Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты обучения школьников основам делового общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова также говорят об определенной обстановке, которая соответствует официальному общению. В этом процессе на передний план выходит должность как часть иерархической структуры организации. Должностное лицо представляет, прежде всего, не самого себя, а организацию и свою роль в ней. Все это характеризует процесс официального общения с точки зрения человека… Читать ещё >

Теоретические аспекты обучения школьников основам делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Соотношение понятий «профессиональное общение», «официальное общение» и «деловое общение»

В специальной литературе по проблемам делового общения используются понятия: «профессиональное общение», «официальное общение» и «деловое общение». Для решения задач нашего исследования необходимо провести их дифференциацию.

Сам термин «деловое общение» пришел в педагогику из бизнеса, поэтому законы, которым подчиняется данное понятие, имеют основания, связанные больше с психологией бизнеса, нежели с педагогикой. В связи с этим, прежде чем подробно изучить процесс обучения школьников основам делового общения, который, должен быть построен с учетом особенностей современного коммуникативного пространства, разберемся для начала с основами. Термины «деловое общение», «профессиональное общение» и «официальное общение» для многих являются синонимами. Проверим правомерность сближения этих понятий. Разберем термин «официальное общение» (Таблица 1).

Таблица 1. Определения понятия «официальное общение».

Источник.

Определение.

Измайлова М. А. «Деловое общение» [17, c.252].

«В том случае, когда деловое общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называется официальным (ролевым)».

Бороздина Г. В. «Психология делового общения» [9, с. 224].

«Официальное ролевое общение предполагает взаимодействие между начальником и подчиненным, учителем и учеником и т. д. Официальное общение носит формальный характер. Человек вносит индивидуальность в отведенную ему социальную роль, но правила его поведения диктуются средой, в которой он находится».

Н.А. Ипполитова «Русский язык и культура речи» [36, с. 309].

«Официальное (должностное) общение — это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений там, где возможно исполнение человеком той или иной должностной роли (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т. д.). Человек выступает не как отдельная личность, a как представитель организации, группы и т. п. Соответственно строится его общение в целом и речь в частности — должностное лицо (лицо «при исполнении») должно строго соблюдать свою poль, быть предсказуемым и понятным при исполнении этой роли.

Сделаем выводы из сопоставления приведенных определений. Измайлова М. А. раскрывает понятие достаточно кратко, акцентируя наше внимание только на ролевых аспектах, которые являются ключевыми при данном виде общения.

Бороздина Г. В. подробно говорит о взаимодействии между начальником и подчиненным, например. Роли, распределенные между участниками, позволяют им чувствовать себя комфортно в четко очерченных границах. Нет необходимости выходить за них, подобный выход может быть неверно истолкован участником (участниками) такого общения.

Н.А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова также говорят об определенной обстановке, которая соответствует официальному общению. В этом процессе на передний план выходит должность как часть иерархической структуры организации. Должностное лицо представляет, прежде всего, не самого себя, а организацию и свою роль в ней. Все это характеризует процесс официального общения с точки зрения человека в структуре данного вида общения.

Что общего в данных определениях, раскрывающих термин «Официальное общение»? Объединяет все вышерассмотренные определения три основных фактора. Первый — официальная атмосфера. Второй — формальный характер общения, при котором участник общения представляет организацию, а не себя как личность. Третий — соблюдение всех необходимых факторов.

Рассмотрим понятие «профессиональное общение» (Таблица 2).

Таблица 2. Определения понятия «профессиональное общение».

Источник.

Определение.

Жеребило Т.В. «Словарь лингвистических терминов» [14, с. 303].

«Профессиональное общение — это разновидность делового общения; общение между специалистами какой-либо области науки, техники, искусства, предполагающее использование терминов и профессионализмов».

Бодалев А. А. «Социальноперцептивная компетентность в профессиональном общении». [8,.

с. 398].

«Профессиональное общение — содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности (актуализация профессиональной идентичности)».

Гусев Ю.В. «Деловое общение» [12, с. 501].

«Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие социолога, как и любого другого специалиста, с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности».

Жеребило Т.В. раскрывает понятие «профессиональное общение» достаточно узко, ограничив понятие деловым общением специалистов с употреблением специальных терминов, свойственных конкретной деятельности.

Бодалев А. А. подходит к термину с позиции психологии. По его мнению, профессиональное общение — это, прежде всего смысловой процесс взаимодействия участников общения, а значит, прежде всего, речь идет о содержательном элементе данного процесса общения. Стоит отметить, что их он рассматривает как специалистов, способных использовать в таком общении профессиональный опыт. Рассматривая понятие более широко, автор отмечает, что это достаточно сложный процесс, мотивированный достижением общих профессиональных целей. Речь идет не только об участниках общения, но и о группах, которые имеют похожие цели. Бодалев А. А. отмечает тот факт, что именно «профессиональное общение» является социальным механизмом управления, позволяющим передавать информацию собственно в деловой среде.

Гусев Ю.В. конкретизирует термин, подчеркивая его значимость для профессий, связанных с общением по службе. Также автор отмечает, что эффективность подобного рода делового общения опирается на личность самого специалиста, участвующего в процессе общения. Его репутация в деловой среде в этом случае приобретает большую значимость.

Когда речь заходит о понятии «официальное общение», то само понятие связывается изначально с областью социальных отношений.

Определим, что именно объединяет озвученные ранее понятия термина «профессиональное общение». Анализ понятий позволил выявить три главных момента: 1) наличие специалистов в конкретном деле, о котором идет речь; 2) обязательный профессиональный опыт, позволяющий делать выводы и давать советы; 3) возможно в любой профессии, в любом деле при соблюдении предыдущих двух факторов.

Определения понятия «деловое общение» представлено в Таблице 3.

Таблица 3. Определения понятия «деловое общение».

Источник.

Определение.

Кузин Ф.А. «Культура делового общения: Практическое пособие» [22, с. 320].

«Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем».

В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового общения: Учебник для вузов» [25, с. 415].

«Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели».

Введенская Л.А. «Деловое общение» [10, с. 454].

«Деловое общение — это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной моральносихологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества коллектива людей в достижении значимых целей, обеспечивающих успех общего дела».

Анализируя сходство и различие трактовок термина «деловое общение», выделим позицию каждого исследователя в этой области. По мнению профессора В. Н. Лавриненко: «Как сознание, так и подсознание человека являются не только продуктом активности его собственной, индивидуальной психики, но и результатом его взаимодействия с другими людьми, влияния групповой, корпоративной, социальной психологии, особенно морально-психологической атмосферы, существующей в данной рабочей группе, организации» [25, с. 415]. В его учебнике для студентов высших учебных заведений, деловое общение рассматривается с позиции управления взаимоотношениями в коммерческой организации между руководителем организации и подчиненными, среди начальников отделов и их сотрудниками, работниками организации одного ранга в рамках решения задач предприятия. Так, Лавриненко В. Н. опирается на общение в социуме, которое позволяет достигать определенных целей, применяя принцип сотрудничества.

Кузин Ф. А. конкретизирует процесс делового общения как речевое взаимодействие, осуществляемое устно. В его основе обязательно должно быть дело, бизнес, интересы дела, участников взаимодействия в рамках осуществления дела или бизнеса. Термин рассматривается в самом широком смысле.

Обобщая понятия «делового общения», мы выявили определенные закономерности. А именно: а) в каждом конкретном случае данный вид общения позволяет решать проблемы в деловой сфере; б) дело должно быть важным для участников процесса общения, благодаря чему они готовы вместе решать задачи, достигая общих целей; в) коллективные усилия дадут результат в конкретной сфере бизнеса.

Соотношение понятий можно представить в виде общей таблицы всех рассмотренных нами понятий (таблица 4).

Таблица 4. Соотношение понятий «официальное общение», «профессиональное общение» и «деловое общение».

Ключевое понятие.

Официальное общение.

Профессиональное общение.

Деловое общение.

Формальный характер общения.

Взаимодействие специалистов в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Общение в ходе трудовой деятельности.

Подведем итог. Официальное общение характеризуется взаимодействием между людьми в ситуациях, где речевое поведение должно соответствовать определенным правилам, закрепленным либо в общественной практике, либо законодательно. Также в процессе официального общения на передний план выходит должность как часть иерархической структуры организации. Профессиональное общение, в отличие от официального является более узким понятием, так как происходит в ходе осуществления профессиональной деятельности между специалистами какой-либо области науки, являющимися носителями профессионального опыта. Деловое общение — это «процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели» [15, с. 456]. Таким образом, все три термина могут быть включены в общую область — область делового общения, в которой есть место и для общения официального, так и профессионального, профильного общения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой