Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психические процессы и состояния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как следует из этой кривой, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции… Читать ещё >

Психические процессы и состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье назвал стрессом. Стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные, а порой даже противоположные результаты.

Стресс проявляется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Однако между уровнем стресса, активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. На это обратили внимание Р. Йеркс и Дж. Додсон. установлена закономерность между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной «V-образной» кривой.

Как следует из этой кривой, стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом. Польский психолог Т. Томашёвскйй отмечает, что в сложных трудовых ситуациях, порождающих у человека дистресс, особенно страдает ориентация, неверно оцениваются сигналы, рабочий перестает замечать важные показатели работы машины, нарушается контроль за процессом труда.

Пока стресс не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организма. И те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мобилизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей.

В. Дибшлаг выделяет шесть групп производственных стрессоров:

  • — интенсивность работы;
  • — давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);
  • — изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими (операторы современного предприятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях);
  • — однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);
  • — недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходимость действия возникает редко);
  • — различные внешние воздействия (шумы, вибрации,

высокие температуры и т. п.).

Таким образом, гипермобилизация организма приводит дистрессам или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип — характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляется рассеянность и т. д.

Возбудимый тип — проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость. Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Оно соответствует работе в оптимальном режиме. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия — условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, делятся на следующие группы:

  • 1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
  • 2) биологический страх;
  • 3) дефицит времени на обслуживание;
  • 4) повышенная трудность задачи;
  • 5) повышенная значимость ошибочных действий;
  • 6) наличие релевантных помех;
  • 7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
  • 8) дефицит информации для принятия решения;
  • 9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);
  • 10) перегрузка информацией;
  • 11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы как:

  • — интеллектуальное напряжение;
  • — сенсорное напряжение;
  • — монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания;
  • — политония — напряжение, вызванное необходимостью переключении внимания, частых и в неожиданных направлениях;
  • — физическое напряжение;
  • — эмоциональное напряжение;
  • — напряжение ожидания — напряжение, вызванное, необходимостью поддержания готовности рабочих функции в условиях отсутствия деятельности;
  • — мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения;
  • — утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой