Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Здоровье как образовательный продукт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако освоение позволяющей это сделать новой технологии обучения, предусмотренной госстандартом 2010 года, крайне непросто, оно требует значительных усилий со стороны учителей, кардинальных перестроек всего учебного процесса, поэтому надо прямо сказать, что для большинства массовых школ получение в скором времени педагогическими средствами заметного улучшения здоровья учащихся вряд ли достижимо… Читать ещё >

Здоровье как образовательный продукт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И, наконец, следующее, шестое, направление здоровьесберегающей работы школы — поиск педагогических средств формирования культуры учебного труда школьника, его эргономичности, рациональности, качества, что в принципе исключит возможность информационных перегрузок, низкой мотивации, подневольного характера учебы. Это направление связано с поиском педагогических средств преодоления конфликта между характером социальной регуляции учебно-познавательной деятельностью ученика и ее саморегуляцией. Этот поиск ведется на пути разработки методических систем, направленных на превращение ученика в учащегоСЯ, субъект собственной деятельности — учения, общения, здоровьесбережения и т. д.

Такие педагогические системы, обеспечивающие учащимся информационно-психологическую безопасность и имеющие развивающий характер, создают предпосылки здоровья — как педагогической категории.

С одной стороны, они направлены на обеспечение базовой потребности ребенка — потребности в безопасности и, прежде всего, информационно-психологической безопасности учебно-познавательной деятельности и общения.

С другой стороны, они имеют развивающий характер: формируют у учащегося способы осознанного и самостоятельного управления своей деятельностью, саморазвитием. Появляется возможность превращения учащегося в субъект своей учебы, способный самостоятельно планировать ее, участвовать в целеполагании и оценке результатов, проектировать свой образ жизни на основе полного доступа к информации о своих способностях и индивидуальности, о законах физиологии и экологии человека, о социокультурном опыте охраны здоровья и окружающей человека среды. Благодаря этому создаются условия для устранения ключевого противоречия, приводящего к ухудшению здоровья учащихся — конфликта между характером регуляции деятельностью ребенка извне и характером ее саморегуляции со стороны непроизвольных процессов организма ребенка.

Независимыми комплексными исследованиями доказано, что вероятность развития школьных заболеваний достоверно ниже у детей, овладевших способами логического мышления, поиска информации, ее преобразования, общения, целеполагания, планирования, рефлексии результатов деятельности и т. д. / 2 /. В группе риска по ухудшению здоровья оказываются ученики, не овладевшие на достаточном уровне универсальными учебными действиями, из которых складывается осознанная саморегуляция своей деятельности — средство повышения сопротивляемости социальным стрессам, компенсации природных дефектов, развития рационального индивидуального стиля деятельности. В целом, информационно-психологическая безопасность учебного процесса обеспечивается характером отношений субъектов образования, его соответствием нормативной структуре учебной деятельности в каждом возрасте и особенностям психических новообразований ведущей деятельности, обучением учащихся вариативным способам организации учебного труда.

Лонгитюдными исследованиями доказано, что методическая система, гарантирующая ребенку информационно-психологическую безопасность и имеющая развивающий характер, обеспечивает здоровьесберегающий характер учебного процесса ;

  • — способность снижать «психофизиологическую цену» обучения,
  • — предупреждать развитие информационных патологий,
  • — оптимизировать умственную работоспособность,
  • — компенсировать нервно-психические нарушения,
  • — индивидуализировать процесс образования.

Здоровье в этом случае становится педагогической категорией, образовательным продуктом.

Распространенность этого направления здоровьесбережения в образовании до недавнего времени была крайне невысокая. Школы здоровья реализовывали все направления деятельности, кроме собственно педагогического. Но сегодня ситуация кардинально меняется. Методологической основой нового Федерального государственного стандарта общего образования выступает культурно-историческая системно-деятельностная парадигма развития личности, направленная на решение задачи обучения ребенка умениям учиться, общаться, делать ответственный жизненный выбор.

Становление учащегося как субъекта учебной деятельности означает превращение его в субъект самооздоровления. Если при традиционно понимаемом здоровьесберегающем образовании его содержание направлено на освоение ребенком рецептов здорового образа жизни, формирование у него навыков организации режима (сна-бодрствования, движения, питания), оказания домедицинской помощи, проведения гигиенических процедур, то в условиях развивающего образования в основе здоровьесберегающего содержания лежит освоение учащимся обобщенных способов рациональной деятельности в любой сфере, ее осознанной саморегуляции, отбора индивидуально рациональных приемов и способов учения и общения, осмысленной организации деятельности, контроля и рефлексии ее результатов, индивидуального учебного планирования, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Предметом приложения сформированных у учащегося универсальных учебных действий становятся реальные жизненные ситуации, содержащие проблемы здоровья, безопасности, нравственного выбора. Логика проектирования таких модельных ситуаций, носящих характер деятельностной пробы, следующая:

  • — преобладающий вклад в ухудшение здоровья школьника вносят болезни нервной регуляции (вегетососудистая дистония, неврозы, астенизации и т. д.) и нарушения психомоторной саморегуляции (нарушения осанки и зрения);
  • — патогенетический анализ причин таких заболеваний выявляет роль конфликта между характером регуляции деятельности школьника со стороны учебно-воспитательного процесса и индивидуальными возможностями нервно-психической регуляции организма и личности ребенка;
  • — нервно-психическая регуляция детского организма подчиняется определенным законам, если регуляция деятельности школьника со стороны учебно-воспитательного процесса будет выстраиваться по этим же законам, то конфликт между ними будет исчерпан;
  • — методическая система, построенная на принципах деятельностного подхода, реализует модель такого управления образовательной средой, субъектами которого становятся дети и взрослые, совместно организующие развивающее здоровьесберегающее окружение, отличающееся динамичностью и устойчивостью развития, самокомпенсацией возникающих перегрузок и сбоев в работе;
  • — образовательная среда, как результат ее со-проектирования субъектами образования, реализующими принципы управления саморегулирующихся природных систем /4/.

Реализация такой модели образовательной среды, осуществляемая на основе комплексности и межведомственного подхода, требует специальной подготовки педагогических кадров; изменения в системе профессиональной переподготовки школьных специалистов; информационно-организационного взаимодействия между муниципальными органами управления образования и здравоохранения; разработки межведомственной нормативно-правовой базы (включая вопросы организации межведомственных экспериментальных площадок, медико-психологической экспертизы педагогических инноваций, тематических учебных программ, комплексного мониторинга, создания единого аналитико-информационного банка данных и др.).

Здоровьесберегающая эффективность образования, обеспечивающего безопасность и развитие ребенка.

15-летнее исследование здоровьесберегающего эффекта образования, обеспечивающего информационно-психологическую безопасность учебно-познавательной деятельности ребенка и его развитие, выявило эффект неухудшения нервно-психического здоровья учащихся даже при отсутствии дополнительного медицинского и гигиенического сопровождения. Такой вывод был сделан с помощью независимой медицинской экспертизы, которая работала с закодированными номерами учащихся, не зная их принадлежности к экспериментальным или контрольным классам. Исследовались данные электроэнцефалограмм, электрокардиограмм, гемодинамики, биохимических анализов крови, мочи, функциональных проб, нейропсихических и психофизиологических обследований.

Доказано, что только за счет педагогических средств — посредством обучения учащегося умению учиться, общаться, регулировать свой образ жизни — по ряду показателей можно стабилизировать, а по некоторым — даже улучшить состояние нервно-психического здоровья ребенка. Как результат — устойчивое снижение с 1 по 11 класс числа детей с психосоматическими и невротическими расстройствами, снижение в 2 раза неврологических диагнозов, увеличение до 80% числа детей со средне-гармоничным физическим развитием. Но еще более показательными являются биохимические показатели анализа крови, которые относятся к так называемым «гомеостатируемым». Они являются наиболее надежными индикаторами благополучия природных систем саморегуляции организма — прежде всего, самых важных — нервной, эндокринной и иммунной. Были выбраны наиболее информативные показатели: величина перекисного окисления липидов, содержание сывороточного железа, альфа-токоферола и гормональный статус ребенка. Статистически достоверно показано, что здоровьесберегающий эффект имеет обучение учащегося самостоятельной регуляции своей учебной деятельности через освоение средств такой регуляции, а именно:

  • — универсальных учебных действий,
  • — личного опыта их применения в нормативной структуре деятельности в условиях реальных жизненных ситуации;
  • — знаний об эргономике умственного труда, индивидуальных личностных и организменных особенностях, индивидуально рациональных способах учебно-познавательной деятельности, включая ее организацию;
  • — ценностей безопасности, развития — саморазвития, здоровья — самооздоровления.

Важнейшим результатом педагогического эксперимента следует также считать медицинские заключения о компенсации нервно-психических нарушений у детей с психическим дизонтогенезом, обучавшихся в массовых классах, и успешное освоение ими общеобразовательных программ.

Таким образом, формирование у обучающихся культуры учебно-познавательной деятельности не только повышает эффективность образования, но и является одним из факторов здоровьесбережения.

Однако быстрых результатов на этом пути ожидать не следует. Ведь оптимизация когнитивной, эмоциональной и личностной сферы влияет на состояние нервной, эндокринной и иммунной систем не прямо, а опосредованно. Временной фактор получения здоровьесберегающего эффекта определяется объективными скоростными характеристиками физиологических процессов. Психолого-педагогическое воздействие имеет характер мягкого, а не жесткого управления по отношению к физиологическим процессам. Оно направлено на формирование оптимальных нейро-психо-соматических регуляций, поэтому его результаты приходят не сразу.

Ощутимые и стойкие изменения в состоянии здоровья отмечаются не ранее, чем через полтора-два года после начала комплексного воздействия, зато они, в отличие от медикаментозного сопровождения, длительные, надежные, на многие годы /3/. Большой скрытый период перед получением очевидных результатов оздоровления детей психолого-педагогическими средствами означает, что не следует отчаиваться, если первые усилия не приносят явных успехов. Они придут обязательно и своей очевидностью полностью компенсируют затраченные усилия. В этой связи неконструктивны и необоснованы ожидания быстрых результатов здоровьесбережения со стороны чиновников образования, что может привести к дутым цифрам, фальсификации результатов со стороны школ (автор был свидетелем рабочего совещания в одном из Департаментов образования, в котором совершенно серьезно обсуждались «хорошие» результаты работы целого района по снижению в течение года (!) эндокринной патологии в два раза (?!). Беспочвенны и разочарования учителей в связи с отсутствием быстрых и видимых позитивных результатов от их работы. Такая торопливость рано или поздно может дискредитировать саму идею здоровьесберегающего характера развивающей педагогики, привести к откату на прежние позиции, уже без желания что-то вновь предпринять в этом направлении. К сожалению, бум, который начался сегодня в образовательных учреждениях в связи с внедрением нового стандарта, при формальном отношении грозит превратиться в пустые декларации и красивые рапорты о «всеобщем улучшении здоровья обучающихся».

Еще одна опасность связана с тем, что для большинства педагогов не ясно, каких результатов следует ожидать от педагогического компонента здоровьесберегающей работы. Здесь следует сделать пояснения.

Далеко не все заболевания детей непосредственно вызываются их школьной учебой. К школьным заболеваниям относят, прежде всего, болезни нервной регуляции и болезни, вызванные блокированием психо-моторной саморегуляции. Однако и в их этиологии важны факторы, лежащие вне школы. Несомненна роль семьи, ближайшего окружения ребенка, его наследственности. Понятно, что в силах школы реально повысить устойчивость ребенка к действию неблагоприятного социокультурного и социоприродного окружения за счет обучения его самостоятельному и ответственному проектированию деятельности с прогнозом ее последствий, в т. ч. для здоровья. Поэтому педагогический результат здоровьесбережения — это положительная динамика ресурсов.

  • — нервно-психической саморегуляции и
  • — осознанного проектирования личностью своей деятельности с учетом ее последствий, на основе ценностей здоровья, гуманизма, экологического баланса, устойчивого развития территории.

Однако освоение позволяющей это сделать новой технологии обучения, предусмотренной госстандартом 2010 года, крайне непросто, оно требует значительных усилий со стороны учителей, кардинальных перестроек всего учебного процесса, поэтому надо прямо сказать, что для большинства массовых школ получение в скором времени педагогическими средствами заметного улучшения здоровья учащихся вряд ли достижимо. Честнее говорить об уменьшении прироста заболеваний детей. Цели, которые ставятся перед школой и учителем в области охраны детского здоровья должны быть реалистичными. Если учителю пообещать, что он, только введя на уроке элементы развивающего обучения, гарантирует детям здоровье, это — обман с длинным шлейфом негативных психосоциальных последствий и, не исключено, с ухудшением здоровья самого учителя. Ни в коем случае нельзя устраивать соревнования между образовательными учреждениями по показателям здоровьесбережения. Ведь условия их деятельности разные, разный контингент детей, разные учителя, разные экологические условия.

Пожелания тем, кто организует здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении.

В заключение образовательным учреждениям, только начинающим работу в области «здоровьесберегающих технологий», мы рекомендуем обязательно в начале пути ответить на следующие вопросы:

  • — будет ли эта работа на первых порах ограничена лишь условиями осуществления учебно-воспитательного процесса или она будет дополнена с использованием здоровьесберегающих возможностей самой учебно-познавательной деятельности детей;
  • — планируется ли превращение ребенка в субъект учебной деятельности и собственного оздоровления, и какими педагогическими средствами это можно достичь;
  • — как устранить эклектизм в отборе методологии, методов, содержания образования и интегрировать психолого-педагогические воздействия на учащегося с позиции целостности и преемственности его развития;
  • — готов ли к этому педагогический коллектив.

От четкости и честности ответов на эти вопросы будет зависеть эффективность этой работы. И еще одно замечание, касающееся нормативно-правовых оснований здоровьесберегающей работы образовательного учреждения. По действующему законодательству все, что мы приносим в школу, должно иметь рекомендательные документы, и проверено на безопасность. На этот счет есть соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ (ст. 235), ст. 6.2. Главы 6 (Административные правонарушения, посягающие на здоровье…), ст. 57 Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан, Приказ № 245 от 13.06.98 г. Министерства Здравоохранения РФ и др. Так, в Приказе № 245 от 13.06.98 г. Министерства Здравоохранения РФ говорится:

«…не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактического лечения и реабилитации не разрешенных МЗ РФ методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия;

не использовать методов и средств оккультно-мистического и религиозного характера; сеансов массового целительства, в т. ч. с использованием СМИ;

использование сертифицированных методов психотерапевтического воздействия допускается при наличии у специалистов лицензии на этот вид деятельности только в условиях учреждений здравоохранения при тщательном отборе пациентов для этого на индивидуальных приемах".

Здоровьесберегающая работа в образовательном учреждении должна быть безопасна для здоровья детей. Лучше тысячу раз проверить себя, проконсультироваться со специалистами, лишний раз усомниться в правомерности и полезности тех или иных мероприятий, наконец, отказаться от их проведения, чем получить быстрый результат с неизвестными отдаленными последствиями. Главный принцип в такой работе — «не навреди!». Начиная внедрение даже самых «безобидных» здоровьесберегающих рецептов, необходимо четко представлять всю меру своей ответственности и своих возможностей. Обязательно консультироваться у разных специалистов. А если они расходятся во мнении, исходить из принципа «лучше не сделать, чем навредить» — то есть, действовать на основе принципа предосторожности. Продвигаться в выбранном направлении медленно, последовательно, осторожно, при абсолютном приоритете прав и интересов ребенка. Помнить, что развивающее образование — это лишь возможность сохранения здоровья ребенка, а реализация этой возможности требует повышения культуры профессиональной деятельности и личностного роста всех педагогов.

Каковы перспективы здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях с внедрением нового госстандарта? Расчеты медиков показывают, что в самое ближайшее время, к сожалению, острота проблемы детского здоровья не снизится. Однако есть и серьезные основания считать, что модернизация системы общего образования в стране позволить выйти на новый уровень решения проблемы здоровьесбережения — с более полным и качественным использованием педагогических средств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой