Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ревизионные союзы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, в постперестроечный период, именно внешнему аудиту уделялось наибольшее внимание государственных органов, в то время как другие «интернациональные» виды негосударственного контроля — внутренний аудит, внутрихозяйственный и общественный контроль так и не стали значимой сферой государственного регулирования. Их развитие определялось в основном учредительными документами хозяйствующих… Читать ещё >

Ревизионные союзы в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕВИЗИОННЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ сельскохозяйственной ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Правовое положение потребительских кооперативов, в том числе и сельскохозяйственных, определяется в соответствии ГК РФ и законами о потребительских кооперативах.

В статье, автор даёт правовой анализ ревизионным союзам, которые в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О сельскохозяйственной кооперации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 06.11.2006, № 45, ст. 4635. пришли на смену аудиторским союзам.

Потребительские кооперативы по современному законодательству РФ, это коллективные субъекты деятельности, внутри которых действуют органы, обладающие различной компетенцией и полномочиями, а в ряде случаев обширными правами по распоряжению финансовыми средствами и осуществлению иных существенных для членов кооператива действий. В силу этого, в потребительском кооперативе должен быть предусмотрен орган, или система органов, способная осуществлять контроль над действиями лиц и органов уполномоченных распоряжаться имуществом потребительского кооператива.

Традиционно, законодательство регулирующее деятельность потребительских кооперативов к органам контроля относит ревизионные комиссии, деятельность которых регламентирована как действующим законодательством о потребительских кооперативах, так и локальными актами кооператива, например положением о ревизионной комиссии. Ревизионные комиссии избираются на общем собрании членов потребительского кооператива. Уставом кооператива должны быть определены компетенция и срок полномочий ревизионной комиссии.

Исключением можно считать Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (далее Закон № 193-ФЗ), в котором законодатель закрепил право кооперативов создавать ревизионные союзы с правовым статусом потребительского кооператива и в обязательном порядке входить в один из ревизионных союзов по их выбору Данная норма подверглась серьёзной критике в юридической литературе. См. Козырь М. И. Сельскохозяйственная кооперация в Российской Федерации: Новый этап совершенствования правового регулирования организации и деятельности /М.И.Козырь. // Аграрное и земельное право. — 2007. — № 2. — С. 95. Чаркин С. А. К критике новых норм о сельскохозяйственной кооперации. «Российская юстиция», 2007, № 8. Глебов В. Г. Правовые вопросы обязательного аудита сельскохозяйственных производственных кооперативов. Журнал «Налоги» 2006, № 1 и д.р.

Свою ревизионную деятельность ревизионный союз мог осуществлять только после получения лицензии на право осуществления ревизионной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Закон № 193-ФЗ определил, что ревизионный союз, созданный сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, осуществляет ревизионную проверку деятельности любого кооператива входящего в ревизионный союз в целях налаживания его финансово — хозяйственной деятельности, предотвращения возможных нарушений, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, ухудшению деятельности кооператива или к его банкротству.

Однако, Федеральным законом от 18.02.1999 № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» «Собрание законодательства РФ», 22.02.1999, № 8, ст. 973, «Российская газета», № 34, 23.02.1999. были внесены изменения, где законодатель требовал в пункте 5 статьи 4, статьях 31, 32, 33 и пункте 6 статьи 48 слово «ревизионный» в соответствующих падежах заменить словом «аудиторский» в соответствующих падежах.

Комментируя постатейно Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» Галиновская Е. А., Минина Е. Л. «Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» (постатейный) «Юстицинформ», 2004. С. 54. Е. А. Галиновская и Е. Л. Минина отмечали, что «Данные статьи в соответствии с Законом 1999 г. претерпели существенные изменения. Прежний термин «ревизионные союзы» заменен на «аудиторские». Если именование союзов «ревизионными» было связано скорее с традиционным, привычным для крестьян названием ревизионной комиссии колхоза (хотя этот орган внутреннего управления хозяйства, близкий наблюдательскому совету по действующему законодательству, и существенно отличается от ревизионных, или аудиторских, союзов), то нынешнее название «аудиторские союзы» более точно с точки зрения законодательства и целей деятельности таких союзов» Там же. С. 55.

Однако в юридической литературе встречается и другая точка зрения на изменения, внесённые Федеральным законом от 18.02.1999 № 34-ФЗ.

Например, в статье Мстиславского В. А. и Волкова В. С. «К вопросу о регулировании аудита» Мстиславский В. А., Волков В. С. Статья: К вопросу о регулировании аудита. «Финансы», № 7, 2000. С. 2. отмечается, что объективность аудиторских заключений обеспечивается основными принципами аудита, которыми являются профессионализм, независимость и конфиденциальность. Соблюдение этих принципов обеспечивает объективность аудиторских заключений, а изменения и дополнения, внесённые в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», которым проведение аудиторских проверок сельскохозяйственных кооперативов возложено на аудиторские союзы, в корне противоречит принципу независимости аудита, не соответствует аудиту как виду предпринимательской деятельности. Дело в том, что аудиторские союзы сельскохозяйственных кооперативов, согласно ст. 5 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», создаются в форме некоммерческих организаций. В силу своего правового статуса аудиторские союзы сельскохозяйственных кооперативов, не нарушая основополагающих принципов аудита, не могут заниматься аудиторской деятельностью. По мнению авторов, проведение аудиторской проверки сельскохозяйственных кооперативов, с выдачей аудиторского заключения установленной формы, должно проводиться аудиторскими организациями, которые отвечают требованиям, предусмотренным Временными правилами аудиторской деятельности и Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года Там же. С. 2.

В.Г. Глебов Глебов В. Г. Правовые вопросы обязательного аудита сельскохозяйственных производственных кооперативов. Журнал «Налоги» 2006, № 1., указывает, что согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) аудиторские проверки кооперативов осуществляются аудиторским союзом, в состав которого входят аудируемые сельскохозяйственные кооперативы. По мнению В. Г. Глебова аудит, проводимый аудиторскими союзами, не способен в полной мере обеспечить интересы государства в сфере контроля за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности кооперативов по нескольким основаниям.

  • 1. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 02.02.2006)" Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а аудиторская организация — это коммерческая организация (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). Однако согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003) аудиторская деятельность осуществляется некоммерческой организацией.
  • 2. Целью аудита (п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности») является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Федеральном же законе «О сельскохозяйственной кооперации» названы цели аудита сельскохозяйственного кооператива, которые существенно отличаются от целей, названных в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»: аудиторская проверка кооператива осуществляется в целях налаживания его финансово-хозяйственной деятельности, предотвращения возможных нарушений, ведущих к ущемлению интересов членов кооператива, ухудшению деятельности кооператива или к его банкротству (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»). Эти цели противоречат самой сути аудита как выражению независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

3. В ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» сказано, что аудит не может осуществляться аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками). Данное положение закреплено для обеспечения независимости аудиторов, аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.

В.Г. Глебов, указывая на противоречия в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 11.06.2003), приходит к выводу, что вряд ли можно говорить о независимости и достоверности аудиторского заключения, даваемого аудиторским союзом, поскольку он создан теми кооперативами, аудиторская проверка которых и проводится Глебов В. Г. Указ. соч. Журнал «Налоги» 2006, № 1.

Отметим, что аудит, как показывает российская Гутцайт Е. М. Альтернативы современной аудиторской проверке // Аудиторские ведомости. 2008. № 7; Дудаева Е. С. Качественная аудиторская проверка: миф или реальность // МСФО и МСА в кредитной организации. 2008. № 2. практика, не может считаться универсальным средством негосударственного финансового контроля.

Однако, в постперестроечный период, именно внешнему аудиту уделялось наибольшее внимание государственных органов, в то время как другие «интернациональные» виды негосударственного контроля — внутренний аудит, внутрихозяйственный и общественный контроль так и не стали значимой сферой государственного регулирования. Их развитие определялось в основном учредительными документами хозяйствующих субъектов, а также внутрикорпоративными решениями, что при отсутствии единой методической базы не способствовало созданию эффективной системы негосударственного финансового контроля Швец В. Н. Финансовое право: Учебное пособие / ДальГАУ, БФ МосАП. — Благовещенск: ПКИ «Зея», 2004. — 265 с. С. 185.; Котов В. В. Ревизионные союзы и аудиторские организации: формируется ли система негосударственного финансового контроля? КонсультантПлюс, 2008. С. 1.

Однако вернёмся к строительству законодательства в сфере сельскохозяйственной потребительской кооперации. Как видим, внесённые изменения (замена ревизионных союзов аудиторскими) Федеральным законом от 18.02.1999 № 34-ФЗ в Закон № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не оказали должного воздействия на улучшение финансово-хозяйственного контроля в системе сельскохозяйственной кооперации. Более того вызвали ряд критических замечаний как со стороны учёных, так и со стороны аудиторских организаций и аудиторов.

Принципиально новая комплексная концепция организации внутреннего контроля в сельскохозяйственных потребительских кооперативах как самостоятельного вида негосударственного финансового контроля представлена в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» .

Прежде всего, отметим, что редакция Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» усилила роль ревизионных союзов, как органов внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, через обязательное членство в саморегулируемых организациях ревизионных союзов и осуществление ими ревизий в соответствии с правилами саморегулируемой организации.

Таким образом, несмотря на ряд критических публикаций в литературе по поводу обязательности членства сельскохозяйственных кооперативов в ревизионных союзах, законодатель пошёл дальше, и п. 7 ст. 31 Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ установил, что ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть включенным в единый реестр ревизионных союзов, который ведется указанной саморегулируемой организацией.

Право ревизионного союза осуществлять ревизии и оказывать сопутствующие ревизиям услуги возникает с даты получения им от саморегулируемой организации свидетельства о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов.

Игнорирование требований п. 7 и п. 8 ст. 31 Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ приводит к ликвидации ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов.

Так, например, прокуратурой Кировского района Саратовской области проведена проверка законности деятельности ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Финаудит». В результате проверки обнаружено, что в нарушение требований Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов «Финаудит» проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных кооперативов, не являясь членом саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Результаты проверки направлены в управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области для рассмотрения вопроса о ликвидации ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Финаудит» Прокуратура Саратовской области. http://www.sarprok.ru/.

На основании проведённого исследования, приходим к следующему выводу.

Федеральным законом от 03.11.2006 № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О сельскохозяйственной кооперации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено понятие ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов.

Ревизионный союз осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, а также координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг, и иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Ревизионный союз обязан являться членом одной из саморегулируемых организаций и быть включенным в единый реестр ревизионных союзов.

Право ревизионного союза осуществлять ревизии и оказывать сопутствующие ревизиям услуги возникает с даты получения им от саморегулируемой организации свидетельства о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов.

Целью ревизии деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива является оценка достоверности бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, фактов ущемления интересов членов кооператива, а также выдача предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и контроль за их исполнением. Ревизия деятельности, по сравнению с аудитом финансовой отчетности, предполагает решение дополнительных задач, связанных, в частности, с защитой прав членов кооперативов и выявлением правонарушений. Данное обстоятельство является принципиально важным, поскольку подразумевает не только отказ от использования выборочных методов контроля, но и требует применения специальных методов: документальных, расчетно-аналитических и фактического контроля, ориентированных на выявление признаков экономических преступлений.

Ревизионный союз позволяет решать многообразие задач и методов контроля через комплексные ревизии, которые не только отражают мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и содержат информацию, необходимую для принятия мер по защите прав и законных интересов членов сельскохозяйственного потребительского кооператива.

потребительский кооператив ревизия сельскохозяйственный.

  • 1. «Собрание законодательства РФ», 06.11.2006, № 45, ст. 4635.
  • 2. Козырь М. И. Сельскохозяйственная кооперация в Российской Федерации: Новый этап совершенствования правового регулирования организации и деятельности /М.И.Козырь. // Аграрное и земельное право. — 2007. — № 2. — С. 95.
  • 3. Чаркин С. А. К критике новых норм о сельскохозяйственной кооперации. «Российская юстиция», 2007, № 8.
  • 4. Глебов В. Г. Правовые вопросы обязательного аудита сельскохозяйственных производственных кооперативов. Журнал «Налоги» 2006, № 1
  • 5. «Собрание законодательства РФ», 22.02.1999, № 8, ст. 973, «Российская газета», № 34, 23.02.1999.
  • 6. Галиновская Е. А., Минина Е. Л. «Комментарий к Федеральному закону „О сельскохозяйственной кооперации“ (постатейный) „Юстицинформ“, 2004.
  • 7. Мстиславский В. А., Волков В. С. Статья: К вопросу о регулировании аудита. „Финансы“, № 7, 2000. С. 2.
  • 8. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 02.02.2006)» Об аудиторской деятельности" .
  • 9. Гутцайт Е. М. Альтернативы современной аудиторской проверке // Аудиторские ведомости. 2008. № 7.
  • 10. Дудаева Е. С. Качественная аудиторская проверка: миф или реальность // МСФО и МСА в кредитной организации. 2008. № 2.
  • 11. Швец В. Н. Финансовое право: Учебное пособие / ДальГАУ, БФ МосАП. Благовещенск: ПКИ «Зея», 2004. — 265 с. С. 185.
  • 12. Котов В. В. Ревизионные союзы и аудиторские организации: формируется ли система негосударственного финансового контроля? КонсультантПлюс, 2008. С. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой