Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка к проведению внутреннего аудита

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По полноте охвата исследуемого материала различают полные и частичные проверки. Полные охватывают всю деятельность аудируемого лица за определенный период, а частичные — отдельные участки работы структурного подразделения. По объему проверяемых документов различают проверки сплошные и выборочные. При сплошной проверяются все документы, связанные с данным видом операции, а при выборочной… Читать ещё >

Подготовка к проведению внутреннего аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общий план и организационно — методические подходы к разработке программы внутреннего аудита.

Правильная организация планирования аудиторской работы обеспечивает своевременную проверку деятельности подразделений, позволяет эффективнее использовать контрольную службу или внутреннего аудитора.

Планирование — начальный этап проведения аудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о проверяемом объекте.

На этапе планирования аудиторы должны ознакомиться с деятельностью структурного подразделения и иметь информацию, характеризующую работу и организацию внутрихозяйственного расчета (внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность в целом, и внутренние факторы, снизанные с его индивидуальными особенностями) — В первую очередь следует предусматривать проверки в неблагополучных подразделениях, которые нуждаются в срочной помощи.

Если в структурном подразделении имеются недостатки в хозяйственной деятельности, допускаются недостачи и хищения, подразделение не укладывается в установленный бюджет и работает с убытком, проверки надо проводить чаще, чтобы быстрее наладить прибыльную работу подразделения или принять решение о ликвидации как нерационального (убыточного) звена предприятия.

При планировании аудита аудиторы должны знать:

  • o организационно-управленческую структуру хозяйствующего субъекта;
  • o вид производственной деятельности;
  • o технологические особенности;
  • o уровень самофинансирования;
  • o характер взаимоотношений с другими подразделениями и внешними структурами;
  • o закрепленное за подразделением имущество;
  • o источники получения информации о структурном подразделении;
  • o документооборот структурного подразделения;
  • o организацию оперативного учета и отчетность;
  • o должностные обязанности специалистов и работников подразделения, ответственных за материальные и денежные средства;
  • o внутрифирменные нормативные акты, регулирующие трудовую, технологическую и иную деятельность.

Аудитор осуществляет проверку на основе действующей в организации учетной политики.

Источники получения информации:

  • o положение о структурном подразделении, должностные инструкции и трудовые контракты работников подразделения;
  • o протоколы заседании совета директоров и других аналогичных органов управления предприятия;
  • o документы анализа и планирования деятельности подразделения;
  • o статистическая, бухгалтерская, внутрифирменная отчетность и оперативные сведения о выполнении заданий и договоров подразделением;
  • o внутрифирменные инструкции, методические пособия, график документооборота и другие документы, регламентирующие производственную деятельность и организационную структуру подразделения;
  • o материалы служебных расследований акты рекламаций, судебные и арбитражные документы;
  • o сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом подразделения.

Ежегодно, до наступления отчетного года, работники отдела внутреннего аудита составляют общий план аудиторских проверок, ревизий, инвентаризаций и прочих мероприятий, вытекающих из Положения об аудите на следующий год. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений должны подробно документироваться.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контролю качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • o формирование аудиторской группы, ее численность, включая специалистов других подразделений, привлекаемых к проведению внутреннего аудита;
  • o распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;
  • o инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах, доведение информации о проверяемом объекте;
  • o ведение рабочей документации;
  • o документальное оформление проведенной работы и порядок ее согласования с должностными лицами проверяемого объекта.

Проведение аудиторских документальных проверок и фактического контроля осуществляется в сжатые сроки, не допуская отвлечения работников структурных подразделений от выполнения своих профессиональных обязанностей. Эти проверки должны способствовать улучшению показателей работы фирмы.

Временные затраты на проведение проверки определяются с учетом объема и особенностей деятельности поверяемого объекта.

По полноте охвата исследуемого материала различают полные и частичные проверки. Полные охватывают всю деятельность аудируемого лица за определенный период, а частичные — отдельные участки работы структурного подразделения. По объему проверяемых документов различают проверки сплошные и выборочные. При сплошной проверяются все документы, связанные с данным видом операции, а при выборочной проверяются только некоторые из документов по выбору.

Если необходима объективная проверка подразделения, то организуются комплексные аудиторские проверки с участием специалистов-экспертов по различным направлениям деятельности проверяемого объекта — технологов, товароведов, экономистов, специалистов по кадрам, инженеров, строителей, механиков и др. Для такой проверки применяют экономические методы анализа в сочетании с документальной и учетной проверкой и всестороннее изучение отчетных и учетных данных о результатах работы.

Цель комплексной проверки — оценка специалистом фактически совершенной хозяйственной операции и ее отражение в бухгалтерском учете.

Фактический контроль осуществляется посредством пересчета, взвешивания и обмера, визуальной проверки (с применением технических средств), лабораторного анализа, экспертной оценки в ходе технологического процесса.

Примерный общий план внутреннего аудита в организации:

  • 1) наименование структурного подразделения, на котором планируется проведение проверки;
  • 2)дата проведения предыдущей проверки;
  • 3)сумма материального ущерба, выявленного предыдущей проверкой;
  • 4)организационный метод проведения плановой проверки;
  • 5) сведения о руководителе комплексной аудиторской проверки или аудиторе;
  • 6) наименование отделов, участвующих в проверке;
  • 7) время проведения проверки;
  • 8) период проверки с ___________ по ________________;
  • 9) примечание.

Аудиторский процесс — это ряд последовательных этапов, включающих в себя подготовку к проверке, составление се программы, организацию работы на объекте, обследование хозяйства и документальную проверку операций и учетных данных.

Программа внутреннего аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана проверки хозяйствующего субъекта. Программа служит подробной инструкцией для участников аудита и средством контроля качества их работы.

Последовательность аудиторского процесса при проведении проверки:

  • 1) подготовка к предстоящей проверке;
  • 2) составление программы на проведение проверки;
  • 3) организация работы на месте;
  • 4) проведение внезапных инвентаризаций;
  • 5) обследование проверяемого объекта;
  • 6) документальная проверка фактов хозяйственной деятельности;
  • 7) систематизация материалов проверки;
  • 8) составление отчетных документов по проверке, их согласование и подписание должностными лицами, осуществляющими руководство объектом;
  • 9) доклад результатов проверки должностным лицам, назначившим проверку;
  • 10) устранение недостатков и подготовка документа по результатам проверки;
  • 11) контроль за устранением недостатков, выявленных проверками.

Аудитор должен документально оформить программу аудита, которая является неотъемлемой частью приказа на проведение внутреннего аудита. Вместе с программой разрабатывается план внезапного одновременного проведения инвентаризации.

Технология проведения внутреннего аудита воплощает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур; тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.

Главным технологическим решением проведения аудита является выработка четкой методики проверки каждого раздела бухгалтерского учета, которая разрабатывается по единой схеме и включает в себя:

  • 1) перечень основных нормативных документов — законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ФПС РФ, т. е. все, чем руководствуется аудитор при проверке соответствующего раздела учета;
  • 2) описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен подразделению, — предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым подразделением, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета;
  • 3) перечень первичных документов — проводится по каждому разделу учета, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.);
  • 4) регистры аналитического и синтетического учета и отчетности — представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.). Наличие перечня у подразделения позволяет аудитору определить их соответствие общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации;
  • 5) классификатор возможных нарушений — содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета;
  • 6) вопросник аудитора для составления программы проверки — содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составить в виде таблиц с вариантами ответов и выводов;
  • 7) методы и приемы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, — являются типовыми. Методы внутреннего аудита представляют собой совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях изучения состояния их экономики и финансов, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете.

Кроме методов проведения проверки существуют и методы организации проверок:

  • o сплошная проверке! (документальная и фактическая);
  • o выборочная;
  • o аналитическая;
  • o комбинированная;
  • 8) описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или 'злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Вес процедуры по единой схеме и включают в себя:

  • o наименование контрольной процедуры;
  • o цель проведения контрольной процедуры;
  • o перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов подразделения, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;
  • o описание техники исполнения процедуры;
  • o описание формы представления результатов проведенной процедуры.

Внутренний аудит любой организации — это сложный процесс, требующий существенных затрат времени на его организацию, основной путь решения проблемы которого — это выработка и постоянное совершенствование методики проверки каждого объекта хозяйствующего субъекта.

Для проведения внутреннего аудита необходимо пройти три этапа контроля:

  • 1) предварительный — до совершения хозяйственных операций:
  • 2) текущий — во время осуществления хозяйственных операций;
  • 3) последующий — после их совершения.

Методика проведения внутреннего аудита, по мнению А. К. Макальской, используется главным внутренним аудитором при подготовки проверки, составлении программы и распределении обязанностей между аудиторами. Автор предлагает включить в методику три раздела: планирование аудиторской проверки; основные направления аудиторской проверки; порядок составления отчета внутреннего аудитора, его согласования и представления руководству.

Основные направления аудиторской проверки проводятся в разрезе следующих блоков.

  • 1. Счета 51, 52, 55, 57
  • 2. Счет 50
  • 3. Счета 71. 73
  • 4. Счета 70, 68, 69
  • 5. Счета 60, 07, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 40, 41
  • 6. Счета 58, 59. 97, 98
  • 7. Счета 08, 67, 01, 03,02
  • 8. Счета 23, 21, 25, 26, 28, 20, 29, 79
  • 9. Счета 41, 42, 44
  • 10. Счета 40, 43, 45, 90, 91, 62, 99 П. Счета 63, 84
  • 12. Счета 75, 80, 81, 82, 83. 86
  • 13. Счета 99, 84, 96, 94
  • 14. Забалансовые счета
  • 15. Счета оставшиеся

Чтобы правильно разделить первичные объекты на блоки, необходимо хорошо представлять, какая хозяйственная операция в какой учетный регистр записываются, как информация из регистров переносится в Главную книгу' и затем в финансовый отчет. Все учетные регистры, используемые для записи операций, и все статьи Главной книги должны быть включены хотя бы в один блок проверки. Если они попадают более чем в один блок, то это показывает связь между блоками. Главный внутренний аудитор должен хорошо представлять взаимосвязь между этими блоками, устанавливать сроки проведения аудиторами проверки каждого блока. Основным и начальным блоком, связывающим почти все блоки, является блок «денежные средства организации». После того как будет завершен аудит всех блоков и установлены вес связи между блоками, результаты суммируются главным внутренним аудитором и используются для составления отчета о проведенном аудите.

Общая схема движения информации выглядит следующим образом:

ОПЕРАЦИИ — ПЕРВИЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ — ГЛАВНАЯ КНИГАФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

В процессе аудита наряду с независимой проверкой операций и проверкой данных финансового отчета аудитор выполняет процедуры, которые характеризуют оценку и анализ полученной информации путем изучения связей между финансовыми и нефинансовыми показателями деятельности фирмы, исследования важнейших финансовых и экономических показателей, включая сравнения полученной аудитором информации с прогнозируемой, выявления необычных фактов и причин их возникновения.

Разработке методики проведения внутреннего аудита предшествует его планирование, а результат проверки отражается в отчете внутреннего аудитора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой