Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты использования писателями портретных деталей для создания характера героев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из таких важных компонентов художественной структуры является портрет литературного героя, который играет большую роль и в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, и в создании психологической характеристики героев. С портрета начинается знакомство читателя с литературным героем. По внешним чертам читатель может не только представить персонажа, но и судить о его характере… Читать ещё >

Теоретические аспекты использования писателями портретных деталей для создания характера героев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение теоретико-литературной категории «портретная характеристика»

Внимание к проблеме исследования теоретико-литературной категории «портрет» («портретная характеристика») обусловлена актуальностью вопросов, связанных с современным подходом к прочтению художественных текстов. Перенасыщенный различной информацией современный читатель чаще всего «глотает» произведение, следя лишь за развитием сюжета, не вникая в художественные детали. Такое прочтение вызывает чувство неудовлетворённости, особенно это проявляется при прочтении классических произведений, в которых изображается жизнь героев, далёкая от современной. От читателя ускользает всё то важное, что скрывается в деталях произведения, всё то, на что хотел обратить внимание читателей пишущий. Обращаясь к читателям, К. Г. Паустовский писал: «Читайте не торопясь…» — призывал «не терять ни одной капли драгоценного содержания книги» Литература. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. В. Я Коровина. М.: Просвещение, 2009.

Одним из таких важных компонентов художественной структуры является портрет литературного героя, который играет большую роль и в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, и в создании психологической характеристики героев. С портрета начинается знакомство читателя с литературным героем. По внешним чертам читатель может не только представить персонажа, но и судить о его характере, заглянуть в его внутренний мир. Для того чтобы зримо представить героя, читателю требуется внимательно перечитать портрет, как советуют многие писатели. Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, которые помогают раскрыть связи между портретом и характером персонажа.

В литературоведении на данный момент есть несколько определений теоретико-литературных категорий «портрет» и «портретная характеристика». Существенных различий в этих определениях нет. Несовпадение мнений исследователей основано на разном понимании того, что нужно относить к описанию портрета персонажа литературного произведения. Одни исследователи (Е. Аксёнова, С.И. Кормилов) считают, что под портретом литературного персонажа нужно понимать только описание внешности (черты лица, волосы, одежду и т. д.), другие (В.И. Хализев, М. Г. Уртминцева и др.) понимают эту категорию шире, относя к ней также жесты, мимику героя, произносимые им слова, интонацию и прочее.

Подробный анализ исследований по этому вопросу сделан в статье Т. А. Жандаровой «Функции портрета в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Жандарова Т. А. «Функции портрета в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4 (1). С. 338−344. Она успешно систематизировала разные подходы исследователей к определению рассматриваемой теоретико-литературной категории.

Например, в «Словаре литературоведческих терминов» Л. И. Тимофеева даётся такое определение портрета: «…изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться» Аксенова Е. Портрет // Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 275−276. Автором словарной статьи является исследователь Е. Аксёнова, которая склоняется к тому, что в литературе чаще всего встречается психологический портрет, «в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер». В другом источнике («Литературная энциклопедия терминов и понятий») находим похожее определение, принадлежащее С. И. Кормилову, который включает в портрет «…описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться», формы поведения человека, по его мнению, нельзя вводить в определение литературного портрета Кормилов С. И. Портрет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. 762 с.

Современные исследователи В. Е. Хализев, И. В. Страхов, М. Г. Уртминцева предлагают рассматривать понятие «портрет литературного героя» гораздо шире. В. Е. Хализев под портретом персонажа подразумевает «…описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой» Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. М.: Высш. шк., 2002. 437 с. Более того, формы поведения литературного героя он ставит на первое место, объясняя это тем, что они отражают изменение отношений героя к сложившейся ситуации, иному лицу или факту.

Для М. Г. Уртминцевой портрет — это «изображение внешности персонажа, соединяющее в себе фиксацию как постоянных, так и ситуативных черт облика, в котором проявляется точка зрения другого, запечатлённая в визуальном образе, выполняющем функцию смыс-лообразования на всех уровнях литературного произведения» Уртминцева М. Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века. Генезис, поэтика, жанр: монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 232 с. По её мнению, литературный портрет должен включать в себя и формы поведения человека. В этом она солидарна с В. Е. Хализевым и, развивая его идеи дальше, выделяет, например, «мимический портрет», поскольку «через изображение героя в действии, поступке читатель получает возможность создать в своем воображении зрительный образ, что пробуждает работу его ассоциативного мышления».

По мнению советского исследователя И. В. Страхова, портрет в его целостности складывается из ряда компонентов: «…описания общего физического облика, одежды, вещей и всего бытового окружения, выражения лица и глаз, речевого поведения, умственных и нравственных качеств, отношения к другим лицам, жестов, поз, манер, выразительных движений, привычек» Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособие для студентов педагогических институтов. Ч. 1. Саратов: Изд-во Саратов. гос. пед. ин-та, 1973. 57 с. .

Методологически значимой для нашей работы стала дефиниция категории «портретная характеристика», данная А. Б. Есиным в книге «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» (1999). А. Б. Есин является крупнейшим отечественным исследователем проблем литературоведческого анализа, в том числе и анализа психологического портрета. Он автор таких книг, как «Психологизм русской классической литературы» (1988) и «Литературное произведение: типологический анализ» (1992). Его определение портрета является наиболее взвешенным. В книге «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» в разделе «Художественная деталь. Портрет» он пишет: «Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека (Выделено мной. — В.М.), включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику» Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М.: Флинта, 2017. .

Исследователь заостряет внимание на том, что каждый литературный портрет характериологичен, по нему читатель может (хотя бы приблизительно) сделать выводы о характере героя. Он делит все детали, создающие портрет литературного персонажа на 2 группы: внешние и психологические. К внешним он относит детали портретные, пейзажные и вещные, то есть те детали, которые «рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания» Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М.: Флинта, 2017.. Психологические детали рисуют внутренний мир человека: мысли, чувства, желания, переживания и т. п. По мнению Есина, непроходимой границы между внешними и психологическими деталями нет: внешняя деталь может легко стать психологической. Отсюда понятие «психологический портрет».

Как видно из вышесказанного, единого мнения по поводу определения теоретико-литературной категории «портрет» нет. Тем не менее, в определениях Е. Аксеновой, С. И. Кормилова, В. Е. Хализева, М. Г. Уртминцевой, И. В. Страхова, А. Б. Есина нет и больших расхождений, нет по сути спорных мнений. Каждый из исследователей добавляет к определению категории что-то своё, тем самым расширяя объем этого понятия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой