Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика использования мобильных приложений на основной ступени средней школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Группа состояла из 12 учеников, средний возраст которых 12,5 лет. Ориентируясь на современную систему школьного образования, данный возраст соответствует 6 классу общеобразовательной школы. Все ученики до ранее изучали немецкий язык: предварительное тестирование показало, что владение учениками иноязычной устной и письменной речью превышает начальный уровень. Таким образом, на момент начала… Читать ещё >

Методика использования мобильных приложений на основной ступени средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этапы работы с мобильными приложениями. Организация урочной деятельности посредством инструментальных и дидактических приложений.

Прежде чем рассмотреть этапы работы с мобильными приложениями на уроке иностранного языка, необходимо обратить внимание на ряд факторов, влияющих на организацию урочной деятельности, предложенных С. В. Титовой в одной из своих работ, посвященной интеграции мобильных приложений в учебный процесс [21]. Выбор педагогом зоны использования мобильных приложений в обучении подразумевает под собой автономную работу обучающегося, аудиторную работу школьника или дистанционное обучение. Учитель может варьировать частоту применения мобильных приложений: педагог выбирает полноценный курс, построенный на мобильных приложениях, или их единичную интеграцию в учебный процесс. Приложения на смартфонах как средство обучения должны полностью соответствовать целям обучающего курса, в связи с чем учитель использует либо уже изобретенные платформы, либо самостоятельно создает приложения, отвечающие индивидуальным целям. Одним из факторов является обеспечение учеников и педагогов мобильными устройствами для обучения иностранному языку. Перед администрацией школы стоит выбор: реализовывать концепцию BYOD или организованно предоставлять обучающимся гаджеты. Учитель создает или выбирает задания из приложения, ориентируясь на цели урока и всего обучающего курса. Затем педагог формулирует задачи конкретного урока и анализирует оптимальное сочетание традиционных средств обучения и мобильных приложений.

При разработке сценария урока с элементами использования смартфона или полноценного курса, основанного на эксплуатации мобильных приложений, необходимо учитывать следующую классификацию. Мобильные приложения делятся на инструментальные (изначально не предназначенные для обучающих целей) и собственно обучающие или дидактические (для формирования иноязычных навыков и четырех видов речевой деятельности). В данном параграфе рассматриваются наиболее эффективные варианты организации урочной деятельности в современном школьном образовании. [21, с. 11].

В настоящее время большинство школ частично перешло на электронный документооборот, так как согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (глава 3, статья 28, пункт 3.10) руководство учебного заведения вправе самостоятельно осуществлять «текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения». Большинство электронных журналов и дневников доступно также в форме приложений на смартфонах [19].

Инструментальные приложения представляют для учителя иностранного языка большой интерес, несмотря на то, что они изначально не направлены на педагогическую деятельность. Причинами выбора в пользу данного вида приложений служат, прежде всего, многофункциональность и простота интерфейса, а также неограниченное поле для методической фантазии педагога. Обилие предлагаемых в настоящее время инструментальных приложений может озадачить неопытного пользователя [28]. Например, в Google Play Market часто встречаются приложения не самого высокого качества, дублирующие популярные платформы: таких приложений педагогу стоит опасаться, предупреждая учеников о возможности занесения вируса на смартфон или неэффективности их использования. Решением данной проблемы служит тщательный многоэтапный отбор приложений и самостоятельная проработка учителем технических моментов (загрузка или скачивание документов, воспроизведение аудиои видеозаписей, изменение качества изображений и т. д.). Для удовлетворения потребности в коммуникации с учениками педагогу предлагается использовать мобильные приложения социальных сетей, мессенджеров и электронной почты, что делает распространение учебных материалов гораздо удобнее.

Инструментальные справочно-ресурсные приложения, такие как различные словари, электронные энциклопедии и книги на немецком языке могут помочь педагогу в организации урочной деятельности. Размещение документов в открытом для определенной группы людей доступе можно осуществить посредством следующих мобильных приложений: облако, ментальные карты, документы, блоги. Оформление результатов подготовки к уроку можно представить с помощью мобильных приложений, создающих таблицы, графики, облако слов, диаграммы, схемы, карты, рабочие листы, рисунки, стандартные и мультимедийные презентации [28].

Учитель на уроке немецкого языка может использовать словесные игры, такие как «Tabu Deutsch» от разработчика TE Yazilim, «Wцrter Salat» от разработчика Mobiloids и «4 Bilder, 1 Wort» от разработчика LOTUM GmbH. Для игры в «Tabu Deutsch» необходимо сформировать несколько групп. Один участник должен объяснить своей команде как можно больше немецких слов, написанных на экране, не используя в своем рассказе некоторые выражения, так называемые «табу-слова». Время общей игры, а также продолжительность одной партии можно задавать в настройках, ориентируясь на уровень владения языком. Игра «Wцrter Salat» изначально предназначена для индивидуального пользования, но может подойти и для работы в малых группах. Участникам необходимо собрать из предложенных букв как можно больше слов за заранее установленное или неограниченное количество времени. Словесная игра «4 Bilder, 1 Wort» состоит более чем из 300 уровней. Каждая головоломка содержит четыре картинки, которые имеют нечто общее. Игроку необходимо разгадать обобщающее слово, а за каждый правильный ответ он получает монеты, которые потом может потратить на подсказки на более сложных уровнях. Примечательно, что игра доступна на восьми языках.

Инструментальное приложение на смартфон «Kahoot!» от одноименного разработчика Kahoot! представляет собой платформу, с помощью которой ученикам доступно подключение к процессу выполнения заданий множественного выбора при введении специального для этой партии геймкода. К общим заданиям ученики могут подключаться индивидуально или в группах посредством данного приложения на своих смартфонах. Учитель создает банк заданий через свой личный кабинет, каждый вопрос которого может содержать изображение, видеозапись или аудиофайл. По завершению тура приложение автоматически подсчитывает результаты каждого участника. Недостатком приложения может послужить то, что интерфейс полностью выполнен на английском языке. Тем не менее, для работы с данным приложением обучающимся потребуются базовые знания английского языка.

Приложение «Nearpod» от разработчика Nearpod Inc. представляет собой похожую на «Kahoot!» платформу для связи компьютера преподавателя и портативных устройств учеников. Отечественным аналогом, оптимизированным для мобильных телефонов, может послужить приложение «Google Classroom» от разработчика Google Inc. Учащиеся могут подключаться к любому созданному учителем курсу, если ученик обладает индивидуальным кодом. Преподаватель может добавлять дискуссии, вопросы, упражнения и объявления, а также устанавливать крайний срок сдачи выполненных заданий.

Мобильное приложение «Presify App (Неофициальное)» от разработчика приложений Михаила Горбунова позволяет при помощи смартфона управлять показом презентаций. Недостатком данного приложения является то, что просмотр презентаций на неограниченном количестве устройств возможен только через браузер.

Оригинальное ведение словаря по изученным лексическим темам, тренировка правильного порядка слов в предложении и выполнение многих других упражнений можно обеспечить с помощью мобильного приложения.

«iLanguage Cloud» от разработчика iLanguage Lab. Приложение позволяет создавать облака слов и сохранять их в графическом формате. Основным преимуществом приложения является возможность мобильного и быстрого оформления результатов деятельности, как учителя, так и ученика.

Интересным инструментальным приложением, которое педагог может успешно использовать на уроке, является «Radio Deutschland, Deutsch» от разработчика Softihost. Приложение абсолютно бесплатное и обеспечивает возможность прослушивания более чем 50 немецких радиостанций. В ручном режиме также доступно добавление не представленных в приложении радиочастот.

Собственно обучающие приложения представляют собой платформы, непосредственно относящиеся к образованию. Принимая во внимание необходимость тщательного анализа каждого средства обучения перед его использованием на уроке, в данном параграфе представлены комментарии к таблице «Критерии отбора собственно обучающих мобильных приложений», разработанной профессором С. В. Титовой. Она предусматривает классификацию на несколько групп критериев отбора. Группа технических критериев, а именно доступность запуска приложения на разных операционных системах (Android, IOS, Windows), а также необходимость подключения к Интернету для выполнения заданий (онлайн, офлайн версии) интересна педагогу с функциональной точки зрения. Отбирая приложения по данному критерию на уроке иностранного языка необходимо учитывать возможности конкретного учебного учреждения. Организационно-финансовые критерии играют важную роль в выборе приложений с целью организации эффективного обучения: под авторством подразумевается доверие пользователя продуктам известных разработчиков и представительным изданиям и их качеству. В интернете информация о таких источниках находится в открытом доступе, что позволяет педагогу следить за новостями из мира обучающих приложений. При первой установке приложения на смартфон, разработчик обычно предоставляет пользователю бесплатную демо-версию продукта. Впоследствии каждое мобильное приложение может иметь платный контент. Чаще всего такие услуги появляются только на продвинутых уровнях, в связи с этим педагог может либо избегать затрат, либо организованно решить данную проблему с администрацией школы. Одна из групп критериев отбора собственно обучающих приложений представляет собой совокупность психологопедагогических факторов. К ним относятся возможность авторизации пользователя или анонимность, а также многократность выполнения заданий. Реализация интерактивных форм проверки, а именно наличие пояснений, ключей для самоконтроля и ссылок на дополнительную информацию, относятся к специфическим дидактическим критериям данной группы. Емкость учебной информации и доступность для преподавателя результатов выполнения заданий учениками существенно влияют на выбор мобильных средств обучения. Частнометодические психолого-педагогические критерии включают в себя классификацию дидактических приложений по разделам языкового материала, типу коммуникативной направленности и формату предложенных заданий. Выделяют также эргономическую группу критериев отбора, в которую входят такие факторы как унифицированность, лаконичность, дружественность и адаптивность интерфейса. [21, с. 11].

Существует четыре основных группы дидактических приложений для обучения на основной ступени средней школы, классификация по которым основывается на анализе рынка мобильных приложений для изучения иностранного языка. Одну из групп образуют приложения, применяющиеся для формирования умений и развитие в ученике межкультурной компетенции посредством общения с носителем изучаемого языка, другую — эффективно сочетающие в себе комплексное совершенствование языковых навыков и речевых умений. Также существуют приложения, нацеленные на подготовку школьников к основному государственному экзамену (ОГЭ) по немецкому языку в 9 классе. Отдельной группой выделяются мобильные приложения для формирования иноязычных навыков. [18, с. 4].

Формирование у учащегося необходимых коммуникативных умений — письма, чтения, аудирования и говорения — являются основной целью обучения немецкому языку. Для целенаправленного формирования умений создано малое количество приложений, что объясняется необходимостью живого общения. Чаще всего такие приложения представляют собой некое сочетание инструментальных и дидактических приложений для формирования навыков.

Например, для формирования умения восприятия иноязычной речи на слух большой интерес представляет приложение «German Listening» фирмы Luglasoft. В данном мобильном приложении собраны новости и репортажи телерадиокомпании «Deutsche Welle» с 2007 года по настоящее время. Для восприятия речи на слух пользователю предлагаются аудиозаписи и тексты новостей. Удобной дополнительной функцией является возможность установить в настройках интересующее направление перевода каждого слова из статьи. Раздел «Top Thema» предлагает прослушать и прочитать новость. В разделе «Video Thema» также можно увидеть видеосообщение и текст к нему. Для обучения доступен такой раздел как «Langsam gesprochene Nachrichten», где новости зачитываются гораздо медленнее, чем в обычном режиме. Особенную ценность представляет раздел «Das sagt man so!», в котором собраны истории из жизни, посвященные объяснению смысла немецких фразеологизмов. Все материалы доступны для скачивания и добавления в избранные материалы, что обеспечивает последующий быстрый поиск по приложению. Данное приложение выполнено очень качественно, что уже оценено пользователями: средняя оценка приложения составляет 4,8 балла из пяти, а количество скачиваний превышает 100 тысяч.

Остальные приложения для формирования умения аудирования заключаются в упражнении на прослушивание слова или короткого диалога и дальнейшей записи. Например, мобильные приложения от разработчика Germanystudy «Hцren und schreiben B1-B2» и «Hцren Deutsch B1 Prьfung» выполнены в игровой форме, где пользователь за правильный ответ получает несколько виртуальных монет. Эти монеты в дальнейшем можно тратить на подсказки, такие как: перейти к следующему слову; убрать три буквы из предложенных приложением; открыть следующую букву в слове. Игру всегда можно начать заново на начальной странице мобильного приложения. В первом приложении ученику необходимо прослушать слово и правильно записать его, выбрав буквы из предложенных в задании. Игра во втором приложении сделана несколько сложнее: ученику предлагается прослушать не отдельное слово, а аутентичный диалог и записать отсутствующие слова, причем сам диалог перефразируется от третьего лица.

Дидактические приложения для формирование письменной речи на немецком языке представляют собой базу различных фраз, используемых в той или иной ситуации. К таким приложениям относится платформа от разработчика Deutsch Lernen, способствующая изучению структуры различных видов писем, которая называется «Brief schreiben zur Prьfung». Приложение насчитывает 50 тысяч скачиваний, а средняя оценка составляет 4,5 балла. В приложении собрано более 100 примеров писем на различные темы, 90 из которых включают в себя краткое описание задания, результатом выполнения которого должно стать письмо.

Приложение «Schreiben Lernen Deutsch» от разработчика SiySoft несколько отстает в популярности от аналогичных приложений: количество скачиваний не превышает 1 тысячи, тем не менее, оценка приложения пользователями составляет 4,5 балла. По причине того, что приложение бесплатно, в нем присутствует реклама, которая на уроке может сыграть роль отвлекающего фактора. Приложение предлагает пользователю 58 вариантов писем с примерными заданиями из международного экзамена на уровень владения немецким языком, а также специфические, используемые только в письменной речи, наборы выражений. Существует порядка десяти аналогичных приложений, в которых набор образцов писем одинаков.

Дидактические приложения для формирования устной речи представляют собой базы фраз-клише, которые можно использовать в определенных речевых ситуациях. Наиболее качественными приложениями являются следующие:

«Sprechen A2 zur Prьfung», «Sprechen B1 Deutsch Prьfung», «Sprechen DeutschTraining B1» и «B1 Prьfung Sprechen Teil 2» от разработчика Deutschland Studies, а также мобильное приложение «Redemittel zur Diskussion» от Devlopper-app-free.

Педагогам стоит обратить внимание на мобильное приложение от разработчика Fun Easy Learn «Учите немецкий — 5000 фраз», которое насчитывает 100 тысяч скачиваний, а средняя оценка составляет 4,6 балла. В отличие от других собственно обучающих приложений, нацеленных на формирование умения говорить на иностранном языке, оно включает в себя не только справочную информацию, но и задания. Несмотря на то, что в кратком описании приложение позиционируется как самоучитель немецкого языка, его использование в рамках урочной деятельности представляется возможным. Фирма Fun Easy Learn создает однотипные приложения, переведенные на многие языки мира. Так, все фразы в данном приложении сгруппированы по темам, таким как «Основные фразы», «Заводим друзей», «Разговор», «Путешествие», «Самолет», «Автомобиль», «Другие виды транспорта», «Отель», «Места, где можно остановиться», «Бар и кафе», «Ресторан», «Еда», «Покупки», «Здоровье», «Работа», «Услуги», «Образование», «Свободное время», «Средства связи», «Справочная информация». В каждой теме существуют свои подтемы, задания по которым и выполняет ученик. Упражнение «Словарь» обеспечивает знакомство с воспроизведением записи фразы, ее написанием и переводом на русский язык. В упражнении «Выберите фразу» ученику необходимо выбрать одно из двух выражений на немецком языке, соответствующее русскому переводу. В задании «Послушайте и выберите» ученику нужно прослушать фразу на немецком языке и выбрать русский перевод из четырех дистракторов, ориентируясь на картинки. При выполнении данного упражнения можно включить транскрипцию. Чтобы успешно выполнить задание «Соедините фразы», обучающийся должен сопоставить фразу с ее переводом на русский язык. Упражнение «Переведите и послушайте» подразумевает прослушивание трех вариантов немецкого произношения и выбор правильного ответа с опорой на картинку и русский перевод. В упражнении «Дополните фразы» пользователю необходимо соединить начало и конец фразы, причем они могут быть прерваны на середине слова. В упражнении «Послушайте и напишите» тренируется правописание немецких фраз: необходимо вставить пропущенные буквы. Для развития качества самоконтроля особый интерес представляет упражнение «Найдите ошибку», в котором необходимо выбрать «кирпичик» с неправильным словом, а затем выбрать правильную часть фразы из новых вариантов. После выполнения задания ученик для закрепления прослушивает выражение. В упражнении «Переведите фразы» ученику необходимо обратить внимание на правильный порядок слов. Задание «Вставьте слово» подразумевает добавление недостающего слова. Упражнение «Сопоставьте фразы» предлагает ученику расставить «кирпичики» со словами в правильном порядке, ориентируясь на относящуюся к данной фразе картинку. Несмотря на то, что по нескольким критериям данное приложение относится к дидактическим приложениям для формирования лексических навыков, при правильном применении в организации урочной деятельности оно также сможет сыграть важную роль в формировании речевых умений.

Нацеленные на формирование умений дидактические приложения не популярны среди самостоятельно изучающих немецкий язык пользователей. Причиной этому служит то, что результаты письменной и устной коммуникации требуют тщательного человеческого контроля. Формирование умений говорить, писать, понимать прочитанную и прослушанную иноязычную информацию подразумевает разностороннюю реакцию на речевую деятельность ученика, что под силу только человеку.

Следующей группой собственно обучающих приложений являются комплексные приложения. Такие платформы пользуются большой популярностью у самостоятельно изучающих иностранный язык пользователей и представляют собой различные комбинации упражнений на тренировку лексических навыков и речевых умений, выполненные в игровой форме. Для анализа были выбраны несколько качественных комплексных приложений, таких как «Duolingo: Учи языки бесплатно» от разработчика Duolingo (50 миллионов скачиваний, оценка 4,7 балла), «Busuu — учи и практикуй языки» от разработчика Busuu Limited (10 миллионов скачиваний, оценка 4,3 балла),.

«Изучайте немецкий язык» от разработчика ATi Studios (1 миллион скачиваний, оценка 4,7 балла), «Учить немецкий — 50 языков» от разработчика 50languages (500 тысяч скачиваний, оценка 4,4 балла), «Изучай немецкий язык легко» от разработчика Simya Solutions Ltd. (10 тысяч скачиваний, оценка 4,4 балла).

Приложение «Duolingo: Учи языки бесплатно» является одной из самых популярных платформ для изучения иностранного языка в России и за рубежом. Основным преимуществом для учителя иностранного языка является функция «Делитесь успехами», с помощью которой на сайте www.schools.duolingo.com у педагога есть возможность сформировать свой класс, пригласить учеников или создать для каждого из них аккаунты, а также выбрать индивидуальный рабочий ритм и разработать поурочный план. Посредством данного приложения педагог может организовать работу коллектива альтернативным образом: в приложении доступно создание клубов, в которых отображаются успехи его участников.

Приложение «Busuu — учи и практикуй языки» не является абсолютно бесплатным, но и с ограниченным доступом представляет собой уникальную платформу заданий по различным лексическим темам. Наиболее познавательными упражнениями в обучении являются прослушивание диалогов, а также возможность исправления письменных и устных ответов другими пользователями. Платформа объединяет людей, изучающих иностранные языки в разных странах мира, и призывает их к проверке упражнений, а также к дружбе и общению вне приложения. Таким образом, разработчики воспитывают в пользователях интерес к иноязычным культурам и развивают тенденцию к успешному межкультурному взаимодействию.

Мобильное приложение «Изучайте немецкий язык» предполагает составление индивидуальных уроков, стимулирующих к ежедневному изучению немецкого языка. После семи выполненных уроков ученик получает доступ к еженедельной викторине. Разработчики также предлагают пользователям платное дополнение, в которое входят 600 уроков, разговорная практика, 5000 слов и выражений, составление программой поурочного плана. Разговорная практика предполагает устные ответы на вопросы в общении с роботом (chat bot) на различные темы. В бесплатной версии приложения ученику также предлагаются новые ежедневные уроки с частотой один урок в сутки, причем пользователю доступен выбор уровня изучения иностранного языка. Для сохранения результатов и отображения статистики в приложении в настройках новому пользователю необходимо зарегистрироваться или зайти в систему под своим Google-аккаунтом.

Производитель популярных собственно обучающих программ 50languages, предлагает пользователям мобильное приложение «Учить немецкий — 50 языков». Интерфейс полностью соответствует требованиям школьного образования в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Для организации учебной деятельности на уроке немецкого языка педагогу будут интересны следующие разделы: «Язык и геовикторина», «Найдите противоположности», «Разговорник», «Alphabet», «Словарная игра». В заданиях на тему «Язык и геовикторина» доступна справочная информация о странах мира, игры с поиском флага, страны, столицы и языка. В разделе.

«Найдите противоположности» ученик сопоставляет антонимы существительных, глаголов и прилагательных. В режиме «Разговорник» собраны задания на выбор правильной карточки с выражением, письменный тест, задания множественного выбора, на расстановку слов в предложении в правильный порядок, сопоставление русских и немецких выражений по 10 тем в каждом из 10 уроков. Всего для изучения предлагается 100 лексических и грамматических тем, а в настройках доступна таблица для изучения произношения и транскрипции немецких звуков. Раздел «Alphabet» учит пользователей воспроизведению отдельных букв алфавита немецкого языка, а также их печатному и прописному написанию, что будет полезно при изучении немецкого языка как второго иностранного на основной ступени средней школы. В упражнении «Словарная игра» собраны задания на запоминание исчезающих карточек, игра «Парочки» и распределение слов по обобщающим темам.

Мобильное приложение «Изучай немецкий язык легко», как и в вышеперечисленных комплексных дидактических приложениях, группирует лексику по основным темам. Эта платформа создана для путешественников, изучающих разговорный немецкий язык. Разблокировка сложных уровней доступна на платной основе, а бесплатно можно использовать уровни новичка и базового словаря путешественника. Данное мобильное приложение удобно при изучении сленга, лингвострановедения и лексических тем о путешествиях.

Очередной группой дидактических приложений являются мобильные платформы, главной целью использования которых является подготовка к основному государственному экзамену по немецкому языку. Анализ Google Play Market показал недостаток собственно обучающих приложений для подготовки школьников к ОГЭ. Полезным может стать программа от разработчика приложений для подготовки к экзаменам Глеба Сударева «ОГЭ Батл». Платформа подразумевает викторину с друзьями или случайными соперниками в различных областях школьных знаний, одной из которых является владение немецким языком. В онлайн-режиме ученику необходимо верно ответить на три вопроса, в которых нужно выбрать недостающее слово в предложении на немецком языке. Тем не менее, нацеленных на подготовку к ОГЭ приложений явно недостаточно, что дает педагогам возможность создать собственные приложения с базой заданий в форме общего государственного экзамена. Разработчикам дидактических приложений необходимо продолжить работу над подготовкой школьников к основному государственному экзамену по немецкому языку.

Итак, этапы работы с мобильными приложениями подразумевают, прежде всего, тщательное самостоятельное изучение платформы. Необходимо обратить внимание на ряд факторов, влияющих на организацию урочной деятельности, а также на общую классификацию мобильных приложений. В соответствии с целями курса немецкого языка, учитель выбирает для использования в рамках урока инструментальные, дидактические приложения для формирования умений или приложения, нацеленные на подготовку к ОГЭ. Такие приложения окажут помощь учителю в удовлетворении потребности в коммуникации с учениками и осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

Использование дидактических приложений для формирования иноязычных навыков и реализации личностно-ориентированного подхода.

В данном параграфе хотелось бы рассмотреть четвертую и наиболее важную для учителя немецкого языка группу дидактических приложений, а именно приложения для формирования иноязычных навыков. Данный вид приложений более всего подходит для применения в рамках школьного образования с целью реализации личностно-ориентированного подхода и сохранения познавательной активности учащегося [26].

Для более подробного описания были выбраны некоторые лексические приложения. Приложение «Учим Немецкий 6000 Слов» от производителя Fun Easy Learn представляет собой яркую интерактивную платформу для изучения лексики немецкого языка в игровой форме. Количество скачиваний данного мобильного приложения достигло 1 миллиона, а средняя оценка составляет 4,6 балла. Иностранные слова распределены по разным темам, таким как «Люди», «Внешность», «Здоровье», «Дом», «Услуги», «Покупки», «Еда», «Питание вне дома», «Учиться», «Работать», «Спорт», «Свободное время», «Среда», «Ссылка», «Транспорт». Каждая тематическая группа в данном приложении делится на подтемы. Приложение располагает тремя уровнями сложности: начинающим, средним и продвинутым. Для бесплатного перехода на новый уровень ученику необходимо набрать нужное количество баллов за правильные ответы. Платный контент приложения основан на отключении рекламы и разблокировки уровней сложности без выполнения заданий на предыдущих этапах. Также приложение предлагает пользователю статистику индивидуальных достижений: количество верных и неправильных ответов за сегодняшний день, количество изученных за сегодня слов, среднюю продолжительность занятий, общее число выученных слов и общее время обучения. Количество завершенных уровней трех ступеней сложности, статистика повторенных слов, а именно любимые слова, количество повторений, общее число повторенных слов, общее время на повторение также относятся к разделу статистики. Приложение делает автоматический анализ сформированных умений (в оригинале они называются Your Skills) — чтения, аудирования, письма, перевода. В статистику также входят цели по запоминанию слов: от 1 до 6000 лексических единиц. В настройках пользователю предоставляется возможность выбрать свой родной язык, обнулить данные учебных материалов, включить или выключить звуковое сопровождение, оповещение о необходимости учить одно слово в день и возможность повторения слов предыдущего уровня. Максимальное вознаграждение за безошибочный ответ в одном упражнении составляет 1000 баллов. Приложение нацелено на изучение, в первую очередь, имен существительных.

