Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВСорСтичСскиС основы изучСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ аспСктС Π² АзСрбайдТанС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Ρ ΠΊ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, зародился Π² 60-Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π₯Π₯ Π²Π΅ΠΊΠ°. Π’ΠΎΠΌΡƒ способствовали ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ°Ρ… массовыС двиТСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ процСсс сопровоТдался ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹Ρ… государств Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ выступлСния вошли Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС основы изучСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ аспСктС Π² АзСрбайдТанС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Ρ€Ρ‹Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, граТданского общСства ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ государства соврСмСнноС азСрбайдТанскоС общСство ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΡ€Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… сфСрах общСствСнной ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. ΠœΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π± ΠΈ ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π² АзСрбайдТанС Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ наглядно Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСства Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ°Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π’ азСрбайдТанской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ молодСТь, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дСмографичСская Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°, Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π²Π½Π΅ поля зрСния. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚скиС Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ½Π° Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ прСдставлСний ΠΎ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΎΠ²ΠΎΠΉ структурС общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ»Π° ΠΎΡ„ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-политичСской цСлостности Π΅Π³ΠΎ. Π’Π°ΠΊ, хотя молодСТь ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡Π΅Π³ΠΎ класса, ΠΊΠΎΠ»Ρ…ΠΎΠ·Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΡ€Π΅ΡΡ‚ΡŒΡΠ½ΡΡ‚Π²Π° ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»ΠΈΠ³Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Π½Π΅ΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ своим своСобразиСм ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, Π±Ρ‹Π»ΠΎ нСльзя. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ совСтских ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ², Ρ‚Π΅ΠΌ самым молодСТь ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Ρ ΠΊ Π²ΡΠ΅ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, зародился Π² 60-Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π₯Π₯ Π²Π΅ΠΊΠ°. Π’ΠΎΠΌΡƒ способствовали ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ°Ρ… массовыС двиТСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ процСсс сопровоТдался ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚Ρ‹Ρ… государств Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ выступлСния вошли Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ»ΠΈ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΊ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ. Π’ 1970 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ВсСмирного социологичСского конгрСсса Π±Ρ‹Π» создан ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «Π‘оциология ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ». Научная ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΈΡ€Π° восприняла Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдования [1, 144].

ПоявлСниС аналогичСских исслСдований Π² Π‘Π‘Π‘Π  приходится Π½Π° Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ хрущСвской «ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π»ΠΈ». На ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΡ€Π°Ρ… молодСТь ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС опроса общСствСнного мнСния ΠΎΠ± Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… соврСмСнности. Основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ создания социологичСских Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΡΠΎΠΌΠΎΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… организациях Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ руководства ΠΏΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ влияниС бунтарского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ двиТСния, ΠΈΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ· Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π°. Но Π² 60−80 Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π₯Π₯ Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ социологии ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ. Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… исслСдований, ΡΠ²Π»ΡΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π°ΠΊΠ°Π·ΠΎΠΌ государства, молодСТь Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ воспитания. Основной Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ Ρ‚ΡƒΡ‚ являлась ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° привития ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΌΡƒ поколСнию социалистичСских ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΎΠ², Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ. Но Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ: Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, новосибирская (Π’.Н. Π¨ΡƒΠ±ΠΊΠΈΠ½Π°), свСрдловская (Π€.Π . Π€ΠΈΠ»ΠΈΠΏΠΏΠΎΠ², М.Н. Π ΡƒΡ‚ΠΊΠ΅Π²ΠΈΡ‡), лСнинградская (Π’.Π’. Лисовский, Π‘.Н. Иконникова, А.Π’. Лисовский) ΠΈ ΡΡΡ‚онская (М. Π’ΠΈΡ‚ΠΌΠ°Π½) ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… школ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ракурсС, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом Ρ‚ΡƒΡ‚ Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΡΡ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚урологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄. Π’Π°ΠΊ, И. Π‘. Кон ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎ высказывался ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ [2], Π’. И. Π§ΡƒΠΏΡ€ΠΎΠ² удСлял ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ [3], Π’. Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π° Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΠ»Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ пособиС ΠΏΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ [4].

Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ азСрбайдТанскиС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅, Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ «ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹» [5]. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚урологичСском аспСктС находится Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅, ΠΈΠ±ΠΎ ΠΊ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Π½ΠΎΡ€Π°ΠΌΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ добавляСтся ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΡŽΠ²Π΅Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄.

Π—Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΠΊΠΈ изучСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π² ΠΠ·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½Π΅ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π»ΠΈΡΡŒ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ психологии ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Анализ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² АзСрбайдТанС ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Ρ‚Ρ€ΠΈ основныС стадии:

  • Β· критичСская (70−80-Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π₯Π₯ Π²Π΅ΠΊΠ°);
  • Β· эмпиричСская (с ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ 80-Ρ… ΠΈ 90-Π΅ Π³Π³.);
  • Β· тСорСтичСская (Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ XXI).

Π’ 70−80-Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π₯Π₯ Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ происходило Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΡŽΠ²Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ОсновноС содСрТаниС Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° составлял ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ капиталистичСских ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΡΡ‚ичСских стран ΠΏΠΎΠ΄ ΡƒΠ³Π»ΠΎΠΌ зрСния ΠΈΡ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ воспитания.

Π’ 60−70-Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ основноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ азСрбайдТанских ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… А.Π‘. Π‘Π°ΠΉΡ€Π°ΠΌΠΎΠ²Π°, Π’.А. ΠœΡƒΡΡ‚Π°Ρ„Π°Π΅Π²Π°, Π”ΠΆ.А. Вахмасиба, И.А. Π€Π°Ρ€Π°Π΄ΠΆΠ΅Π²Π°, А.Π£. МамСдова, Π“. Π­. Азимова, Π .М. Расулова, М.Π¨. Абдулова ΠΈ Π΄Ρ€. ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ возрастной психологии ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологии. ИсслСдования ΠΏΠΎ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психологии Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… возрастной психологии Π²Π΅Π» Аладдин АхмСд ΠΎΠ³Π»Ρƒ Π“Π°Π΄ΠΈΡ€ΠΎΠ² (1929;2003).

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ, ΡΡ‹Π³Ρ€Π°Π²ΡˆΠΈΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психологии Π² АзСрбайдТанС, являСтся ΠœΡƒΡ…Ρ‚Π°Ρ€ Алиш ΠΎΠ³Π»Ρƒ Π₯Π°ΠΌΠ·Π°Π΅Π². Π•Π³ΠΎ «ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ психология» (1991), «Π’озраст ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ пСдагогичСской психологии» (2000;2003) ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ источники ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ.

Одним ΠΈΠ· Π·Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии Π² ΠΠ·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½Π΅ (вмСстС с А.А. АлизадС) являСтся АкпСр Π‘Π°Π»ΠΌΠ°Π½ ΠΎΠ³Π»Ρƒ Π‘Π°ΠΉΡ€Π°ΠΌΠΎΠ² (1930). Он Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚скиС Π³ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° этнопсихология «Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΠΎΠ΄ Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ», высказывал суТдСния ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΏΠΎ Π½Π΅ΠΉ. Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ «Π’опросы этничСской психологии» ΠΎΠ½ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» Π² ΠΠ·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½Π΅ основы этнопсихологии.

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психологии Π² АзСрбайдТанС внСс Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ психолог ΠΠ±Π΄ΡƒΠ»ΡŒ Али ΠΎΠ³Π»Ρƒ АлизадС. ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ А.А. АлизадС вСсьма ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎ сотрудничал с ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссором А.Π‘. Π‘Π°ΠΉΡ€Π°ΠΌΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° стали Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ «Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология» (1976), «ΠΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ вопросы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии» (1986), «ΠŸΡΠΈΡ…ология» (1989), «Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология» (2003) ΠΈ Π΄Ρ€.

На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ стадии, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ эмпиричСскиС исслСдования, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… процСссов, происходящих Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π°Ρ… Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹ ΠΈ Π‘ША. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ…, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π² Π‘овСтском БоюзС ΠΈ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚совСтских странах, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ двиТСния, Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «Π½Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ» ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚ываСтся ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° исслСдования ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ЕстСствСнно, ΠΈ Π² ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ 80-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ АзСрбайдТана ΠΎΡ‚Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ практичСской сторонС исслСдований ΠΏΠΎ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅.

БоврСмСнная, «Ρ‚СорСтичСская» стадия характСризуСтся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ основных Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ изучСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Π’Π°ΠΊ, Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ология» (2007), ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ профСссора Π‘.И. Π‘Π΅ΠΈΠ΄ΠΎΠ²Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссора М.А. Π₯Π°ΠΌΠ·Π°Π΅Π²Π°, ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ излагаСтся общая характСристика возраста молодости. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ азСрбайдТанских ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ…, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ явлСниС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскоС, «ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ оцСниваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ самопознания, этап формирования самосознания ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ принятия отвСтствСнных Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ этап высокой ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ чСловСчСской близости, высоко цСнящСй Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρƒ, любовь, ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½ΡƒΡŽ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ» [6].

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π² ΠΠ·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½Π΅ наряду с Ρ‚СорСтичСскими ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскими психологичСскими исслСдованиями проводятся Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ исслСдования. Π’Π°ΠΊ, Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ΅ «Π‘оциология», Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ Π² 2005 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π΄ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Π° Π€. Π“. Π’Π°Ρ…ΠΈΠ΄ΠΎΠ²Π°, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ социологии ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° здСсь рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ся основныС элСмСнты ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹. Авторы ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ°, раскрывая Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°», ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ социологи ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹». АзСрбайдТанскиС социологи ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΡΡƒΠ±ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚урная Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ зависит ΠΎΡ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Ρ образования, возраста, мСста проТивания ΠΈ Π΄Ρ€.» [7].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, молодСТь, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, психологиСй, ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ, философиСй ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ для выдСлСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ возраст, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ статус ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ функция. Но Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΏΠΎ ΡΠ΅ΠΉ дСнь Π½Π΅Ρ‚ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ мнСния ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° молодости.

НаиболСС общСпринятым ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… возрастных ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ являСтся ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ 14−15 Π΄ΠΎ 29 Π»Π΅Ρ‚. Π¦Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ряд ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ†ΠΈΡ„Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ возраст ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ ΠΎΡ‚ 15 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 30−31 Π³ΠΎΠ΄Π°. Π’ этом возрастном ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²Π°Π»Π΅ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ возрастныС ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ: Π΄ΠΎ 18 Π»Π΅Ρ‚ — ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ; 18−24 Π³ΠΎΠ΄Π° — молодСТь ΠΈ 25−29 Π»Π΅Ρ‚ — ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ°Ρ молодСТь [8].

БСгодня молодСТь составляСт ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ прослойку общСства. По ΡΡ‚атистичСским Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, 59 ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² насСлСния АзСрбайдТана составляСт молодСТь. По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ООН, Π½Π° Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΌ ΡˆΠ°Ρ€Π΅ ΠΆΠΈΠ²Π΅Ρ‚ ΠΎΠΊΠΎΠ»ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… ΠΌΠΈΠ»Π»ΠΈΠ°Ρ€Π΄ΠΎΠ² людСй Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ Π΄ΠΎ 25 Π»Π΅Ρ‚. А ΠΊΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XXI Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹Π΅ люди Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅ Π΄ΠΎ 30 Π»Π΅Ρ‚ составят 60% насСлСния Π—Π΅ΠΌΠ»ΠΈ. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΈΡ€Π°, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ любой страны зависит ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ рСсурсом. МолодСТь Π½Π΅ Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ая ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дСмографичСская Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°. Она Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ участвуСт Π²ΠΎ всСх процСссах общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ выполняСт ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ своСобразныС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ:

  • Β· социализация (Π²Ρ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-стратификационныС слои общСства);
  • Β· воспроизводствСнная (ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ насСлСния, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… цСнностСй ΠΈ ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ производствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ);

молодСТная ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π° Π°Π·Π΅Ρ€Π±Π°ΠΉΠ΄ΠΆΠ°Π½ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ.

  • Β· пСрСдаточная (усвоСниС ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ поколСния);
  • Β· инновационная (ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π² Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ области общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ).

МолодСТь, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя стал ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ исслСдования ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ЛогичСскиС Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ нашСго исслСдования ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΠ΅ Π² 90-Ρ… Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ… измСнСния, Π° Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ стали ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΡ‚Ρ‹ΠΊΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊ. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя способы изучСния ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡƒΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ посрСдством социологичСских, антропологичСских, этнографичСских, дСмографичСских, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

  • 1. Боциология ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π•. Π’. Затуловской. — Πœ.: АН Π‘Π‘Π‘Π , НИИ ΠšΡƒΠ»ΡˆΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ 1989. — 335 с.
  • 2. Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π° Π’. Боциология ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ
  • 3. АлиСва Π™. ΠœΡƒΠ°ΡΠΈΡ€ Π΄ΠΎΠ²Ρ€Π΄Π° АзСрбайдТан ΡΡΠ½ΡŠΠ»ΡΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠ½ ΠΊΡƒΠ»Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈ Π΄Ρ†ΡˆΡ†Π½ΡŠΡ хцсусиййятляри // ΠšΡƒΠ»Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΡΠΈΠΉΠ° вя ΠΠ·ΡΡ€Π±Π°ΠΉΡŠΠ°Π½ ΡΡΠ½ΡŠΠ»ΡΡ€ΠΈ. ΠšΡƒΠ»Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈ сСминарын мягаляляри. — Π‘Π°ΠΊΡ‹: Милли Авиасийа АкадСмийасы, 2003. — 59 с.
  • 4. Π‘Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ²Π° Π’. Боциология ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ. 1987.
  • 5. Боциология. Али ΠΌΠ°ΠΊΡ‚Π°Π±Π»Π°Ρ€ ΡƒΡ‡ΡƒΠ½ дарслик / Π€. Π“. Π’Π°Ρ‰ΠΈΠ΄ΠΎΠ². — Π‘Π°ΠΊΡ‹: «Π’якнур», 2005. — 296 с. — C.258.
  • 6. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ / Π‘. И. Π‘Π΅ΠΉΠΈΠ΄ΠΎΠ²ΡƒΠ½ вя М.А. — Π‘Π°ΠΊΡ‹: Нурлан, 2007, 703 с.
  • 7. Боциология. Али ΠΌΠ°ΠΊΡ‚Π°Π±Π»Π°Ρ€ ΡƒΡ‡ΡƒΠ½ дарслик / Π’Π°Ρ‰ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π€. Π“. — Π‘Π°ΠΊΡ‹: «Π’якнур», 2005. — 296 с. — C.258.
  • 8. Боциология ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠΈ / Под Ρ€Π΅Π΄. Π’. Н. ΠšΡƒΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ²Π°. — Πœ.: Π“Π°Ρ€Π΄Π°Ρ€ΠΈΠΊΠΈ, 2005. — 335 с.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