Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военный плакат как исторический источник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жанр плакатов был самый разнообразный: от официального политического, героического до сатирического, в карикатурной форме высмеивавшего врага и разоблачавшего его человеконенавистническую натуру. Часть плакатов использовала жанр карикатуры. Под карикатурой понимают всякое изображение, где соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма… Читать ещё >

Военный плакат как исторический источник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с радио, военные плакаты являлись средством пропаганды, позволявшим обращаться сразу к огромному числу советских бойцов, ведь в то далекое время не было не только телевидения, но пресса и радио еще только развивались и набирали общественный вес.

Советское государство использовало все возможные средства агитации и пропаганды, особенно в ее наглядных формах: живопись, скульптуру, графику (и особенно — плакат), которые в силу простоты визуального восприятия обладали определенным преимуществом перед литературой.

Плакат — важная область советского искусства, один из самых активных его видов. Тесная связь с жизнью, массовость, оперативность характерны для советского плакатного искусства. Яркие художественные образы плаката отражали героизм сражений Великой Отечественной войныДемосфенова, Г. Л. Советский политический плакат / Г. Л. Демосфенова. — М.: Искусство, 1962. С. 5.

В течение всего ХХ века плакат активно использовали в своих целях власти предержащие. Особое значение придавала Советская власть этому самому демократическому и массовому виду изобразительного искусства как мощному орудию агитации и пропаганды, как эффективному средству в утверждении большевистской идеологии и реализации политических, социальных и хозяйственных задачРоссия — 20 век: История страны в плакате. / Составитель Н. И. Бабурина. — М.: Понорама, 2000. С. 5.

Название «плакат» происходит от позднелатинского «placatum» — объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи политической агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обученияИванов, В. С. Как создается плакат / В. С. Иванов. — М.: Академия художеств СССР, 1963. С. 5.

Подлинно народным искусством плакат сделала революция октября 1917 года. В основе его — «коммуникабельность» тиражной агитационной графики, особенно актуальная в условиях отсутствия других средств массовой информации телевидения, кино, радио, в условиях неграмотности населения. Доступность образного языка, бескрайность аудитории, возможность оперативного отклика на самые разные события — все это способствовало необычайной популярности плакатного искусства. Но главное — лозунги революции были адресованы непосредственно народу и находили отклик в его сердцахРоссия — 20 век: История страны в плакате. / Составитель Н. И. Бабурина. — М.: Понорама, 2000. С. 5.

Соответственно своему назначению плакаты делятся на следующие:

  • 1. Политические — агитационные, пропагандистские и лубки;
  • 2. Рекламные — торговые и зрелищные (театральные, киноплакаты, цирковые, выставочные и т. д.);
  • 3. Инструктивные — по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т. д.;
  • 4. Информативные — лотерейные, библиотечные и т. п.;
  • 5. Учебные — пособия по различным областям знаний;
  • 6. Монографические — посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

По технике воспроизведения плакаты бывают:

  • 1. Печатные — издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;
  • 2. Трафаретно-шелкографские — тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой сетке. Первым способом, вручную, печатались «Окна ТАСС».
  • 3. Рисованные от руки — в одном или нескольких экземплярах;
  • 4. Световые — статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или часто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона или обычных электрических ламп;
  • 5. Объемные — сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламеИванов, В. С. Как создается плакат / В. С. Иванов. — М.: Академия художеств СССР, 1963. С.6−7.

Плакаты выполнялись различными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже — путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.

Политический плакат является самым массовым видом советского изобразительного искусства. В процессе своего развития политический плакат определился как особая форма изобразительного искусства. Об этом плакате и будет идти речь впереди.

Для плаката характерны активное, эмоциональное обращение к массовому зрителю, быстрота и оперативность отклика на общественно-политические события, агитационная страстность, предельная доходчивость, четкость и лаконизм образовКорецкий, В. Б. Заметки плакатиста / В. Б. Корецкий. — М.: Советский Художник, 1958. С. 8.

Назначение плаката — звать и убеждать. Он должен быть деловым. Плакат должен выдерживать любые погодные условия. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны и лапидарны. Содержание должно помещаться на одном листе. Плакат обязан оперировать крупным изображением. Должна быть композиционная связь между изображением и текстом. Текст устанавливается только тогда, когда плакат закончен художником. В идеале текст должен быть составной частью плаката в смысловом композиционном смысле. Текст должен быть лаконичным и выразительнымИванов, В. С. Как создается плакат / В. С. Иванов. — М.: Академия художеств СССР, 1963. С.12−13.

Этим принципам отвечали плакаты первых лет Советской власти, бывшие повсюду: на стенах домов, в витринах, в заводских цехах, на вокзалах. Всякий, срывавший плакат или заклеивавший его афишей, мог быть принят за контрреволюционера.

В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и света, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д. Символичность образов является основным художественным свойством плакатаКорецкий, В. Б. Заметки плакатиста / В. Б. Корецкий. — М.: Советский Художник, 1958. С. 10.

