Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотив в системе художественного повествования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход от первой части формулы А. Н. Веселовского ко второй — применительно к феномену мотивики — нельзя осуществить без изучения семиотической природы и эстетической функции мотива в литературе. Эти задачи влекут за собой и выбор основных методов исследования — структурно-семиотического, обращенного к определению семантических, синтаксических и прагматических структур и свойств мотива как… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ 1. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МОТИВА
  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МОТИВА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ Вводные замечания
    • 1. Семантическая трактовка мотива в работах А. Н. Веселовского,
  • А.Л. Бема, О.М. Фрейденберг
    • 1. 1. Семантическая целостность мотива
    • 1. 2. Семантическая структура мотива
    • 1. 3. Семантический потенциал мотива
    • 1. 4. Связь мотива и персонажа
    • 1. 5. Эстетическая значимость мотива
    • 2. Критика понятия мотива с позиции морфологического подхода в работах В. Я. Проппа и Б.И. Ярхо
    • 2. 1. Логический критерий В.Я. Проппа
    • 2. 2. Мотив и «функция действующего лица»
    • 2. 3. Вопрос об онтологическом статусе мотива
    • 3. Зарождение дихотомических представлений о мотиве
    • 4. Тематическая трактовка мотива в работах В. Б. Томашевского,
  • Б.В. Шкловского, А.П. Скафтымова
    • 4. 1. Мотив как «тема неразложимой части произведения»
    • 4. 2. Мотив как «исторически неразложимое целое»
    • 4. 3. Трактовка мотива у В.Б. Шкловского
    • 4. 4. Мотив как тематический итог фабулы
    • 4. 5. Мотив и мотивировка
    • 4. 6. Психологическая трактовка мотива
    • 5. Принцип системности мотива в работах И. Мандельштама,
  • А.П. Скафтымова, О. М. Фрейденберг, В.Я. Проппа
    • 6. Обобщение разделов
    • 7. Развитие дихотомической теории мотива
    • 7. 1. Дихотомическая теория мотива в фольклористике
    • 7. 2. Дихотомические идеи в литературоведении
    • 7. 3. Две разновидности дихотомической теории мотива
    • 8. Концепции мотива в современной фольклористике
    • 8. 1. Структурно-семантическая модель мотива
    • 8. 2. Мотив в системе фольклорного эпического повествования
    • 8. 3. Сюжетообразующий потенциал мотива
    • 8. 4. Проблема мотивообразования
    • 8. 5. Проблема реконструкции мотива
    • 9. Трактовки мотива в современном литературоведении
    • 9. 1. Мотив как ведущая тема произведения
    • 9. 2. Категория мотива в системе интертекстуального анализа
    • 9. 3. Категория мотива в системе сюжетной прагматики
    • 10. Обобщение разделов
    • 11. Современные зарубежные работы по мотивному анализу

Мотив в системе художественного повествования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотив как феномен поэтики повествования все чаще становится объектом специальных научных исследований. Только за прошедшее десятилетие вышли несколько тематических сборников, посвященных мотивам в русской литературе [Роль традиции в литературной жизни эпохи, 1995; «Вечные» сюжеты русской литературы, 1996; Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы, 1996; 1998; 1999]- проблемам повествовательного мотива в фольклоре и литературе посвящены серии статей в сборниках и журналах [От мифа к литературе, 1993; Мировое древо, № 1−6] и разделы в монографиях [Мелетинский, 1994; Путилов, 1994; Краснов, 2001; Тюпа, 2001]- защищена кандидатская диссертация [Рафаева, 1998а]- по проблематике фольклорной и литературной мотивики проводятся семинары и конференции Института высших гуманитарных исследований РГГУ и Института филологии СО РАНрастет интерес к мотиву в системе литературной тематики и за рубежом (укажем только последние монографии и сборники: [Daemmrich, Daemmrich, 1994; Grubel, 1995; Ziolkowski, 1998; The Return of Thematic Criticism, 1993; Thematics Reconsidered, 1995]).

Характерной тенденцией отечественной филологической науки последних лет является обращение к исследованию повествовательного мотива в системе художественной литературы нового времени и в составе конкретных литературных произведений [Меднис, 1995; Печерская, 1995; Тамарченко, 1998аи др.]. Такая постановка вопроса в общем методологическом плане отвечает фундаментальному направлению исторической поэтики, обозначенному А. Н. Веселовским в рамках задачи изучения «роли и границы предания в процессе личного творчества» [Весе-ловский, 1940. С.493]. Именно мотив как носитель устойчивых значений и образов повествовательной традиции и одновременно как повествовательный элемент, участвующий в сложении фабул конкретных произведений, обеспечивает связь «предания» и сферы «личного творчества». Актуальность настоящего исследования и его цель как раз и связаны с общетеоретической разработкой проблематики и определением общих свойств повествовательного мотива, как он функционирует в художественной литературе нового времени.

Переход от первой части формулы А. Н. Веселовского ко второй — применительно к феномену мотивики — нельзя осуществить без изучения семиотической природы и эстетической функции мотива в литературе. Эти задачи влекут за собой и выбор основных методов исследования — структурно-семиотического, обращенного к определению семантических, синтаксических и прагматических структур и свойств мотива как знакового элемента повествовательного языка литературы, и системно-типологического, обращенного к нахождению закономерностей функционирования мотива как смыслового и эстетического целого в контексте творческих систем и конкретных художественных произведений. Тем самым мотив становится объектом исследования в двух планах, дихотомически соотнесенных друг с другом, — в системном плане повествовательного языка и в окказиональном плане художественной речи литературы.

Структура исследования отвечает поставленным выше задачам. Исследование состоит из двух частей, в которых последовательно рассмотрены проблемы теории и анализа мотива.

Первая глава первой части посвящена историографическому анализу теории мотива в русском литературоведении и фольклористике от основополагающих трудов А. Н. Веселовского до исследований последних лет. Выступая необходимой структурной частью диссертационного исследования, данная глава вместе с тем носит достаточно самостоятельный характер и является своего рода исследованием в исследовании. Необходимость глубокого и детального рассмотрения отечественной традиции исследования мотива и принципов его анализа в фольклорном и литературном повествовании вызвана как важностью данного направления для теоретической и исторической поэтики, так и недостаточной изученностью отечественных работ о мотиве с точки зрения истории теоретических идей в литературоведении. Историографический анализ отечественной теории мотива в необходимых случаях сопровождается обращением к контекстам зарубежных исследований.

Во второй главе первой части мотив рассматривается в системе основных категорий и понятий нарративной поэтики, таких как повествование, фабула и сюжет, герой и персонаж, художественное пространство и время, тема и лейтмотив. Такой подход позволяет увидеть мотив во всей многогранности этого уникального явления, во всех его существенных связях и отношениях внутри структуры художественного повествования, и в итоге позволяет выработать системное определение понятия мотива.

В третьей главе первой части мотив рассмотрен с точки зрения семиотического подхода, что отвечает общей природе мотива как знакового элемента повествовательного языка фольклора и литературы. Отдельное внимание уделено анализу семантических, синтаксических и прагматических аспектов мотива. Последний аспект особенно важен для понимания роли и места мотива в художественной литературе, в повествовательной системе которой преобладает смыслопорождающее начало сюжета, а фабула выполняет роль его тематического субстрата. На основе дихотомической теории мотива разработана его вероятностная модель, расширяющая представления о границах семиотической природы мотива и закономерностях его функционирования в нарративе.

Теория мотива выступает непосредственным базисом для раскрытия принципов анализа мотива, взятого в его актуальном смысловом и эстетическом выражении в художественной литературе. Проблемам мотивного анализа посвящена вторая часть работы.

В первой главе второй части разработаны модель и язык аналитического описания мотива. Модель описания мотива строится на трех основных принципах, согласно которым мотив может быть подвергнут анализу только в системе определенного повествовательного ряда (каковым может быть ряд произведений отдельного писателя, определенного жанра или тематики, определенного направления или эпохи, и т. д.) — при этом анализ мотива должен охватывать все аспекты его семиотической природыи во всех аспектах описания мотива должны учитываться моменты его дихотомической природы и вероятностного функционирования. Соответственно, в языке аналитического описания мотива учитываются характеристики, относящиеся к планам семантики, синтактики и прагматики мотива в его конкретных событийных реализациях в повествовании.

Вторая глава второй части представляет собой применение теоретических положений о мотиве и принципов его анализа, разработанных в исследовании, и посвящена анализу мотива встречи в художественной прозе Пушкина.