Для запоминания новой лексики разработчики предлагают выполнить следующий комплекс упражнений. Упражнение «Словарь» подразумевает под собой прослушивание нового слова с переводом и изображением слова на картинке. У пользователя есть возможность тренировать произношение с помощью микрофона, встроенного в смартфон. Если слово воспроизведено правильно, то приложение распознает и напишет на экране то, что было произнесено пользователем. В среднем в одной подтеме изучается 5−6 новых слов, которые в режиме упражнения «Словарь» можно повторять и прослушивать неограниченное количество раз.

Упражнение «Найти рисунок» тренирует запоминание нового слова, его русского аналога и соответствующего рисунка. Пользователю предложено задание множественного выбора, где только один из четырех дистракторов покажет верную картинку, соответствующую загаданному слову. Если ученик отвечает неправильно, то русский перевод слова выделяется красным цветом до тех пор, пока ученик не исправит ошибку.

Упражнение «Выбери слово» заключается в выборе правильного перевода с русского языка, ориентируясь на предложенную в упражнении.

«Словарь» картинку. После правильного ответа приложение озвучивает немецкое слово, а если ответ был неверным — выделяет его красным и предлагает ученику еще одну попытку. В упражнении «Послушать и выбрать» пользователю необходимо прослушать загаданное мобильным приложением слово и выбрать правильный ответ. Для лучшего запоминания к каждому слову прикреплена своя иллюстрация, а после неправильного ответа выбранный вариант выделяется красным цветом и русское слово автоматически меняется на немецкий перевод. Правильный ответ позволяет ученику перейти к следующему слову.

Упражнение «Соответствие слов» подразумевает задание сопоставить русские и немецкие слова, обозначающие одно и то же. После правильного ответа кубики со словами исчезают, а после неправильного — выделяются красным и остаются на игровом поле. Чтобы успешно завершить задание, ученику необходимо найти эквиваленты всех предложенных в данном разделе лексических единиц.

Упражнение «Написать слово» предлагает вставить недостающие буквы в пропуски, ориентируясь на уже написанные системой буквы, картинку и русский перевод слова. Безошибочно выполнив задание, ученик снова услышит произношение заданного слова и запомнит его написание.

В упражнении «Прослушать и написать» пользователю необходимо правильно распознать на слух произнесенную мобильным приложением лексическую единицу и полностью составить ее из предложенных букв. При использовании приложения «Fun Easy Learn: Deutsch» в урочной деятельности педагогу стоит обратить внимание на самостоятельное включение режима написания большой буквы и правильного артикля. Несмотря на то, что изначально все упражнения подразумевают изучение существительных с артиклем, в данном упражнении его запоминание не тренируется. После успешного прохождения всех упражнений ученику предлагается еще раз просмотреть и прослушать изученные слова, после чего в таблице индивидуальных результатов пользователя отобразится новый завершенный уровень.

В приложении доступна функция «Проанализировать все слова», в которую входят разделы «Проанализировать все неправильные ответы»,.

«Проанализировать все правильные ответы» и «Проанализировать все избранные слова», позволяющая выполнять вышеназванные упражнения с индивидуальным подбором слов.

Мобильное приложение «Deutsch WordCards», произведенное фирмой ArcherZP, насчитывает 5 тысяч скачиваний, а средней оценкой является 4,8 балла. Работа приложения основана на запоминании слов по карточкам. Перед началом использования ученику необходимо выбрать родной и изучаемый языки. Разработчики предлагают лексику на следующие темы: «Основы»,.

«Дом», «Материалы», «Одежда», «Окружающая среда», «Транспорт»,.

«Общество». Некоторые темы включают в себя несколько наборов карточек со всеми частями речи. Такие наборы именуются в приложении словарями, в которых, в свою очередь, пользователю доступно создавать подсловари. Главное упражнение, предлагаемое данным приложением, заключается в запоминании значения, произношения и написания новых слов по карточкам. В зависимости от индивидуального успеха пользователь выбирает сортирующие изученную лексику кнопки: «Повторить» или «Помню».

Ученику доступны изменение отображаемого языка на карточках, список изучаемых слов по каждой теме или подсловарю, настройки схемы временных интервалов между повторениями слов, а также изменение последовательности карточек. Одним из важных преимуществ данного мобильного приложения для использования его в урочной деятельности является возможность самостоятельно добавлять карточки с необходимой лексикой или удалять лишние слова. Создание собственных словарей поможет учителю оптимизировать данное дидактическое приложение, подстроив его лексическое наполнение под изучаемый курс.

Мобильное приложение «Выучи лексику: Немецкий» от производителя многих дидактических приложений Language Course S.L. имеет среди пользователей среднюю оценку 4,6 балла и насчитывает 1 миллион скачиваний. Приложение предлагает ученику изучение лексических единиц, соответствующих либо уровню владения немецким языком, либо интересующей тематике. Приложение полностью бесплатно, что делает доступным использование уровней от начального до продвинутого во всех классах основной ступени средней школы. Одним из предложенных разработчиками разделов является тема «Фразы для путешествий», а именно.

«Основы», «Транспорт и направления», «Отель/проживание», «Досуг, спорт и прочее», «Еда вне дома», «Покупки (еда)», «Покупки (мода и прочее)», «Светская беседа» и «Чрезвычайные происшествия». В приложении доступны темы «Фразы на свидании», а также «Бизнес словарь». Тематические разделы, такие как «Выход в свет и романтические отношения», «Начало работы»,.

«Время и погода», «Как пройти», «Общественный транспорт и вождение», «Отели и прочее», «Коммуникации», «Спорт и игры», «Искусство, культура и музыка», «Ресторан», «Заказ и оплата», «Рынок», «Размеры», «Мода и прочее», «Банк и почтовое отделение», «Знакомство», «Мнения и чувства», «Чрезвычайные происшествия», «У врача и анатомия», «Сленг», являются еще одной классификацией, предложенной пользователям в данном мобильном приложении.

В настройках пользователю доступно изменение своего родного языка, включение или выключение воспроизведения аудио и перевода, включение и выключение фоновой музыки разных стилей. Скорость воспроизведения также изменяется в настройках. Следует отметить, что существенным недостатком данного приложения является неточное произношение русских и немецких слов. Ученик может устанавливать направление перевода с родного на изучаемый язык и наоборот. В мобильном приложении доступно три режима изучения новой лексики: режим продвинутого изучения, режим викторины и попеременный режим продвинутого изучения и викторины. Режим продвинутого изучения заключается в отображении всех лексических единиц и их проговаривании, а также фраз на немецком языке и их перевода.

В режиме викторины обучающемуся предлагаются три вида упражнений: прослушать новое слово или фразу и выбрать верную картинку с переводом; прослушать русское слово или фразу с картинки и выбрать немецкий вариант; посмотреть картинку, прослушать слово или фразу и написать его по буквам. Важным преимуществом последнего задания является то, что в категории существительных ответ необходимо записывать с артиклем.

Индивидуальный учебный план является одним из наиболее успешных способов поддержания мотивации при работе в данном приложении. Перед началом обучения пользователю предлагается выбрать причину изучения иностранного языка: «Больше возможностей в карьере», «Возможность свободно путешествовать и жить за границей», «Возможность подружиться с людьми за границей и узнать об их жизни», «Чистое удовольствие: я люблю изучать языки», «Более высокие оценки в школе», «Общение во время отпуска» или другие причины. Также ученик выбирает оптимальное время, которое он готов выделить на обучение в течение дня. Настройки необходимо сохранить, чтобы система самостоятельно рассчитала среднее количество карточек для изучения в неделю. Каждый урок состоит из 14 слов или фраз. Все последующие уроки включают в себя повторение изученной лексики с персонализированными интервалами для оптимального долговременного запоминания. Важно, что в данном приложении каждый новый пользователь проходит подробное обучение работе со всеми функциями.

Для индивидуального использования приложение предлагает функцию обучения во сне, возможность присоединиться к прослушиванию двадцати немецких радиостанций в онлайн-режиме, а также подписку на два знаменитых немецких издания «Spiegel Online» и «Bild (boulevard)». Для создания своего личного курса педагогу необходимо добавить собственные карточки слов, загрузив на платформу перевод с русского на немецкий язык, выбрать часть речи, изображение и озвучить слово на обоих языках. Созданные списки слов добавляются в общественные или индивидуальные курсы, что делает удобным дальнейший поиск уже готовых карточек.

Мобильное приложение «Memrise: изучай языки» от разработчика Memrise насчитывает 10 миллионов скачиваний, а средняя оценка пользователей составляет 4,7 балла. Приложение представляет собой языковую игру, результатом успешного прохождения которой является запоминание до 3000 слов. С одной стороны, работа с приложением более подходит для самостоятельного изучения иностранного языка, с другой, эргономика приложения «Memrise» понравится большинству подростков, что станет дополнительной мотивацией к изучению немецкого языка в рамках школьной программы. Игра состоит из семи курсов, в которых лексические единицы сгруппированы по темам, стилизованным под основную идею игры. Предложение предлагает выполнение комплекса упражнений для выучивания каждого слова: прослушать и выбрать правильное слово; посмотреть краткое видео, на котором человек говорит фразу, и выбрать ее из четырех дистракторов; выбрать правильный перевод из шести вариантов ответа; напечатать перевод слова по буквам из нескольких предложенных.

Разработчик Deutsche apps предлагает пользователям смартфонов мобильное приложение «Учить немецкие слова», средняя оценка которого составляет 4,6 балла, а количество скачиваний — около 10 тысяч. Словари, доступные в приложении, сгруппированы по темам «Базовый словарь»,.

«Основные неправильные глаголы», «Уровень А1» и «Уровень В2». Условием изучения является использования только одного активного словаря, из которого выбирается набор слов и предлагается ученику для заучивания. Слово считается успешно выученным, если кнопка «Я знаю» была нажата два раза подряд. В приложении есть два вида упражнений для повторения: выбор правильного перевода и выбор оригинального написания. Запоминание новых слов основано также на звуковом сопровождении, произношение каждой лексической единицы можно прослушать по желанию. Важно, что у немецких существительных доступно изучение множественного числа.

В настройках пользователи могут включить или выключить функции заучивания вразнобой, раскрашивание слов по родам, а также самостоятельно регулировать частоту повторения слов: через 2, 5 или 7 дней. Индивидуальные результаты можно обнулить в настройках, нажав кнопку «Отметить все слова невыученными». Новый словарь можно добавить в приложение, выбрав текстовый документ, из которого пользователь хотел бы его загрузить. Если в словаре уже содержатся такие слова, то они замещаются словами из загруженного списка. Функция экспорта текущего изучаемого словаря делает возможным загрузку словарей на другие устройства. Включение использования данного мобильного приложения в традиционную урочную деятельность подразумевает продолжительный курс обучения немецкому языку. В связи с отсутствием четко сгруппированных тем педагогу необходимо провести тщательную подготовительную работу по структурированию лексических единиц.

Мобильное приложение «Wortschatz Deutsch Ьbungen» от разработчика собственно обучающих приложений, посвященных изучению немецкого языка, Deutsche Ьbungen насчитывает 5 тысяч скачиваний, а его средняя оценка составляет 3,6 балла по пятибалльной шкале. Такой невысокий рейтинг объясняется тем, что приложение является базой упражнений на тренировку лексики, а не просто карточками для заучивания слов. Интерфейс приложения понятен, хотя сделан на английском и немецком языках. Упражнения классифицированы по следующим тематическим группам: «Im Klassenzimmer», «Farben», «Nationalitдten», «Eigenschaften», «Das Essen und die Lebensmittel», «Kleidung und Gepдck», «Finden Sie das Gegenteil», «Das Wetter», «Die Mцbel und die Zimmer im Haus», «Die Kцrperteile», «In der Stadt: Orte und Geschдfte», «Verkehrsmittel», «Bьcher und Filme», «Krankheit und Gesundheit», «Berufe und Arbeit», «Die deutschen Bundeslдnder».

В каждой теме находятся от одного до пяти заданий различных типов. Для успешного завершения теста, ученику необходимо верно ответить на 10 вопросов. В ответе на каждый вопрос находится по три дистрактора. Некоторые упражнения заключаются в выборе правильного артикля, в других необходимо верно употребить форму слова. В приложении много упражнений на понимание написанного условия: необходимо выбрать подходящее по смыслу слово или правильное объяснение. Результат каждого теста не сохраняется в личном кабинете, но у обучающегося существует возможность отправить его по почте, опубликовать в другом мобильном приложении или сохранить в облаке. После завершения каждого задания пользователю показывается сравнение личных и правильных ответов.

Несмотря на то, что в приложении отсутствуют иллюстрации и звуковое сопровождение, интерактивные тесты позволяют учителю немецкого языка эффективно организовывать урочную деятельность. Педагогу стоит обратить внимание на ограниченный доступ: на первое бесплатное знакомство с данным приложением выделяется 15 минут, а возможность продления времени отсутствует. При использовании этой платформы на уроке учителю необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы избежать ситуации истечения времени. За каждым пользователем не закрепляется личный кабинет, что делает возможным неоднократную переустановку приложения «Wortschatz Deutsch Ьbungen» на смартфон, с каждой новой загрузкой время выполнения заданий обнуляется.

Приложение «Learn German — 3,400 words» произведено компанией Wlingua, насчитывает более 100 тысяч скачиваний, средняя оценка приложения составляет около 4,3 балла. Большинство отзывов, которыми делятся наши соотечественники, касаются отсутствия перевода приложения на русский язык. Интерфейс приложения выполнен на английском языке. Причиной анализа данного приложения служит тот факт, что оно одним из первых появляется в Google Play Market по запросу «Изучение лексики немецкого языка». В данном приложении можно найти множество интересных закономерностей между английским и немецким языками. Как важные преимущества стоит отметить четкое правильное произношение, красивое и наглядное оформление слов. В приложении представлено большое количество изучаемых тем, таких как «Животные», «Цвета», «Числа», «Одежда», «Город», «Школа», «Еда», «География», «Здоровье», «Дом», «Человеческое тело», «Природа», «Люди», «Наука и технологии», «Общество», «Спорт», «Искусство», «Время», «Транспорт», «Путешествия», «Работа». При организации урочной деятельности данное приложение может подойти педагогам лингвистических курсов при школах или при изучении немецкого языка как второго иностранного.

Среди собственно обучающих приложений, предназначенных для формирования грамматических навыков, внимание педагогов могут привлечь следующие мобильные приложения.

Изучение глаголов сильного спряжения в немецком языке представляет для учеников одну из основных грамматических трудностей, с которыми они сталкиваются на основной ступени обучения. Приложение «Неправильные глаголы: немецкий» от разработчика Birne со средней оценкой пользователей 4,1 балла насчитывает 1 тысячу скачиваний.

В базу приложения помещены все глаголы сильного спряжения, а ученикам предложено четыре вида тренировки данной грамматической темы. В упражнении «Карточки» необходимо составить спряжение глагола, выбирая каждую часть из четырех вариантов ответа. Важно, что приложение предлагает изучение трех форм глагола, обращая внимание на правописание слов, а также на употребление вспомогательного глагола haben и/или sein. В упражнении.

«Правда или ложь» ученик на скорость проверяет правильность появившегося на экране спряжения того или иного неправильного глагола. Время для выполнения этого задания составляет 45 секунд, по окончанию которых ученик видит свой личный результат: счёт в баллах, предыдущий рекорд, точность в процентах, количество правильных и неправильных ответов. Педагогу при использовании данного приложения необходимо обратить внимание, что оно сохраняет только личный прогресс ученика, а данные о каждом выполненном упражнении исчезают сразу после просмотра, в связи с чем контроль за деятельностью учащегося может быть затруднен. Упражнение «Пропуски» подразумевает заполнение отсутствующих форм, причем в данном упражнении большое внимание уделяется уникальным графемам ь, ц, д и Я. Ученику необходимо верно напечатать спряжение глагола в упражнении.

«Правописание», ориентируясь на русский перевод. Бесплатная версия данного приложения подразумевает наличие рекламы, которую пользователю предоставляется возможным отключить на платной основе.

В настройках ученик может самостоятельно выбрать глаголы для изучения, а также поменять количество изучаемых карточек в каждом упражнении. Приложение доступно на русском, английском, испанском и французском языках.

Разработчик Deutsche Ьbungen, о котором говорилось в описании одного из дидактических приложений, нацеленных на формирование лексического навыка, предлагает пользователям два аналогичных по своей структуре мобильных приложения для выполнения упражнений по немецкой грамматике. Приложение «Grammatik Ьbungen A2» включает в себя от двух до четырех заданий на следующие грамматические темы: «Verben mit Akkusativ», «Am Handy: Wo bist du?», «Gestern (Perfekt)», «Nicht — kein», «Perfekt: haben oder sein», «Personalpronomen im Dativ», «Personalpronomen im Dativ und Akkusativ», «Reflexive Verben mit Akkusativ», «Possessivpronomen im Dativ». Каждое упражнение состоит из пяти вопросов, для ответа на которые необходимо выбрать один вариант из трех дистракторов.

Приложение для смартфона «Grammatik Ьbungen B1» предлагает для изучения такие темы, как «Verben mit Dativ», «Verben mit Dativ oder Akkusativ» (3 раздела), «Prдpositionen mit Dativ und Akkusativ», «Lokale Prдpositionen — Wohin», «Wechselprдpositionen: Wo (Dativ), Wohin (Akkusativ)», «Verben mit Prдpositionen» (2 раздела), «Verben mit Prдpositionen — Fragen», «Reflexive Verben» (2 раздела), «Ьbung Nebensдtze», «Konjunktiv — Wьnsche», «Konjunktiv — Modalverben».

Преимуществом данных двух приложений служит понятная обратная связь: после выполненного упражнения ученику доступен самостоятельный анализ его ошибок. Недостаток обоих приложений — это лимит времени пользования, но учитель немецкого языка может решить эту проблему переустановкой приложения по истечении доступных 15 минут, выделенных на выполнение всех упражнений.

Мобильное приложение от разработчика Tim Freiheit «Der Die Das — german articles» насчитывает 1 тысячу скачиваний, а оценка приложения составляет 4,6 балла. Несмотря на то, что приложение предназначено для англоязычных пользователей, оно отлично подходит для запоминания артиклей существительных на уроке немецкого языка в отечественном учебном заведении. Приложение представляет собой платформу, где существительные сгруппированы по четырем темам: «Der Arztbesuch», «Das Essen», «Das MaЯ», «Das Hotel». В общей сложности в базе приложения находится 318 слов; также доступен режим «Der Mix», в котором все темы перемешаны. Упражнение выполнено в игровой форме, ученику необходимо выбирать правильный артикль и набирать очки. Если обучающийся ошибается в выборе, его персональный результат аннулируется. Яркий интерфейс, качественные изображения, а также интерес ученика к личным достижениям призваны поддерживать мотивацию к выполнению задания. Дополнительной функцией приложения является словарь, насчитывающий 25 тысяч слов, что делает проверку артикля и произношения в данном приложении еще быстрее.

Приложение «Deutsche Grammatik» создано разработчиком дидактических приложений Compos Apps S.L., насчитывает 100 тысяч скачиваний, а средняя оценка составляет 4,6 балла. Приложение подходит для изучения немецкой грамматики в рамках организации урочной деятельности по следующему плану: совместное обсуждение темы с возможностью пометок прямо в мобильном приложении и последующее выполнение грамматических упражнений. Рабочие листы с грамматикой строго структурированы по темам, что позволяет оптимизировать поиск по приложению.

В бесплатной версии приложения доступны шесть видов упражнений с дополнительным прослушиванием слов. При тренировке употребления артикля необходимо выбрать правильный вариант, нажать на кнопку «Ьberprьfen», после чего появится мгновенный результат с краткой ссылкой на пункт правила. Упражнение на написание правильной формы множественного числа подразумевает самостоятельный ввод ответа в специально предназначенное поле. Особый интерес представляет упражнение по одной из сложнейших для русскоязычных школьников тем: «Склонение прилагательных», в котором ученику необходимо поставить словосочетание в требуемый падеж. Упражнения на выбор вспомогательного глагола в прошедшем времени Perfekt представляют собой совокупность заданий множественного выбора и заданий с кратким ответом. В такой же форме выполнены и следующие два упражнения, целью которых является тренировка предлогов и личных местоимений. В каждом упражнении подсчитывается процентный результат выполнения задания, а слово с ошибкой тренируется до тех пор, пока ученик несколько раз не выполнит эту часть задания правильно. Данный подход полностью исключает возможность угадывания верного ответа. Пользователям также предлагается платное дополнение к приложению.

По запросу «Грамматика немецкого языка» в Google Play Market для скачивания одним из первых предлагается мобильное приложение «Грамматика немецкого языка» от разработчика Learning Apps. После первого знакомства с данным приложением становятся заметны ошибки в русском переводе, неточности в правописании немецких понятий и стилистические ошибки в построении предложений. Педагогу стоит предупредить учеников о том, что данное приложение не подходит ни для группового, ни для самостоятельного изучения грамматики немецкого языка.

Дидактических приложений, нацеленных на формирование фонетического навыка, в Google Play Market очень мало. Правильное произношение немецких слов может отрабатываться с помощью песенных приложений, а так же некоторых дидактических платформ.

Наиболее удобным для использования на уроке немецкого языка является мобильное приложение «Немецкий: Практика произношения» от разработчика обучающих иностранному языку приложений MagikApp. Приложение насчитывает 1 тысячу скачиваний, средняя оценка составляет 4,4 балла. Данное мобильное приложение является простым в использовании тренажером, основанном на повторении за диктором. Перевод каждого слова или фразы доступен в отдельном разделе, а прослушивать запись диктора можно несколько раз. Если ученику не удается с первого раза правильно воспроизвести требуемую фразу, он может совершать неограниченное количество попыток. Как только система распознает его голос, пользователь автоматически перейдет к следующему слову.

Тренировка произношения доступна также в приложении от разработчика Clump Software «Произношение Король (Deutsch)». Ученику предлагается ввести любое слово или фразу, и приложение озвучит его. Стоит отметить, что, несмотря на неточный перевод названия приложения с английского языка, в него загружена хорошая иноязычная база воспроизведения слов, которая может помочь учителю немецкого языка сделать правильный выбор в чтении заимствований или малоизвестных слов.

Дидактическое приложение «Узнайте немецкой музыки» от разработчика Paolo Vinci насчитывает 50 тысяч скачиваний, а средняя оценка составляет 4,6 балла. Прослушивание песен, повторение за исполнителем и подпевание являются одним из эффективных способов постановки правильного произношения. В данном приложении собраны популярные немецкие песни, а также их тексты и переводы на русский язык. Полезными функциями этого дидактического приложения является возможность загружать свои MP3-файлы или включать любые песни в онлайн-режиме при подключении к интернету.

Перечисленные выше приложения содержат в себе разнообразную базу заданий для организации урочной деятельности, представляя для учителя большую методическую ценность. Постоянное совершенствование языковых навыков обучающихся является одной из основных задач, которые ставят перед собой участники образовательного процесса. Именно поэтому применение дидактических приложений, нацеленных на формирование лексических, грамматических и фонетических навыков, достигает высоких результатов.

Показатели эффективности использованных приемов и методов на уроке немецкого языка.

В данном параграфе рассматриваются результаты методического эксперимента, проведенного в период с 21 февраля по 25 апреля 2017 года в рамках занятий в Негосударственном образовательном частном учреждении дополнительного образования детей и взрослых «Центр образования ПРОДЕТИ» по немецкому языку. Уроки проводились в группе подростков, дополнительно изучающих немецкий язык по желанию их родителей. Было проведено 20 строго регламентированных временем и поурочным планом занятий, каждое из которых длилось 45 минут. Стоит отметить, что выбор в пользу данного временного ограничения является оптимальным решением в связи с наиболее эффективным восприятием детьми учебного материала [3]. В ходе эксперимента удалось убедиться в необходимости использования мобильных приложений под контролем педагога.

Согласно И. Ю. Кулагиной [12, с. 8], на период обучения на основной ступени средней школы приходится период, который в психологии и повседневном обиходе принято называть подростковым возрастом. Для признания проведения проекта с использованием мобильных приложений на уроке немецкого языка успешным, необходимо составить и проанализировать психолого-педагогическую характеристику группы подростков, посещавших занятия в НОЧУ «Центр образования ПРОДЕТИ». Знаменитый педагог и психолог Л. С. Выготский рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя её «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [6, с. 147]. В данном возрасте активно разрушаются и отмирают старые интересы, место которых занимают новые, что обязательно должно отражаться на актуальной тематике изучаемого материала.

Группа состояла из 12 учеников, средний возраст которых 12,5 лет. Ориентируясь на современную систему школьного образования, данный возраст соответствует 6 классу общеобразовательной школы. Все ученики до ранее изучали немецкий язык: предварительное тестирование показало, что владение учениками иноязычной устной и письменной речью превышает начальный уровень. Таким образом, на момент начала занятий средний уровень владения языком соответствовал уровню А2 по международной системе оценивания. В группе обучались 5 девочек и 7 мальчиков, причем до начала обучения подростки не были знакомы между собой. В ходе личного общения с учениками выяснилось, что некоторые дети живут в неполных семьях. В группе также присутствовали 2 ребенка из многодетных семей. Из беседы с администратором центра стало известно, что все дети воспитываются в благополучных семьях, а их родители уделяют воспитанию подростков должное внимание. За недолгий период обучения неформальным лидером группы стала коммуникабельная и доброжелательная девочка 13 лет. Ирина является энергичной, активной и отчасти самоуверенной личностью, любящей находиться в центре внимания как одногруппников, так и учителя. Между учениками сложились теплые уважительные отношения, некоторые подростки даже продолжили общение вне учебных занятий. Внутри группы за время обучения образовались микрогруппы: важно, что ни один подросток не остался в роли аутсайдера. На уроках дети вели себя активно, а в классе присутствовал деловой настрой. При организации работы на уроке учитель старался обращать внимание на интересы каждого учащегося и в соответствии с ними распределять учебную активность. Внеучебная жизнь ребят наполнена различными хобби: они увлекаются музыкой, рисованием, футболом, шахматами, игровыми видами спорта, акробатикой. В группе отсутствовали дети, отстающие или опережающие развитие, соответствующее их возрастному периоду.

Учебная мотивация со стороны родителей носила однообразный характер: чаще всего дети изучали немецкий язык в начальной школе, но после переезда или перехода в другое учебное заведение перестали регулярно упражняться. Родители учащихся были заинтересованы в хороших результатах учебной деятельности своих детей, что выяснилось после организационного собрания. Перед началом эксперимента педагог поставил родителей учеников в известность о намерении использования мобильных приложений на занятиях по немецкому языку. Получив согласие родителей учеников на организацию урочной деятельности по такой методике, а также познакомив их с концепцией BYOD, учитель поинтересовался о наличии у них смартфонов системы Android. Реализовав возможность использования мобильных средств связи самих учеников, группа была обеспечена необходимыми учебными принадлежностями, а также готова приступить к началу занятий.

Первый урок представлял собой вводное занятие, на котором ученики познакомились с учителем и между собой, обсудили актуальность использования мобильных приложений в повседневной жизни человека, узнали об интеграции гаджетов в обучение и познакомились с набором инструментальных и дидактических приложений, которые им предстояло использовать. Важно, что в аудитории понадобилось обеспечить доступ к сети Интернет. Ученики были поделены на небольшие группы, каждая из которых получила несколько названий приложений для ознакомительного анализа по плану: название приложения; разработчик приложения; цель платформы согласно классификации приложений; особенности использования (бесплатное/платное, онлайн/офлайн, ограничения по времени пользования); личная оценка группы. Результатом групповой работы стали мини-рассказы о приложениях.

В конце первого занятия подростки поделились, что больше всего им понравилось осознание использования новшеств в привычном обучении. Один из учеников, расстроенный предыдущим опытом изучения немецкого языка, ожидал от данного обучения скучных однообразных уроков, но по окончании вводного занятия степень его мотивации превысила все желаемые результаты. В качестве домашней работы ученики получили задание подготовить свои устройства: скачать необходимые приложения, создать личный аккаунт и отправить учителю приветственное письмо на электронную почту.

В рамках всего эксперимента были изучены следующие лексические темы: «Свободное время», «Путешествие», «Спорт и фитнесс», «Профессии». Основными грамматическими темами, которые вошли в курс обучения немецкому языку в данный временной период, стали темы: «Степени сравнения имен прилагательных», «Возвратные глаголы», «Склонение личных местоимений», «Глаголы сильного спряжения», «Употребление модальных глаголов», «Склонение артиклей существительных при ответе на вопросы: Wo? Wohin?», «Употребление и порядок слов после союзов wenn, dass, denn». На уроках также проводилась фонетическая разминка, а в течение курса ученики разучили песню Volker Rosin «Das Lied ьber mich». По итогам изучения каждого лексического раздела подростки знакомились со структурой написания личного письма, а также построением диалогов на такие темы, как.

«Достопримечательности», «Как проехать в отель?», «Узнать интересы собеседника», «Рассказ о прошедших выходных», «Любимый вид спорта моего друга», «Как можно сохранить свое здоровье», «Моя будущая профессия»,.

«Самая важная профессия в обществе». Результатом обучающей деятельности курса стало успешное овладение учащимися спонтанной монологической речью на следующие темы: «Как я провожу выходные», «Путешествие моей мечты», «Внешность членов моей семьи», «Преимущества и недостатки профессии, которую я хочу выбрать в будущем».

Для лучшего представления о проекте, предлагается методическая разработка одного из проведенных посредством приложений на смартфонах уроков немецкого языка.

Тип урока: урок открытия нового знания Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая Место урока в учебном курсе: лексический раздел «Профессии», грамматический раздел «Возвратные глаголы».

Цели урока Деятельностная: формирование мотивации дополнительного изучения немецкого языка; снятие языкового барьера; обеспечение легкости в последующем профессиональном выборе Содержательная: расширение лексического запаса по теме «Профессии»; изучение правил употребления возвратных глаголов; формирование умений монологической и диалогической речи в процессе работы с мобильными приложениями Задачи Практические: активизировать употребление лексического материала по теме «Профессия моей мечты» в системе упражнений; формировать умение применять изученный лексический материал при построении диалогов; развивать умение работать с иноязычным мобильным приложением Образовательные: расширение кругозора учащихся; поддержание интереса и мотивации к изучению немецкого языка; углубить знания учащихся о существующих в современном мире профессиях Воспитательные: развивать культуру взаимоотношений в коллективе и формировать культуру общения; формировать положительное отношение к любым видам профессиональной деятельности; уметь адекватно анализировать свои собственные профессиональные стремления Развивающие: развивать познавательную активность учащихся; творческую фантазию и способность к анализу информации.

Методы: проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа Оборудование: смартфоны учителя и учащихся.

Планируемые результаты Предметные: успешное изучение новой лексики по теме «Профессия моей мечты»; умение построения на основе изученных лексических единиц диалогов и кратких монологов; умение употреблять необходимые в речевой ситуации возвратные глаголы Личностные: сформировать познавательный интерес, направленный на дополнительное и самостоятельное изучение немецкого языка; готовность к коллективной работе; расширение представления о возможностях смартфонов Метапредметные: ученики формируют умение самостоятельно производить поиск необходимой информации; использовать мобильные приложения для структурирования, анализа и последующей систематизации материала.

Ход урока Организационный этап (5 мин.): приветствие, фонетическая разминка — мобильное приложение «Узнайте немецкой музыки», Paolo Vinci.

Действия учителя.

Действия ученика.

Примечания.

Guten Tag, meine liebe Damen und Herren! Wie habt ihr dieses Wochenende verbracht? // Chinesisch! Es ist schцn, dass du noch irgendwelche Sprachen erlernst. Mцchtest du als Dolmetscherin tдtig sein? Die Berufswahl ist schon.

Guten Tag! Gut, ich war mit meiner Familie im Kino. Ich habe mein Wochenende nicht gut verbracht. Ich habe meine Hausaufgaben gemacht.

Ich auch. Bald haben wir eine Prьfung in Chinesisch. // Ich weiЯ noch nicht, aber ich mag.

Отметить отсутствующих, проверить наличие у учеников подключения к сети Интернет.

ein aktuelles Thema fьr euch. Wir werden heute darьber weiter sprechen, aber wollen wir unser Lied singen. Nehmt ihr bitte ihre Handys und sucht nach dem Text des Liedes.

die Texte ьbersetzen. // Das Lied «Das Lied ьber mich» singen.

Актуализация знаний (5 мин.): понимание новости на слух с опорой на текст — мобильное приложение «German Listening», Luglasoft; интерактивная игра на проверку понимания прослушанной и прочитанной информации — «Kahoot!», Kahoot!

Изучение новых знаний (15 мин.): облако слов — «iLanguage Cloud», iLanguage Lab; рабочий лист — «Google Classroom», Google Inc.; знакомство с новой грамматической темой — «Deutsche Grammatik», Compos Apps S.L.

Jetzt werden wir weiter mit unserem Wortschatz.

Die Wцrter zeigen. Einander die Fragen ьber.

После каждого урока подростки в качестве.

arbeiten. Zeigt bitte einander ihre Wцrterwolken. Arbeit bitte zu zweit. // Super! Ihr seid so fleiЯig! Jetzt mцchte ich ein bisschen was fragen. Wir sprechen ьber die Berufswahl schon zwei Stunden. Aber niemand hat ьber seine Traumarbeit erzдhlt.

Denkt nach, ihr habt alle Mцglichkeiten in der Welt. Was wдhlt ihr fьr euch selbst? Die Berufe findet ihr an der Folie.

Benutzt bitte die Redewendungen, die hier geschrieben sind. // Wunderschцn! Und nun sprechen wir ьber deutsche Grammatik, bzw. ьber die Reflexive Verben und die Reflexive Pronomen. Цffnet bitte die Liste unter den Namen.

«Reflexive Verben» und macht die Notizen.

Bedeutung von einigen Wцrtern stellen. // Ich mцchte Physikerin werden. Ich mцchte als Lehrer tдtig sein. Ich will Landwirt werden. Meine Eltern empfдhlen mir, Wissenschaftler zu sein. Ich werde HR-Managerin. Ich glaube, dass ich Schuldirektor werde. Ich denke, dass ich mцchte Chemikerin sein. // Die Regeln mit der Lehrerin lesen und besprechen.

домашнего задания составляют облако новых слов. Ученики показывают друг другу свои работы, обсуждают новые и уже знакомые слова. // На рабочем листе находятся несколько подписанных профессий, которые до этого не изучались на уроке. Внизу даны фразы, которые можно использовать для описания своей будущей профессии.

После обсуждения правила с учителем, в приложении доступна возможность делать индивидуальные пометки.

Закрепление знаний (15 мин.): формирование грамматического навыка по.

теме «Reflexive Verben» — «Grammatik Ьbungen B1», Deutsche Ьbungen; формирование лексического навыка — «Учить немецкие слова», Deutsche apps; формирование умения строить диалогическую и монологическую речь на заданную тему.

Jetzt macht ihr selbst eine kleine grammatische Aufgabe. Wenn sie gemacht wird, meldet ihr euch und schickt mir ihr Resultat. // Prima! Jetzt arbeiten wir im.

«Wцrterbuch»: jemand liest das Wort und der Nдchste sagt den Satz mit diesem Wort. // Stellt euch vor, das ihr schon die Schule absolvieren habt. Was werdet ihr von Beruf sein? Sprecht bitte zu viert. // Heute wird die letzte Aufgabe, kurz ьber euren Traumberuf zu erzдhlen. In ihrer Erzдhlung kцnnt ihr neue Lexik benutzen.

Die Aufgabe selbst machen. // Mein Traumberuf ist Zahnдrztin. Meine Mutter ist Hausfrau. Chirurg heilt die Leute. Ich mцchte an einer Universitдt als Ingenieur studieren.

Kellner hat uns das Essen gebracht. Mein Vater ist Bдcker. Als Automechaniker ist mein Bruder tдtig.

Schauspielerin ist eine schwere Arbeit. Detektiv ist nicht Traumberuf von mir. Die Sдngerin beschдftigt sich mit dem Publikum. Ich interessiere mich fьr Fremdsprachen. Meine Mutter merkt sich, dass ich fleiЯige Schьlerin bin. Ich sehe mir einen Film ьber Дrzte. Ich stelle mir meinen Traumberuf.

Предварительно перед уроком необходимо загрузить изучаемые слова в «Словарь» приложения.

При выполнении данного упражнения разрешено пользоваться опорными рабочими листами. // Во время разговора учеников необходимо попеременно вслушиваться в разговор каждой группы.

vor. // Dialoge sprechen. // Erzдhlen die kurzen Monologe ьber Traumberuf.

Домашнее задание (менее 5 мин.): облако слов «iLanguage Cloud», iLanguage Lab; формирование лексического навыка — «Учим Немецкий 6000 слов», Fun Easy Learn; упражнения на формирование грамматического навыка по теме «Reflexive Verben» — «Grammatik Ьbungen B1», Deutsche Ьbungen; формирования умения воспринимать речь на слух — «Radio Deutschland, Deutsch», Softihost.

В качестве домашнего задания необходимо составить очередное облако изученных понятий, добавив два собственных слова.

Полностью прорабатываем тему.

«Работать» в приложении «Учим Немецкий 6000 слов». Выполняем второй раздел по теме.

«Reflexive Verben» ;

«Grammatik Ьbungen B1». И как обычно в выходные слушаем любую радиостанцию 10 минут, стараемся.

Домашнее задание дублируется в «Google Classroom».

понять. Кто хочет, может прослушивать подольше.

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.).

Liebe Freunde, wir haben heute alles prima geschafft. Malt bitte jetzt das Wichtigste, dass ihr heute erfahren habt, und schickt mir in «Google Classroom». // Danke schцn! Na und. Im Tagebuch findet ihr ihre Noten. Tschьss, meine liebe Freunde!

Ein Bild malen und zur Lehrerin schicken. // Auf Wiedersehen! Bis Montag! До свидания! Tschьss! Bis bald!

Важно, чтобы при выполнении задания подростки ориентировались на собственные эмоции, не совещались.

По общему плану были проведены большинство уроков открытия новых знаний в рамках данного проекта. Педагог сделал выбор в пользу разработки курса, полностью основанного на обучении посредством приложений на смартфонах, поэтому текущий контроль, который применялся с целью максимальной своевременной корректировки деятельности учителя, был также разработан с помощью мобильных приложений. В конце курса ученики успешно завершили итоговый контроль в виде спонтанной монологической устной речи с употреблением изученных лексических единиц и грамматических правил, а также теста с заданиями множественного выбора и с кратким ответом. По окончанию проекта педагог провел завершающее рефлексивнооценочное занятие, в котором выяснил отношение обучающихся к такому виду работы на уроке немецкого языка. Абсолютное большинство учеников отметило повышение уровня внутренней мотивации к изучению иностранного языка в целом, благоприятно настроенный коллектив, а также интерес к использованию ИКТ в рамках школьного урока. Важно, что все ученики выразили желание продолжить обучение в следующем году.

В данном параграфе описан проведенный эксперимент, в ходе которого доказана эффективность использованных приемов и методов на уроке немецкого языка. Интеграция мобильных приложений в урок позволила оптимизировать время, выделяемое на обучение: тренировка формирования навыков проходила в индивидуальном темпе, виртуальное рабочее пространство ученика положительно влияло на результат выполнения заданий, а на уроке большая часть времени была посвящена формированию умений устной и письменной речи в процессе общения с учителем и между собой.

Выводы по главе 2.

Предметом исследования данной главы явилась разработка методики использования мобильных приложений на основной ступени средней школы, которая сделала возможным проведение опытного обучения посредством смартфонов. Учитывая факторы, влияющие на организацию урочной деятельности, а также классификацию приложений по целям обучения, необходимо сочетать использование сразу нескольких платформ на уроке немецкого языка.

Инструментальные приложения окажут помощь учителю в удовлетворении потребности в коммуникации с учениками и осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

Словесные игры смогут разнообразить учебный процесс. Такой вид приложений обеспечивает переход на электронный документооборот посредством приложений, позволяющих подключаться к смартфону или компьютеру педагога по сети Интернет.

Было выяснено, что собственно обучающие приложения, нацеленные на формирование коммуникативных умений, неэффективно использовать самостоятельно. Формирование языковых навыков могут обеспечить дидактические приложения, нацеленные на этот этап изучения иностранного языка. Оптимальной стратегией современного урока немецкого языка на основной ступени средней школы является совокупность отработки языковых навыков в индивидуальном режиме и практики речевой деятельности в рамках аудиторного занятия.

Важно отметить, что в связи с использованием мобильных приложений процесс получения справочной информации ускорился в несколько раз. В ходе опытного обучения немецкому языку посредством приложений на смартфонах были достигнуты хорошие результаты, а главное, развитие мотивации к дополнительному изучению немецкого языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой