Итоговый анализ результатов иллюстрирования литературного произведения учащимися третьего класса на уроках изобразительного искусства
Возрос показатель гибкости мышления: в 19 работах из 20 использованы 10 и более категорий рисунков. Данные проведённой методики см. в табл. 7. Результаты проведённой методики с примерами работ. Данные проведённой методики см. в табл. 6. Результаты проведённой методики с примерами работ. По показателю «беглость» все учащиеся получили максимальное количество баллов (10 баллов). Состав… Читать ещё >
Итоговый анализ результатов иллюстрирования литературного произведения учащимися третьего класса на уроках изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для выявления результативности проведённой работы в ходе формирующего эксперимента были использованы следующие методики:
- 1. Субтест 1."Нарисуйте картинку" (из фигурного теста Э.П. Торренса)
- 2. Тест креативности Э. П. Торренса (Краткий тест. Фигурная форма)
- 3. Субтест 6. «Эскизы» (из батареи тестов «Творческое мышление» Туник Е.Е.)
Целью контрольного эксперимента было: узнать способствовали ли проведённые уроки развитию творческих способностей учащихся.
Состав экспериментальной группы и условия проведения методик остались без изменений.
1. Субтест 1."Нарисуйтекартинку"(изфигурноготеста Э.П. Торренса) Учащимся нужно было нарисовать рисунок, используя стимульную фигуру (овал), и дать ему название.
Данные проведённой методики см. в табл. 6. Результаты проведённой методики с примерами работ.
Таблица 6.
Показатели. | О. | Н. | Р. | |
Средний балл. | 0,4. | 1,7. | 19,05. | |
Минимальный балл по Р. | ||||
Максимальный балл по Р. | ||||
Сравнениеданныхпроведённогоконстатирующегоэксперимента (см. диаграммы 1 и 2).
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
В результате проведения формирующего эксперимента произошли следующие изменения:
- · Максимальный балл (1 балл) за оригинальность работы получили 8 из 20 учеников.
- · Большинство учащихся (14 человек) дали своим рисункам образные описательные названия и получили по 2 балла. 6 школьников получили по 1 баллу. 0 и 3 балла не получил никто.
- · Баллы по показателю «разработанность» достаточно высокие и варьируются от 12 до 30 баллов. При создании всех работ использованы цветные карандаши. Улучшилась техника раскрашивания и аккуратность исполнения.
- · В рисунках появились мелкие детали и фон.
- 2. Тест креативности Э. П. Торренса (Краткий тест. Фигурная форма)
Учащимся давалось задание дорисовать 10 незаконченных фигур, создав при этом интересные образы или сюжетные картинки.
Данные проведённой методики см. в табл. 7. Результаты проведённой методики с примерами работ.
Таблица 7.
Показатели. | Б. | Г. | О. | Р. | |
Средний балл (конст. эксп.). | 9,85. | 7,95. | 9,05. | 31,95. | |
Средний балл (контр. эксп.). | 8,25. | 12,4. | 44,25. | ||
Миним. балл (контр. эксп.). | |||||
Максим. балл (контр. эксп.). | |||||
Сравнение данных проведённого констатирующего эксперимента (см. диаграммы 3 и 4).
Диаграмма 3.
В результате проведения формирующего эксперимента произошли следующие изменения:
- · По показателю «беглость» все учащиеся получили максимальное количество баллов (10 баллов).
- · У большинства школьников гибкость мышления соответствует возрастной норме, у трёх учеников показатель гибкости выше нормы. Самая часто используемая категория ответов — 64 (дерево).
- · По показателю «оригинальность» 5 учащихся из 20 получили результаты выше нормы. Остальные результаты оказались в пределах нормы.
- · За разработанность заданий 8 учащихся получил результат выше нормы, результаты большинства учащихся соответствуют норме. Средний балл по каждому из рисунков показал, что лучше всего дети разработали 3-ю фигуру. Самая низкая степень разработанности оказалась у 10-го рисунка.
- 3. Субтест 6. «Эскизы» (из батареи тестов «Творческое мышление» Туник Е.Е.)
Учащиеся должны были нарисовать различные картинки на основе изображений 20 квадратов с кругом посередине и подписать их.
Данные проведённой методики см. в табл. 8.
Таблица 8.
Показатели. | n. | m. | k. | Б. | Г. | О. | Сумма баллов. | |
Средний балл. | 19,3. | 11,9. | 3,5. | 19,3. | 35,7. | 17,5. | 72,5. | |
Миним. балл. | ||||||||
Максим. балл. | ||||||||
Сравнение данных проведённого констатирующего эксперимента (см. диаграммы 4).
Диаграмма 4.
В результате проведения формирующего эксперимента произошли следующие изменения:
- · Большинство школьников (18 человек) нарисовало 20 картинок, задействовав весь предложенный стимульный материал.
- · Возрос показатель гибкости мышления: в 19 работах из 20 использованы 10 и более категорий рисунков.
- · Все учащиеся дали хотя бы один оригинальный ответ. Вот список некоторых из них: ангел, блинчик, вампир, виселица, качели, клей, колбаса, линейка, манекен, микроб, паутина, птеродактиль, резинка, серёжки, табуретка, тарелка и др.
- · Во многих работах использовались цветные карандаши.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов показал, что проведённая серия уроков по иллюстрированию литературного произведения способствовала развитию творческих способностей и художественных навыков третьеклассников. Улучшилось качество работ учащихся, повысилась оригинальность сюжета рисунков.
Произошедшие изменения в развитии творческих способностей доказывают целесообразность проведения уроков по иллюстрированию литературных произведений в третьих классах начальной школы.