Мотив встречи выбран как один из наиболее репрезентативных в плане онтологии и функционирования мотивики вообще. Это один из наиболее частотных и эстетически значимых мотивов, без которого, как правило, не обходится сложение фабулы и развитие сюжета любого повествовательного произведения. Мотив встречи исключительно разнообразен в своих семантических, синтаксических и прагматических проявлениях, если рассматривать его в относительно широком ряду нарративных реализаций. Многообразные опыты Пушкина в области сюжетного повествования предоставляют достаточный материал для семиотического и типологического изучения данного мотива — который, в свою очередь, аккумулирует художественные смыслы пушкинской прозы [Шмид, 1998. С.32]. В ходе анализа мотива встречи в прозе Пушкина мы не только определим различные варианты и вариации этих смыслов, но и оценим их частотность и тем самым в явном виде ощутим то, что Б. И. Ярхо в своих методологических исканиях называл «весом концепции» литературного произведения — и системы творчества писателя в целом [Ярхо, 1984. С.224−225].

Выбор самого повествовательного ряда — художественной прозы Пушкинатакже носит далеко не случайный характер. Пушкинская проза занимает ключевое положение в процессе сложения классических форм повествовательной традиции русской литературы. Поэтому анализ мотива встречи на материале пушкинской прозы представляет интерес не только с точки зрения поэтики повествования, но и с точки зрения исторической поэтики, поскольку дает материал дня дальнейшего изучения проблемы поэтической преемственности в русской литературе и жизни пушкинского наследия в творческих системах русских писателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимые заключительные слова можно сказать, следуя краткой схеме.

1. Что сделано в данной работе.

1.1. Историографически изучена теория повествовательного мотива в отечественном литературоведении и фольклористике, с обращением в необходимых случаях к контекстам зарубежных исследований.

Общий взгляд на развитие теории мотива дает все основания говорить о том, что идеи и подходы классиков русской филологии остаются актуальными для современной науки. Семантические и дихотомические представления о мотиве, основы которых заложены в трудах А. Н. Веселовского, A.JI. Бема, А. И. Белецкого, В .Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, получили глубокую и разностороннюю трактовку в работах современных фольклористов и литературоведов, в числе которых Г. А. Левинтон, Б. Н. Путилов, Н. Г. Черняева, H.A. Криничная, С. Ю. Неклюдов, Н. Д. Тамарченко. Принципиальным шагом в развитии синтеза семантического и дихотомического подхода явилась структурно-семантическая модель мотива, разработанная Е. М. Мелетинским.

Тематическая концепция мотива, развернутая в трудах Б. В. Томашевского и В. Б. Шкловского, получила современное развитие в работах Г. В. Краснова.

В последние годы в литературоведении идет активный поиск нового теоретического синтеза в понимании мотива, его природы и функций в повествовании. На стыке семантической и тематической концепции развиваются два новых подходаинтертекстуальный, представленный работами Б. М. Гаспарова, А. К. Жолковского, Ю. К. Щеглова, и коммуникативный, или прагматический подход, представленный работами В. И. Тюпы и Ю. В. Шатина.

Анализ современных концепций и их отношения к теоретическому наследию отечественной науки говорит о незавершенном, открытом характере теории повествовательного мотива. На это же указывает и развитие исследований в области литературной тематики и теоретических аспектов мотивного анализа в современной зарубежной науке. Поэтому историография теории мотива на современной этапе переходит в его актуальную теорию.

1.2. Повествовательный мотив рассмотрен в системе основных категорий и понятий нарративной поэтики, таких как собственно повествование, фабула и сюжет, герой и персонаж, художественное пространство и время, тема и лейтмотив. Это позволило изучить существенные свойства мотива и его функциональные отношения внутри структуры художественного повествования, а также разработать системное определение понятия мотива. Согласно этому определению, мотив представляет собой повествовательный феномен, инвариантный в своей принадлежности к языку повествовательной традиции и вариантный в своих событийных реализациях, интертекстуальный в своем функционировании и обретающий эстетически значимые смыслы в рамках сюжетных контекстов, соотносящий в своей семантической структуре предикативное начало фабульного действия с его актантами и определенными пространственно-временными признаками.

1.3. С учетом современных достижений теории мотива в литературоведении и фольклористике, и особенно в области дихотомических представлений о мотиве, а также с опорой на методологию лингвистики и семиотики предложена вероятностная модель функционирования мотива как виртуально целостного элемента повествовательного языка, вариативно реализующегося в повествовательной речи фольклорных и литературных произведений.

С точки зрения семиотического подхода рассмотрены аспекты семантики, синтактики и прагматики мотива. В рамках вероятностной модели установлены отношения между инвариантным функциональным значением мотива и его вариантной фабульной семантикой. Раскрыты связи между семантическим уровнем мотива и особенностями его сочетаемости в нарративеисследован континуальный и диффузный характер семантического взаимодействия мотивов в повествовательной синтагме. В плане прагматики сформулированы понятия сюжетного смысла и сюжетной интенции мотива, особенно важные для понимания роли и места мотива в художественной литературе, в повествовательной системе которой преобладает смыслопорождающее начало сюжета, а фабула выполняет роль его тематического субстрата.

1.4. Отвечая разработанным в первой части теоретическим положениям, во второй части исследования развернуты принципы анализа мотивики в системе художественного повествования.

Как интертекстуальный повтор, мотив может быть подвергнут корректному анализу только в последовательности своих реализаций в определенном повествовательном ряду — каковым может быть ряд произведений отдельного писателя, ряд произведений определенного жанра или тематики, определенного направления или эпохи, определенной литературы и повествовательной традиции в целом. Изолированный анализ мотива на основе его отдельно взятой событийной реализации (и даже в рамках повествования отдельно взятого произведения) противоречит самой интертекстуальной природе мотива.

Модель аналитического описания мотива должна охватывать все аспекты его семиотической природы: семантический (предикат, актанты, пространственно-временные признаки мотива), синтаксический (препозиционные и постпозиционные событийные контексты мотива) и прагматический (сюжетные смыслы и интенции мотива).

Во всех аспектах описания мотива должны учитываться моменты его дихотомической и вероятностной природы. Это означает, что семантические, синтаксические и прагматические характеристики мотива следует рассматривать в их вариантном и инвариантном началах, а также с учетом вероятностного веса вариантов мотива по отношению к его инварианту.

Отвечая предложенной модели, язык аналитического описания мотива включает семантический уровень, в том числе описание предиката, системы актантов и пространственно-временных характеристик мотива, синтаксический уровень, в том числе описание препозиционных и постпозиционных событийных контекстов мотива, прагматический уровень, в том числе описание сюжетных смыслов и интенций мотива в рамках конкретных сюжетных ситуаций.

1.5. В соответствии с моделью и языком аналитического описания мотива предложен анализ мотива встречи в системе художественной прозы Пушкина. Полученные в результате анализа семантические, синтаксические и прагматические данные, с учетом их вариантных и вероятностных характеристик, типологически обобщены и представлены в виде виртуального знакового целого мотива встречи, взятого в узусе его употребления в рамках пушкинской художественной прозы. Насыщенность полученных результатов конкретной и вариативной художественной информацией может служить материалом для различных интерпретационных исследований прозаического творчества Пушкина.

2. Что может выступить предметом дальнейших исследований.

2.1. Ближайшей перспективой продолжения исследования может выступить сопоставительный мотивный анализ повествовательного творчества различных писателей и эпох, проведенный в плане исторической поэтики, и конкретно — с точки зрения проблемы литературной преемственности и развития тематики и художественной семантики, сферы которых и репрезентирует мотив как элемент повествовательного языка.

2.2. В работе практически «по касательной» была затронута проблема лирического мотива. Теоретический анализ лирического мотива может выступить предметом отдельного исследования, тем более что сам феномен лирического мотива проявляет себя не только собственно в лирике, но и в эпике и драме.

2.3. Исключительно интересным и важным в плане исторической поэтики может стать изучение процессов генезиса повествовательных мотивов в художественном повествовании литературы нового времени.

2.4. Еще одна проблема, своей предметной стороной выходящая за пределы данного исследования и литературоведения как такового, заключается в функционировании повествовательного мотива в традициях и жанрах нехудожественного повествования, в нарративных дискурсах повседневного общения, прессы, политической деятельности, образования и науки.

Разумеется, это только некоторые из возможных проблемных аспектов теории повествовательного мотива, — как семио-Эстетического феномена не только литературы, но и самой жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андреев, 1967 Н. Д. Андреев. Статистико-комбинаторные методы в теоретическом и прикладном языковедении. Л., 1967.
  2. Арутюнова, 1990 Н. Д. Арутюнова. Предикат // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 392.
  3. Бахтин, 1963 М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
  4. Бахтин, 1979 М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  5. Бремон, 1983 К. Бремон. Структурное изучение повествовательных текстов
  6. B. Проппа // Семиотика. М., 1983. С.429−435.
  7. Бремон, 1985 К. Бремон. Бык-тайник (Трансформация одной африканской сказки) // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С. 145−166.
  8. Бройтман, 1997 С. Н. Бройтман. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.
  9. Бройтман, 2000 С. Н. Бройтман. Проблема инвариантной ситуации в лирике
  10. Вацуро, 1994 В. Э. Вацуро. Записки комментатора. СПб., 1994.
  11. Ведерникова, 1970 Н. М. Ведерникова. Мотив и сюжет волшебной сказки // Филологические науки. 1970. № 2. С.57−65.
  12. Веселовский, 1940 ~ А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940.
  13. Виноградов, 1963 В. В. Виноградов. Сюжет и стиль. М., 1963.
  14. Виноградов, 1999 В. В. Виноградов. Стиль Пушкина. М., 1999.
  15. Гей, 1989 Н. К. Гей. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.
  16. Гинзбург, 1974 Л. Я. Гинзбург. О лирике. Л., 1974.
  17. Греймас, 1985 А. Греймас. В поисках трансформационных моделей // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С.77−88.
  18. Гринцер, 1978 П. А. Гринцер. Стилистическое развертывание темы в санскритском эпосе // Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. М, 1978.
  19. Дандес, 1985 А. Дандес. Структурная типология индейских сказок Северной Америки // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С.184−193.
  20. Дарвин, 1998 М. Н. Дарвин. Мужское и женское в «Повестях Белкина» A.C. Пушкина (о некоторых особенностях построения цикла) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Выпуск 2. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 172−187.
  21. Дебрецени, 1996 П. Дебрецени. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1996. ван Дейк, 1989 Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  22. Дюбуа, Эделин, Клшкенберг и др., 1986 Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клин-кенберг и др. Общая риторика. М., 1986.
  23. Женетт, 1998 Ж. Женетт. Фигуры. В 2-х т. М., 1998.
  24. Жолковский, 1994 А. К. Жолковский. 'Блуждающие сны' и другие работы. М., 1994.
  25. Жолковский, Щеглов, 1975 А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 365. Тарту, 1975. С. 143−167.
  26. Жолковский, Щеглов, 1996 А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности. М., 1996.
  27. Жолковский, 2000 А. Жолковский. Очные ставки с властителем (Вальтер Скотт — Пушкин — Толстой — Искандер) // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 2000. С.112−113.
  28. Журавель, 1996 О. Д. Журавель. Сюжет о договоре человека с дьяволом. Новосибирск, 1996.
  29. Егоров, 2001 Б. Ф. Егоров. Проблема избыточности в интерпретации художественных произведений // Критика и семиотика. Выпуск 3−4. Новосибирск, 2001. С. 172−174.
  30. Егоров, Зарецкий, Гушанская, Таборисская, Штейнгольд, 1978 Б. Ф. Егоров,
  31. B.А, Зарецкий, Е. М. Гушанская, Е. М. Таборисская, A.M. Штейнгольд. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. Выпуск 5. Рига, 1978. С. 11−21.
  32. Иванов, Топоров, 1975 В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа. С.44−76.
  33. Иванов, 1998 Вяч. Вс. Иванов. Из прошлого семиотики, структурной лингвистики и поэтики // Очерки истории информатики в России. Новосибирск, 1998.1. C.310−340.
  34. Ключевский, 1988 В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.
  35. Корман, 1978 Б. О. Корман. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.
  36. Краснов, 1980 Г. В. Краснов. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980. С.69−81.
  37. Криничная, 1987 H.A. Криничная. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.
  38. Криничная, 1988 H.A. Криничная. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
  39. Криничная, 1990 H.A. Криничная. Указатель типов, мотивов и элементов преданий. Петрозаводск, 1990.
  40. Криничная, 1991 H.A. Криничная. Предания Русского Севера. СПб., 1991.
  41. Левинтон, 1975 Г. А. Левинтон. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей в память В .Я. Проппа. М., 1975. С.303−319.
  42. Леви-Строс, 1985 К. Леви-Строс. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С.9−34.
  43. Лермонтовская энциклопедия, 1981 Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
  44. Лотман, 1970 Ю. М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970.
  45. Лотман, 2000 Ю. М. Лотман. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968−1992). СПб., 2000.
  46. Лотман, 1992 Ю. М. Лотман. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Ю. М. Лотман. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С.224−242.
  47. Лорд, 1994 А. Б. Лорд. Сказитель. М., 1994.
  48. Лосев, 1994 А. Ф. Лосев. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
  49. Лосев, 1995 А. Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
  50. Манн, 1976 Ю. В. Манн. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  51. Матезиус, 1967 В. Матезиус. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 239−245.
  52. Меднис, 1998 Н. Е. Меднис. Мотив пустыни в лирике Пушкина // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Выпуск 2. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С. 163−172.
  53. Мелетинский, 1976 Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. М., 1976.
  54. Мелетинский, 1983 Е. М. Мелетинский. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 635. Тарту, 1983. С. 115−125.
  55. Мелетинский, 19 866 Е. М. Мелетинский. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
  56. Мелетинский, Неклюдов, Новик, Сегал, 1969 Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 236. Тарту, 1969. С.86−135.
  57. Миловидов, 2000 В. А. Миловидов. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.
  58. Михалина, 1977 A.A. Михалина. Тистория о Франце Мемзонзилиюсе" и ее отношение к фольклору // Материалы Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск: НГУ, 1977. С. 125−135.
  59. Моррис, 1983 Ч. У. Моррис. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. С.37−89.
  60. Мукаржовский, 1975 Я. Мукаржовский. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты // Труды по знаковым системам. Выпуск 7. Тарту, 1975. С.243−295.
  61. Налимов, 1979 В. В. Налимов. Вероятностная модель языка: о соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979.
  62. Никанорова, 1998 Е. К. Никанорова. Испытание чуда в анекдотах и преданиях о Петре I // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Выпуск 2. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С.75−93.
  63. Неклюдов, 1984 С. Ю. Неклюдов. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. JL, 1984. С.221−229.
  64. Никитин, 1983 М. В. Никитин. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). М., 1983.
  65. Никитин, 1988 М. В. Никитин. Основы лингвистической теории значения. М., 1988.
  66. Одинокое, 1983 В. Г. Одиноков. «И даль свободного романа.». Новосибирск, 1983.
  67. Парпулова, 1976 Л. Парпулова. За съдьржанието термина мотив във фолк-лористика // Български фолклор. 1976. № 3−4. С.61−70.
  68. Парпулова, 1978 Л. Парпулова. Наблюдения върху отношенията между мотива и морфологическата функция в повествователния фолклор // Български фолклор. 1978. № 2. С.21−29.
  69. Петрунина, Фридлендер, 1974 H.H. Петрунина, Г. М. Фридлендер. Над страницами Пушкина. Л., 1974.
  70. Петрунина, 1987 H.H. Петрунина. Проза Пушкина: пути эволюции. Л., 1987.
  71. Пропп, 1928 В. Я. Пропп. Морфология сказки. Л., 1928.
  72. Пропп, 1986 В. Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  73. Прянишников, 1963 Н. Е. Прянишников. Записки словесника. Оренбург, 1963.
  74. Путилов, 1975 Б. Н. Путилов. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей в память В. Я. Проппа. М., 1975. С. 141−155.
  75. Путилов, 1988 Б. Н. Путилов. Героический эпос и действительность. Л., 1988.
  76. Путилов, 1992 Б. Н. Путилов. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 74−85.
  77. Путилов, 1994 Б. Н. Путилов. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  78. Рафаева, 1998а A.B. Рафаева. Исследование семантических структур традиционных сюжетов и мотивов. Автореф. дис.. канд. филол. наук Москва, 1998.
  79. Рафаева, 19 986 A.B. Рафаева. Мотив параллелизма персонажей и его место в сюжете волшебной сказки // Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1998. № 6. С. 19−29.
  80. Рафаева, 1998 В A.B. Рафаева. Полуавтоматический анализ волшебных сказок в компьютерной системе СКАЗКА // Труды международного семинара Диалог '98 по компьютерной лингвистике и ее приложениям: В 2 т. Казань, 1998. Т.2. С.701−706.
  81. Ревзин, 1975 И. И. Ревзин. К общесемиотическому истолкованию трех постулатов Проппа // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа. М., 1975. С.77−91.
  82. Резяпкина, 2000 H.A. Резяпкина. Проблема вины героя в повести A.C. Пушкина «Выстрел» // Культура и текст. Пушкинский сборник. СПб., Барнаул, 2000.
  83. Рикер, 1995 П. Рикер. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
  84. Ромодановская, 1985 Е. К. Ромодановская. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVTI-XIX веков. Новосибирск, 1985.
  85. Руднев, 1988 В. Руднев. Прагматика художественного высказывания // Родник. 1988. № 11−12.
  86. Руднев, 1990 В. Руднев. Структурная поэтика И мотивный анализ // Даугава. 1990. № 1.
  87. Руднев, 2000а В. Руднев. Введение в прашасемантику «Винни Пуха» //
  88. Винни Пух и философия обыденного языка. М., 2000. С. 11−48.
  89. Руднев, 20 006 В. Руднев. Прочь от реальности. М. 2000.
  90. Сачков, 1999 Ю. В. Сачков. Вероятностная революция в науке (вероятность, случайность, независимость, иерархия). М., 1999.
  91. Серль, 1987 Дж. Р. Серль. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987. С.96−126.
  92. Силантьев, 1996 И. В. Силантьев. Жанровый смысла сюжета «Пиковой дамы» A.C. Пушкина // Дискурс — 2'96. Новосибирск, 1996. С. 104−106.
  93. Силантьев, 1998 И. В. Силантьев. Дихотомическая теория мотива // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1998. № 4. С. 46−54.
  94. Скафтымов, 1924 А. П. Скафтымов. Поэтика и генезис былин. Очерки. Москва — Саратов, 1924.
  95. Скафтымов, 1972 А. П. Скафтымов. Нравственные искания русских писателей. М&bdquo- 1972.
  96. Стернин, 1979 И. А. Стернин. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.
  97. Стернин, 1985 И. А. Стернин. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
  98. Строссон, 1986 ~ П. Ф. Строссон. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 17. М., 1986. С. 130−150.
  99. Тамарченко, 1985 Н. Д. Тамарченко. Реалистический тип романа. Кемерово, 1985.
  100. Тамарченко, 19 986 Н. Д. Тамарченко. Провидение в пушкинских текстах (к постановке проблемы) // А. С. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения. Донецк, 1998. С. 13−16.
  101. Тамарченко, 2000 Н. Д. Тамарченко. «Вещий сон» и художественная реальность у Пушкина и Достоевского // Сибирская пушкинистика сегодня. Новосибирск, 2000. С. 331−346.
  102. Томашевский, 19 316 Б. В. Томашевский. Краткий курс поэтики. М.- Л., 1931.
  103. Топоров, 1995 В. Н. Топоров. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.
  104. Тюпа, 1995 В. И. Тюпа. Архитектоника эстетического дискурса // Бахтиноло-гия. Исследования, переводы, публикации. СПб., 1995. С. 206−216.
  105. Тюпа, 1996а В. И. Тюпа. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс — 2'96. Новосибирск, 1996. С.52−55.
  106. Тюпа, 1997 В. И. Тюпа. Парадигмальный археосюжет в текстах Пушкина // Ars Interpretanda Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 108−119.
  107. Тюпа, 2001 В. И. Тюпа. Аналитика художественного. М., 2001.
  108. Успенский, 1995 Б. А. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.
  109. Филмор, 1981 Ч. Филмор. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 10. М., 1981. С. 369−495.
  110. Фрейденберг, 1997 О. М. Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра. Подготовка текста и общая редакция Н. В. Брагинской. М., 1997.
  111. Хализев, Шешунова, 1989 В. Е. Хализев, C.B. Шешунова. Цикл A.C. Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.
  112. Худошина, 1997 Э. И. Худошина. О «нравственной высоте» образа Пугачева у Пушкина // Ars Interpretanda Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 120−125.
  113. Худошина, 2000 Э. И. Худошина. «История Пугачева»: итоги и проблемы изучения // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 2000. С. 97.
  114. Черняева, 1980 Н. Г. Черняева. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980. С. 101−134.
  115. Чумаков, 1998 Ю. Н. Чумаков. Фуражка Сильвио // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998. С.141−148.
  116. Чумаков, 1999 Ю. Н. Чумаков. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.
  117. Шатин, 19 966 Ю. В. Шатин. Событие и чудо // Дискурс — 2'96. Новосибирск, 1996. С.6−11.
  118. Шатин, 1998 Ю. В. Шатин. Муж, жена и любовник: семантическое древо сюжета // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: Сюжет и мотив в контекстетрадиции. Новосибирск, 1998. С.56−63.
  119. Шешунова, 1986 C.B. Шешунова. О системе мотивов «Повестей Белкина» как цикла // Болдинские чтения. Горький, 1986. С. 151−160.
  120. Шкловский, 1929 В. Б. Шкловский. О теории прозы. М., 1929.
  121. Шмид, 1996 В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: Повести Белкина. СПб., 1996.
  122. Шмид, 1998 В. Шмид. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. СПб., 1998.
  123. Шмид, 2000 В. Шмид. Немцы в прозе Пушкина // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 2000. С. 95.
  124. Якобсон, 1987 P.O. Якобсон. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Работы по поэтике. М., 1987. С. 145−180.
  125. Аате, Thompson, 1973 A. Aarne and S. Thompson. The Types of the Folktale. Folklore Fellows Communications, No. 184. Helsinki, 1973.
  126. Dundes, 1962 A. Dundes. From Etic to Emic Units in the Structural Study of Folktales // Journal of American Folklore. V.75. 1962. P.95−105.
  127. Greimas, Courtes, 1970 A.-J. Greimas, J. Courtes. Semiotique. Dictionnaire raisonne de la theorie du langage, Paris, 1970.
  128. Grubel, 1995 R.Grubel. Sirenen und Kometen. Axiologie und Geschichte der Motive Wasserfrau und Haarstem in slavischen und anderen europaischen Literaturen: Slavische Literaturen. V. 9. Frankfurt am Main, 1995.
  129. Daemmrich, Daemmrich, 1987 H.S. Daemmrich, I. Daemmrich. Themes and Motifs in Western Literature: a Handbook. Tubingen, 1987.
  130. Daemmrich, Daemmrich, 1994 H.S. Daemmrich, I. Daemmrich. Spirals and Circles: A Key to Thematic Patterns in Classicism and Realism. New York, 1994.
  131. Dolezel, 1972 L. Dolezel. From Motifemes to Motifs. In: Poetics: International Review for the Theory of Literature, V. 4, ed. by T.A.v.Dijk, Paris, 1972. pp.55−90.
  132. FJ-Shamy, 1997 H.M. El-Shami. Psychologically-based Criteria for Classification by Motif and Tale-Type. In: Journal of Folklore Research, vol. 34, No. 3. pp. 233−243.
  133. Freedman, 1996 W. Freedman. The Literary Motif. In: Essentials of the Theory of Fiction / ed. M.J. Hoffman and P.D. Murphy. Duke University Press, 1996. pp. 200 212.
  134. Frenzel, 1966 -E. Frenzel. Stoff-und Motivgeschichte. Berlin, 1966.
  135. Frenzel, 1992 E. Frenzel. Motive der Weltliteratur. Ein Lexikon dichtunds278geschichtlicher Langsschnitte. Stuttgart, 1992.
  136. Kayzer, 1960 ~ W. Kayzer. Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einleitung in die Literaturwissenschaft. Bern, Munchen, 1960.
  137. Pike, 1954 K.L. Pike. Language in Relation to a Unified Theory of the Structure of Human Behavior. Part 1. Glendale, 1954.
  138. Prince, 1988 G. Prince. A Dictioonary of Narratology. Andershot (Hants), 1988. The Return of Thematic Criticism, 1993 — The Return of Thematic Criticism / ed. Werner Sollors. Cambridge: Harvard University Press, 1993.
  139. Thematics Reconsidered, 1995 Thematics Reconsidered: Essays in Honor of Horst S. Daemmrich / ed. by Frank Trommler. Amsterdam, 1995.
  140. Thompson, 1951 S. Thompson. The Folk-tale. New York, 1951. Thompson, 1955 — S. Thompson. Narrative Motif-analysis as a Folklore Method. Helsinki, 1955. (Folklore Fellows Communications. V. LXIVn. № 161).
  141. Thompson, 1955−1958 S. Thompson. Motif-Index of Folk Literature. V. l-6. Copenhagen, 1955−1958.
  142. Ziolkowski, 1983 T. Ziolkowski. Varieties of Literary Thematics. Princeton University Press, 1983.
  143. Ziolkowski, 1998 T. Ziolkowski. The View from the Tower: Origins of an Antimodernist Image. Princeton University Press, 1998.
Заполнить форму текущей работой