Центром издания плакатов в годы Великой Отечественной войны явилось Государственное издательство «Искусство» (Москва и Ленинград). Кроме того, политические плакаты издавались на Украине и в Белоруссии (до их временной оккупации), в республиках Средней Азии и Закавказья, где работали не только местные художники, но и приехавшие из оккупированных областей, а также из Москвы и Ленинграда. Много плакатов издавалось в крупнейших городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иваново-Вознесенске, Ростове-на-Дону и др. Демосфенова, Г. Л. Советский политический плакат / Г. Л. Демосфенова. — М.: Искусство, 1962. С. 132.

Война выдвинула графику в первые ряды изобразительного искусства. Но самые передовые позиции были сразу же заняты плакатом. Ряды плакатистов начали стремительно пополняться и укрепляться за счет художников, пришедших из других областей изобразительного искусства. Всех их привело в плакат желание быть в строю, стать немедленно полезным своим искусством общему делу справедливой борьбыКорецкий, В. Б. Заметки плакатиста / В. Б. Корецкий. — М.: Советский Художник, 1958. С. 61.

Военный плакат, решая задачу массовой агитации и пропаганды, развивался в многообразных формах. Наряду с листами обычного формата плакаты издавались и меньших размеров, рассчитанные на пространство кабины танка, самолета, блиндажа, фронтовой землянки, публиковались в газетах и журналах, на обложках книг, почтовых открытках, этикетках спичечных коробок, плакат присутствовал и работал повсюду. Лучшие плакаты были выполнены в виде брандмауэров гигантских размеров и производили очень сильное, волнующее впечатление на горожан и вызывали возмущение зверствами, творимыми варварами на оккупированной земле. Они были призваны донести до солдат, уходящих на фронт, правду о страданиях советских людей, оказавшихся под вражеской оккупацией, правду о гибели тысяч невинных женщин, детей, стариков. Люди отходили от листа, стиснув зубы и сжав кулаки. Больно было смотреть на молодую мать, прижавшую к груди своего ребёнка, которым угрожал озверелый гитлеровец. Плакат был настолько действенным и опасным для врага изобразительным оружием, что Гитлер распорядился казнить наших ведущих мастеров плаката, когда его армия возьмет Москву и Ленинград.

Зритель воспринимал каждый плакат как обращенный лично к нему и так на него и реагировал. Многие письма с фронтов, откликавшиеся на тот или иной плакат, начинались словами: «В этом плакате я увидел…», и дальше шло: «…мать, жену, детей, замученных фашистами… сына, отличившегося в боях…». Такое отношение зрителя к плакату как к своему родному общественному и личному делу все больше и больше повышало требования народа к художнику-плакатисту, настаивало на углублении идейного содержания и усилении реалистической выразительности образа, на росте художественных достоинств плаката вообщеПоволоцкая, Е. В. Тридцать лет советского плаката / Е. В. Поволоцкая, М. Л. Иоффе. — М.: Искусство, 1948. С. 42.

Нужно сказать, что плакаты того времени печатались не лучшими красками и далеко не на лучшей бумаге. Однако изобразительная сила была столь велика, что и в наши дни они имеют огромную эмоциональную энергетику, большой духовный заряд. Плакат вселял надежду и веру, приближал победу.

С первого дня войны и до последнего, ни на один день и час не прекращалась боевая деятельность художников. В Москве работали в три смены — круглосуточно. Обычно на выход срочного плаката уходили сутки, иногда и меньше, но ни один не был в производстве более трех днейОкна ТАСС. 1941 — 1945. Сборник. / Сост. — Н. Денисовский. — М.: Изобразительное искусство, 1970. С. 14.

Жанр плакатов был самый разнообразный: от официального политического, героического до сатирического, в карикатурной форме высмеивавшего врага и разоблачавшего его человеконенавистническую натуру. Часть плакатов использовала жанр карикатуры. Под карикатурой понимают всякое изображение, где соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма манеры поведения людей, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства, например в плакате. Важную роль в карикатуре играет текст, который помогает читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Цвет надписи тоже символичен: «герои» — Рабочий, Красноармеец, Матрос, — писались красной краской, а «враги» — фашисты, — чёрной краской. В годы Великой Отечественной войны 1941;1945 карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа в борьбе с фашистской агрессией.

По мере событий, которые происходили на войне, менялись настроения плакатов. В качестве примера можно привести победу советских войск в 1943 году — под Сталинградом, на Курской дуге, на Кавказе. Для СССР война из оборонительной стала наступательной и освободительной. И этот перелом сказался на характере агитационного искусства и плаката в первую очередь. По-прежнему плакат решительно призывает к борьбе, к напряжению всех сил, к окончательному разгрому фашизма. Но в произведениях, посвященных главным сражениям переломного 1943 г. и последующих лет, явно дает себя знать ощущение военного и морального превосходства над врагом: оно проявляется в обилии сатирических плакатов, высмеивающих фашизм и фашистов.

На мой взгляд, военный плакат является важным историческим источником, так как он относится к определенной эпохе, и служит своеобразным свидетелем Великой Отечественной войны, несет в себе информацию о прошлом. Мы можем увидеть историю с другой стороны и из первых рук.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой