимании прочитанного.

Наличие или отсутствие внимания при чтении поясняют следующие диаграммы:

При традиционном способе чтения газетной статьи внимание почти всех студентов КГ рассеивается, что означает, что 83% студентов читают газетные статьи невнимательно, лишь поверхностно, в результате чего плохо понимают и запоминают прочитанный текст. После проведения упражнений по повышению уровня внимания при чтении 67% читающих научились концентрировать свое внимание на тексте, не отвлекаясь на «посторонние» предметы, не заостряя внимание на каждом слове, а прочитывая только самое важное и необходимое.

На основании результатов преобразующего эксперимента, студенты ЭГ в отличие от студентов КГ, в процессе работы над газетным текстом смогли преодолеть некоторые выявленные при традиционном способе просмотрового чтения трудности, таким образом, повысили скорость чтения с помощью подавления артикуляции и регрессий, расширения поля зрения при чтении, а также с помощью повышения внимательности и гибкости при чтении, что позволяет сделать вывод о том, что разработанный нами тренинг по скорочтению ускоряет процесс восприятия и понимания иноязычного текста и, следовательно, делает процесс чтения газетной статьи более эффективным.

Выводы по главе

  • 1. Опытно-экспериментальная работа проходила в 2 основных этапа в группах 2931 и 2932 ИИЯЛ УдГУ, в ходе которой были соблюдены необходимые неварьируемые и варьируемые условия; были разработаны критерии оценки результатов, а также разработан тренинг по скорочтению, состоящий из четырех блоков упражнений, направленных на устранение регрессий, на подавление артикуляции, на тренировку способности моментальной фиксации, на расширение поля зрения, на тренировку памяти и внимания, на выработку умений выделять в тексте ключевые слова, объединять их в смысловые ряды и выводить из текста доминанту.
  • 2. Экспериментальная проверка подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что обучение студентов скорочтению в процессе выполнения тренинга по скорочтению позволит ускорить процесс восприятия и понимания газетного текста и, следовательно, делает процесс чтения более эффективным.
  • 3. После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность предложенного тренинга:
    • — после проведения предложенного тренинга студенты ЭГ научились читать про себя и без повторных возвращений уже к прочитанному, значительно повысив при этом свою скорость чтения;
    • — большая часть студентов ЭГ смогла увеличивать поле зрения при чтении, читая главным образом «по вертикали»;
    • — у студентов ЭГ появилась правильная гибкая стратегия при чтении, что отразилось в большей степени на понимании прочитанного;
    • — большинство студентов ЭГ стали концентрировать свое внимание на тексте, не отвлекаясь на «посторонние» предметы, не заостряя внимание на каждом слове.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой