Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Краткая характеристика деятельности организации, для чего сопоставляются данные за отчетный и предшествующие ему годы (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), а также решения по итогам рассмотрения годовой отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, т. е. финансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины… Читать ещё >

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации, обеспечивая пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы им для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений ее финансового состояния. Все существенные отступления в деятельности организации и их влияние на результаты деятельности должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.

Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (например, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, форма № 5 и др.) и пояснительную записку.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3). Этот отчет состоит из четырех групп показателей: капитал, резервы предстоящих расходов, оценочные резервы, изменение капитала. Первые три группы представляются в виде таблиц, имеющих шесть граф: наименование, код, остаток па начало отчетного года, поступило, израсходовано, остаток на конец отчетного года.

Четвертая группа показателей характеризует причины, обусловившие увеличение уставного, добавочного и резервных капиталов (за счет дополнительного выпуска акций, переоценки имущества и др.), а также его уменьшения (за счет уменьшения номинала, количества акций, реорганизации предприятия и др.).

Отчет об изменениях капитала содержит следующие показатели за отчетный и предшествующий год:

  • 1. Величина капитала на начало периода.
  • 2. Увеличение капитала — всего, в том числе за счет:
    • * дополнительного выпуска акций;
    • * переоценки имущества;
    • * прироста имущества;
    • * реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);
    • * доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.
  • 3. Уменьшение капитала — всего, в том числе за счет:
    • * уменьшения номинала акций;
    • * уменьшения количества акций;
    • * реорганизации юридического лица (разделение, выделение);
    • * расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.
  • 4. Величина капитала на конец отчетного периода.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Значительная величина их свидетельствует о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесцениванием денег, а также с упущенной возможностью их выгодного использования.

Назначение отчета о движении денежных средств — обеспечить пользователей финансовой отчетности информацией о поступлении и выплате денежных средств организации за определенный период. Он позволит оценить платежеспособность организации, его возможность выплачивать кредиты, займы, дивиденды, заработную плату и другие платежи, его потребность в дополнительном финансировании, связывать показатель чистой прибыли с поступлениями и выплатами денежных средств и, наконец, выяснить, откуда деньги поступили и куда они направлены.

При составлении отчета о движении денежных средств используется информация о денежных средствах со счетов 50, 51, 52, 55.

При наличии (движении) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем они пересчитываются в рубли по курсу банка России на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы.

Отчет о движении денежных средств состоит из следующих показателей:

  • 1. Остаток денежных средств на начало отчетного периода.
  • 2. Поступило денежных средств — всего, в том числе:
    • * выручка от продажи продукции товаров, работ и услуг;
    • * выручка от продажи основных средств и иного имущества;
    • * авансы, полученные от покупателей (заказчиков);
    • * бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;
    • * безвозмездно;
    • * кредиты и займы полученные;
    • * дивиденды, проценты по финансовым вложениям;
    • * прочие поступления.
  • 3. Направлено денежных средств — всего, в том числе на:
    • * оплату товаров, работ, услуг;
    • * оплату труда;
    • * отчисления в государственные внебюджетные фонды;
    • * выдачу подотчетных сумм;
    • * выдачу авансов;
    • * финансовые вложения;
    • * выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам;
    • * расчеты с бюджетом;
    • * оплату процентов по полученным кредитам, займам;
    • * прочие выплаты, перечисления.
  • 4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

В отчете отражается движение денежных средств в целом по организации и по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, направленная на получение (или недополучение) прибыли.

Инвестиционная деятельность организации связана с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков и объектов природопользования, зданий, машин и оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других цепных бумаг долгосрочного характера и т. п.

Финансовая деятельность организации направлена на осуществление краткосрочных финансовых вложений, выпуск облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера.

В п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности закреплен принцип раздельного учета текущих затрат на:

  • * производство продукции, выполнение работ и оказание услуг;
  • * капитальные вложения;
  • * финансовые вложения.

Такой подход соответствует современной модели формирования финансовых результатов и правилам учета потоков денежных средств.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. В обязательном порядке она включается в состав отчета. Это структурная часть годового бухгалтерского отчета, составленная экономическими подразделениями, которая дополняет содержание приведенных в нем форм с целью представления более полной объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций за отчетный год и на перспективу.

В пояснительной записке приводятся:

  • * информация о данных, которые не нашли отражения в годовой бухгалтерской отчетности (например, сведения об объемах продажи продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта и др.);
  • * расшифровки прочих активов и пассивов, кредиторов и дебиторов, иных обязательств, отдельных видов прибылей и убытков в случае их существенности в общей сумме итогов; значительной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет 5% и более. Это правило применяется и при раскрытии других показателей бухгалтерской отчетности;
  • * краткая характеристика деятельности организации, для чего сопоставляются данные за отчетный и предшествующие ему годы (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), а также решения по итогам рассмотрения годовой отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, т. е. финансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом состоянии организации;
  • * основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты организации. Они могут быть исчислены в динамике. Показатели финансово-хозяйственной деятельности условно можно разделить на три группы;
  • * характеристика основных средств (доля активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления и выбытия);
  • * показатели оценки финансовых результатов и финансового состояния (чистая прибыль, рентабельность основной деятельности, рентабельность основного капитала, доля собственных средств организации, коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности);
  • * показатели оценки деловой активности (выручка от продажи, прибыль отчетного года, производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость в расчетах — дни, оборачиваемость производственных запасов — дни и оборачиваемость собственного капитала) — наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов;
  • * данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленные после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и существенно влияющие на оценку имущественного и финансового положения организации, включая принятие решения о распределении прибыли;
  • * данные о применяемых элементах учетной политики и об изменениях учетной политики на следующий отчетный год (те из них, которые существенно влияют на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году); данные о причитающихся налоговых платежах в бюджет. Сведения о платежах должны быть приведены по основным видам налогов (налог на прибыль, НДС и др.) и с отражением сумм отклонений;
  • * данные о проводимых мероприятиях в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень капиталовложений организации и прибыли в отчетном году и характеристика финансовых последствий для будущих периодов;
  • * сведения о размере чистых активов организации, их отношении к уставному капиталу, к сумме уставного, добавочного и резервного капитала на начало и конец года; о дочерних и зависимых обществах (их полное наименование, место нахождения, вид деятельности. По зависимым обществам необходимо представить информацию о степени участия и суммах вклада);
  • * данные о составе затрат на производство (расходах на продажу);
  • * данные о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
  • * данные о прекращенных операциях;
  • * данные об аффилированных лицах, каковыми признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • * данные о государственной помощи;
  • * данные о прибыли, приходящейся на одну акцию. Акционерное общество в пояснительной записке приводит сведения о количестве акций, выпущенных и полностью оплаченных или неоплаченных или частично оплаченных; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществах.

При изменении вступительного сальдо по отдельным показателям баланса на начало года необходимо объяснить причины таких изменений и оценить их последствия в стоимостном выражении, сообщить о фактах нарушения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием. В противном случае такое нарушение рассматривается как уклонение от выполнения законодательства России.

Особое место в пояснительной записке должно быть отведено прогнозированию результатов хозяйственной деятельности организации (особенно финансового состояния) на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

При необходимости в интересах внутренних и внешних пользователей в пояснительной записке возможно отражение или сокращение той или иной информации.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Некоммерческие организации в отчете о целевом использовании полученных средств отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении (подлежащем поступлении) указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода. Указанные данные заполняются на основе данных, учтенных на счете учета фактических расходов, связанных с деятельностью некоммерческой организации, и списанных на уменьшение целевых поступлений.

В случае превышения произведенных в отчетном периоде расходов над имеющимися целевыми средствами (с учетом остатка на начало отчетного периода) указанная разность отражается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках. В бухгалтерском балансе указанные данные отражаются как прочие оборотные активы.

В случае если для отдельных данных, являющихся существенными, в образце формы N 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» не предусмотрены отдельные статьи, организации самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают в форму отчета при его разработке и принятии дополнительные статьи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой