Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Применение новых образовательных технологий в целях повышения качества образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать… Читать ещё >

Применение новых образовательных технологий в целях повышения качества образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти тенденции и сферу образования. Наступление информационных технологий требует подготовки подрастающего поколения к реалиям информационного общества. Однако и очень значима качественная подготовка специалистов в профессиональной области. Сверх важной задачей в подготовке и повышении квалификации специалистов становится информационная культура и информационная компетентность. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Но существуют большие разночтения в его понимании и употреблении. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [1]. Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. А поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Доскональное знание педагогических технологий, свой высокий профессионализм — вот что современный педагог выставляет на рынок труда. А определять успех в работе преподавателя уже скоро будет в большей степени технология, а не индивидуальное мастерство.

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития курсантов, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Выйти из сложившейся ситуации можно, организовав обучение в рамках целостных образовательных технологий.

Образовательные технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей:

Укрупнение дидактических единиц.

Концепция укрупнения дидактических единиц, выдвинутая [2] П. М. Эрдниевым, ныне общепризнанна. Отчасти ее следствием было внедрение лекционно-семинарских и вообще цельноблочных технологий. Типичная технология этого направления — «метод проектов» .

Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения и языке такого планирования. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением.

Психологизация образовательного процесса. Учет в обучении психологических феноменов, построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходимость использования ведущей деятельности и мотивации курсантов влечет целесообразность группового обучения.

Компьютеризация. Компьютер сегодня это средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. Также, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом и информационных машин, средств коммуникаций. В Морском корпусе Петра Великого — Санкт-Петербургском ВМИ имеется достаточное количество кабинетов, оснащенных компьютерами, имеются компьютерные классы с видиопроекторами, все компьютеры объединены в единую локальную сеть, имеется выход в интернет.

Многие преподаватели не полностью осознают преимущества, которые можно извлечь из использования передовых образовательных технологий, это люди довольно консервативные. А между тем в каждом из указанных направлений есть серьезные достижения. Для того что бы увлечь научной работой и новыми технологиями преподавателей в ВУНЦе разработана и успешно действует рейтинговая система оценки их труда. Главная цель СПб ВМИ в области качества — обеспечить безусловное соответствие предоставляемых услуг в области подготовки высококвалифицированных специалистов для ВМФ международным и государственным требованиям и стремиться к тому, чтобы уровень отвечал ожиданиям заказчика. технология педагогический применение Интегральная технология.

Автором этой технологии является профессор московской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования [3] Гузеев Вячеслав Валерьянович. Преподаватели физики и математики Т. Н. Воробьева и О. О. Леонова используют эту технологию в своей работе.

ИТ сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания. Она является развитием цельноблочных технологий. Минимальной единицей учебного процесса в ней является блок модулей, в структуре которого условно выделяются постоянная и переменная части. Модули постоянной части определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров в отличие от тем переменной части, которые полностью зависят от течения процесса обучения и высоко чувствительны к информации обратной связи. Ни один из курсантов, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно-ситуативный характер и не оглашаются. Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности курсантов, что позволяет даже увеличить предметносодержательную нагрузку их труда. Критерии выбора моделей обучения таковы, что оставляют максимум свободы творчества высокопрофессиональному педагогу с развитой интуицией, но защищают курсантов от недостаточно компетентного учителя. Компьютерная поддержка обучения занимает свои естественные ниши, повышая эффективность процесса, но отсутствие этой поддержки не ведет к негативным последствиям интегральная технология устойчива к средствам обучения. В целом можно утверждать, что интегральная технология обеспечивает каждому курсанту право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

Планирование результатов обучения в ИТ осуществляется на языке конкретных умений в виде трехуровневых систем задач [ 4 ]. Уровни следующие:

  • · минимальный — соответствует оценке «3», решение задач обязательного набора по образцу, результаты обучения удовлетворяют некоторым минимальным требованиям общества, отвечают минимальным установкам федерального образовательного стандарта.
  • · общий — соответствует оценке «4», решение задач, представляющих собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями;
  • · продвинутый — соответствует оценке «5», решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными связями.

Заметим, что речь идет именно об уровнях планируемых результатов обучения, которые не следует путать с уровнями обученности, уровнями усвоения и им подобными, фиксируемыми по окончании того или иного учебного периода. Планирование результатов обучения в виде множества задач позволяет и сам процесс обучения построить как процесс последовательного решения с преподавателем или без него серии целесообразно подобранных задач, так как познавательная задача, субъективно принятая курсантом, не будучи сама по себе объектом познания, выступает в обучении как опосредствующее звено между учащимся (субъектом) и объектом познания. В ходе решения задачи происходит известное изменение и субъекта, и объекта познания. Столкнувшись с неизвестной ситуацией в задаче, курсант переживает состояние потребности в ее разрешении. Эта потребность побуждает его к специфическому действию в отношении объекта, а именно к его преобразованию. Преобразуя объект, курсант одновременно пополняет, совершенствует свои знания и развивает собственные познавательные способности. Меняется структура и характер познавательной деятельности курсанта, а также и первоначальная структура самого объекта познания.

Блок модулей Интегральной технологии выглядит следующим образом:

  • 1 Вводное повторение
  • 2 Изучение нового материала (основной объем).
  • 3 Закрепление (тренинг-минимум).
  • 4 Изучение нового материала (доп. объем)
  • 5 Развивающее дифференцированное закрепление.
  • 6 Обобщающее повторение.
  • 7 Контроль.
  • 8 Коррекция.

Предметно — ориентированные технологии обучения:

  • · Технология постановки цели
  • · Технология полного усвоения [6] (по материалам М.В. Кларина)
  • · Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко [5]
  • · Технология концентрированного обучения

Личностно — ориентированные технологии обучения.

  • · Технология обучения как учебного исследования
  • · Технология педагогических мастерских
  • · Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  • · Технология эвристического обучения

Планируется распространение опыта использования имитационных методов обучения С этой целью планируется создание рекламно-информационных презентаций.

Не всякая технология может быть применена каждым преподавателем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Зачастую преподаватель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет преподавателю добиться своих целей. Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т. д.) должна соотноситься, соответствовать деятельности курсанта (его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т. д.). Только на такой основе преподаватель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. А вот степень повышения качества образования и мотивацивации учебного процесса еще требует обобщения. В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

  • 1. Лихачев Б. Т. «Педагогика» с. 147−153
  • 2. П. М. Эрдниев Укрупнение дидактических единиц как высокоэффективная технология математического образования М. Просвещение, 1992 175 с.
  • 3. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: «Нар. образование», 2001. 87 с.
  • 4.. Гузеев В. В. Всероссийская конференция «Образовательные технологии к стандартам второго поколения» // Педагогические технологии. — 2011. — № 3. — С. 3−4.
  • 5. М., 1980. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого.
  • 6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  • 7. Ермолаева М. Г. Современный урок. Анализ тенденции возможности. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2008.
  • 8. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой