Современные методы анализа внешней и внутренней среды
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы. Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа Заполнив такую матрицу можно увидеть результат: Взвесить силы… Читать ещё >
Современные методы анализа внешней и внутренней среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы STEP- (или PEST-) и SWOT- (режеSNW) анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы:
- · Каково нынешнее положение организации?
- · В каком положении организация могла бы оказаться в будущем?
- · Какие препятствия могут возникнуть и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям?
- · Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей?
- · Как управлять реализацией стратегии?
По результатам STEPи SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой — фирмы, организации, социума.
SWOT-анализ
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его внутренней среды.
- · Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
- · Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
- · Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- · Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализ необходимо:
- · Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
- · Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
- · Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т. п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т. п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
- · Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
- · По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
- · Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Второй шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия — увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:
- · Составление перечня параметров для оценки рыночной ситуации;
- · Определение возможностей и угроз предприятия по каждому параметру;
- · Выбор из всего перечня наиболее важных возможностей и угроз и построение матрицы SWOT-анализа
Необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
- · определены основные направления развития предприятия;
- · сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.
Применительно к ОАО «ВСК» матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом.