Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стилистические средства. 
Моделирование политического предвыборного дискурса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению А. П. Чудинова, использование метафоры в политической коммуникации является средством отражения сознательных или бессознательных представлений коммуникантов о политической реальности. По словам Э. Будаева, «прагматический потенциал метафор сознательно используется в политическом дискурсе для переконцептуализации картины мира адресата». С точки зрения немецких лингвистов Й. Вальтер, Й… Читать ещё >

Стилистические средства. Моделирование политического предвыборного дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной особенностью политического дискурса является экспрессивность, которая предполагает использование выразительных средств, таких как стилистические фигуры (антитеза, инверсия, эллипсис, сравнение и др.). Сюда же относятся метафорические и метонимические обозначения для придания тексту образности и выразительности. Речь, в которой используются стилистические фигуры и тропы кажется более интересной для восприятия.

По мнению А. П. Чудинова, использование метафоры в политической коммуникации является средством отражения сознательных или бессознательных представлений коммуникантов о политической реальности [Чудинов, 2006: 123]. По словам Э. Будаева, «прагматический потенциал метафор сознательно используется в политическом дискурсе для переконцептуализации картины мира адресата» [Будаев, 2007: 22−31]. С точки зрения немецких лингвистов Й. Вальтер, Й. Хельмиг и Р. Хюльссе, метафора является отражением общих представлений людей, принадлежащих к определенной группе, и оказывает влияние на «конструирование социальной реальности». Согласно данной теории, дискурс порождает метафоры, а метафоры рассматриваются как «агенты дискурса» [Будаев, 2006.]. По мысли Х. де Ландтсхеер и Д. Фертессен, метафора является средством воздействия на процесс принятия решений и инструментом преодоления проблемных ситуаций в политическом дискурсе [Будаев, 2007: 22−31].

Проанализируем некоторые примеры, содержащие метафоры:

  • (1) «Я считаю, что мы все вместе должны снести хребет этой неэффективной власти» (М. Прохоров). Очевидно, автор высказывания имеет ввиду «свергнуть» существующую власть.
  • (2) «А вот мы всегда работали на земле, мы вот эти нарывы вскрывали, мы работали для того, чтобы этой „гнойной раны“ больше не было» (М. Прохоров). «Вскрывать нарывы» может означать «устранять недостатки».
  • (3) «Но если мы завтра не изменим курс и не создадим реальные возможности для возрождения страны, послезавтра, уверяю вас, как только подточат и вырвут наш ядерный зуб, нас разорвут гораздо круче, чем Югославию, Ирак и Ливию вместе взятых» (Г. Зюганов). Можно предположить, что производство ядерного оружия будет приостановлено или разрушено и в нашей стране могут возникнуть военные конфликты.
  • (4) «…вся страна висит на одном ржавом гвозде…» (Г. Зюганов). Очевидно, имеется ввиду то, что в стране сложилось довольно нестабильное положение.
  • (5) «…по сути дела, всю страну посадил на нефте-газовую иглу, и продолжает этот курс» (Г. Зюганов). В данном примере речь идет о зависимости экономики России от экспорта нефти и газа.
  • (6) «…опять в этом винегрете хотят утопить весь политический процесс» (Г. Зюганов). Здесь, с «винегретом» сравнивается, по всей видимости, сложившаяся нестабильная ситуация в стране.
  • (7) «Год маринуют, ждут очередных, наверно, выборов» (Г. Зюганов). Очевидно, что имеется ввиду долгое ожидание.
  • (8) «…провести спокойно разумно ремонт этой Думы в пользу сильного правительства и сильного парламента» (Г. Зюганов).
  • (9) «Они всё делают ставку на те либеральные идеи, которые во всём мире уже обанкротились» (С. Миронов).

В данных примерах видно эмоциональное переживание описываемых образов или событий, переосмысление их говорящим и желание более ярко передать их суть через другие образы с целью более эффективного воздействия на эмоциональное состояние адресатов и изменения их когнитивной картины мира.

Наши выводы также подтверждаются исследованиями других учёных. Так, Х. де Ландтсхеер и ее коллеги с помощью контент-анализа математически доказали, что метафора является способом преодоления проблемных ситуаций и средством воздействия на процесс принятия решений [Будаев, 2006]. Некоторые специалисты заметили, что политические экстремисты (как правые, так и левые) склонны часто использовать метафорические образы [Чудинов, 2006].

В политическом диалогическом дискурсе употребляются словосочетания и фразы из разговорной речи, которые потеряли свою метафоричность. Например:

  • (1) «по-прежнему на распродажу выбрасывают всё что только можно, по-прежнему поддерживают эту олигархию» (Г. Зюганов).
  • (2) «Вы полтора часа прошлый раз вместе с Жириновским убили это время, не дав возможности людям порассуждать» (Г. Зюганов). Автор делает акцент на том, что время было «бесполезно потрачено».

В политической речи часто используется антитеза как правило, для противопоставления своих («правильных») действий или качеств с «неправильными» действиями или качествами своего оппонента с целью повлиять на выбор избирателей. Например:

  • (1) «Когда я спасал страну, …вы в тот момент протирали штаны в разных Думах» (М. Прохоров).
  • (2) «Мы всё сделаем, чтобы киловатчас стоил в 3 раза меньше, а не как вы сёдня задрали» (Г. Зюганов).
  • (3) «Американские миллиардеры распродают — кризис — невозможно управлять имуществом. Русские дурачки поехали и всё скупают, потому что на ворованные деньги» (В. Жириновский).

С помощью антитезы противопоставляются представители власти и народ.

(4) «Почему не выгнали ни одного жулика, который сидит вокруг него и продолжает и дальше издеваться над честным российским народом» (Г. Зюганов).

Повтор лексических единиц, как стилистическое средство, используется в тех случаях, когда говорящий хочет подчеркнуть особую важность какой-либо мысли и донести эту мысль слушателю. Например,.

(1) " …потому что действительно необходимо сделать так, чтобы каждый человек, каждый чиновник, каждый министр на своём месте был ответствен прежде всего перед народом, перед страной и не перед даже Премьер министром (С. Миронов).

В речи политиков встречается повтор какой-либо лексической единицы в различных высказываниях. Так, например, прилагательное «нормальный» часто используется в речи Г. Зюганова и постепенно становится средством семантики убеждения. Например:

  • (1) «…а сегодня воруют у них обеспеченную нормальную старость», «нормально управлять"(Г. Зюганов).
  • (2) «Вот сегодня говорят, будем конкуренты будет всё нормально» (Г. Зюганов).
  • (3) «Примите эти три закона, и вы увидите, будет совершенно нормальная, здоровая обстановка» (Г. Зюганов).
  • (4) «сильная нормальная народная власть…», «нормальная достойная работа» (Г. Зюганов).

Повтор лексических единиц способствует лучшему их восприятию и закреплению в памяти адресата.

В речи политиков употребляются и другие стилистические фигуры, основанные на повторе, в целях усиления выразительности: например,.

  • · анафора (повторение начального слова в каждом параллельном элементе речи). Например:
    • (1) «Отличный вклад, отличный план, отличный» (М. Прохоров).
    • (2) «Вы оборвали ход истории, вы убили русского мужика, русскую христианскую семью, вы убили работника, вы убили хозяина» (М. Прохоров).
    • (3) «Потому что в условиях монополизма одной партии, в условиях несправедливого избирательного законодательства, в условиях всевластия партии чиновников мы не сможем провести социальные реформы» (С. Миронов).
  • · эпифора (повторение слова в конце фразы), например:
  • (1) «Потому что мы — колония. Значит, начиная с 91 года, почему устроили нам революцию так называемую, чтоб Россию превратить в колонию, завоевать невозможно» (В. Жириновский).
  • (2) «У всех ключевых чиновников — деньги там, 500 миллиардов долларов, всё там: жены там, дети там… «(В. Жириновский).
  • · эпанафора — повторение последнего слова фразы в начале следующего предложения, например:
    • (1) «Не члены ГК ЧП были путчистами. ПУТЧист был Ельцин в Беловежской Пуще…» (В. Ж ириновский).
  • · совмещение анафоры и эпанафоры в одном предложении:
  • (1) «Сегодня, когда у нас перекос в пользу свободы, свободы самого настоящего феодального капитализма, свободы олигархов, свободы коррумпированной бюрократии, у нас огромный дефицит справедливости» (С. Миронов).
  • (2) «В своей программе я говорю, да нам необходими… необходимы социальные реформы, но убеждён, для того чтобы провести нормальные социальные реформы, сначала нужно начинать с реформы политической» (С. Миронов).
  • · совмещение эпанафоры и эпифоры в одной фразе:
  • (1) «У нас 10 миллионов акционеров людей, тружеников, которые вложили свои деньги в крупнейшие предприятия. Вот вы их и обворуете. Кстати, среди них много коммунистов, вы их обворуете, Геннадий Андреич. Обворуете 10 миллионов человек, они вкладывали потом и кровью свои деньги…"(М. Прохоров).

В политическом предвыборном дискурсе редко встречаются эвфемизмы. Эвфемизм — «троп, состоящий в непрямом, прикрытом, вежливом, смягчающем обозначении какого-либо предмета или явления…» [Ахманова, 2010:521]. Например,.

(1) «Потом, посчитав в Кремле о том, что надо на правый фланг посадить современного лебедя, для того, чтобы обмануть граждан, и сделали из вас кандидата» (Г. Зюганов). Очевидно, это объясняется тем, что политические лидеры настроены в большей мере на «борьбу» за власть, из которой они должны выйти победителями. Поэтому в политической речи все лексические средства направлены на «противостояние противнику» (то есть оппоненту).

В политическом диалогическом дискурсе также часто встречаются такие риторические фигуры, как перифраз, аллюзия, гипербола, литота многосоюзие, градация, эллипсис, риторический вопрос. Эти экспрессивные приемы разговорной речи являются основой ораторского искусства.

Например, эллипсис — «пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации» [Ахманова, 2010: 525].

  • (1) «Люди не специалисты: торговый работник — обороной, журналист — оборонной промышленностью, врач-кардиолог коровами занимается, считовод занимается здоровьем. Все не специалисты» (В. Жириновский). Здесь оратор не употребляет глаголы, которые по смыслу угадываются как «занимается», «заведует», «управляет».
  • (2) «Вы представляете — у нас бюджет с вами 50 триллионов рублей, а вам, чтоб вы не подохли … с голоду, 10 оставляют, ещё 10 триллионов — теневая экономика, еще 10 — криминал. Всё остальное — я уже сказал где» (В. Жириновский). В данном высказывании автор имеет ввиду то, что деньги «тратятся» на «теневую экономику» и «криминал».

Перифразы — фигуры речи, состоящие из двух (или более) элементов" [Ахманова, 2010: 321].

(1) «Почему вам, кто в погонах (обращаясь к военным), я обращаюсь, ничё вам не дадут, даже квартиры до конца не дадут, потому что Москва ни с кем воевать не будет» (В. Жириновский).

Политические лидеры часто используют сравнения — «фигуры речи, состоящие в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым» [Ахманова, 2010: 450]. Например:

  • (1) «Господин Прохоров, с таким ростом не следует хамить. Пока вы в политике новичок, у которого даже единственную маленькую партию и то, как половичок вырвали из-под ног» (Г. Зюганов).
  • (2) «…превратят весь политический процесс в сплошной винегрет» (Г. Зюганов).
  • (3) И эти начальники отправят Чурову лживые результаты. Этот наш, так называемый старик Хоттабыч, кудесник, напишет и снова скажет, всё справедливо, всё правильно, признавайте. (Г. Зюганов).

Риторический вопрос рассчитан на привлечение внимания слушателей и заставляет их задуматься о проблеме. Например,.

  • (1) «Куда мы пойдем? Вернёмся назад в 90-е, в физическую приватизацию? Будем строить снова олигархический капитализм? Либо нас ждёт другое будущее?» (С. Миронов).
  • (2) «И вот она капитализация в десятки раз больше. Разве это справедливо?» (С.Миронов). «Каждый день где-то в России сосульки сбить не могут. Это что за власть?» (В. Жириновский).

По нашему мнению, риторические вопросы апеллируют к сознанию слушателя, заставляя его задуматься над проблемой, а, значит, оказывают определённое воздействие на адресата.

Аллюзии (от франц. allusion намек) намек на общеизвестный литературный или исторический факт. Как сознательный приём аллюзии рассчитаны на активизацию когнитивных процессов памяти и ассоциативного восприятия слушателя [http://enc-dic.com/enc_big].

  • (1) «Ну понимаете, Пётр, и на Поклонной и на Болотной и на Пушкинской, везде звучал один лейтмотив «давайте проведем честные выборы, кончайте превращать все это в уголовщину» (Г. Зюганов).
  • (2) «То, что предлагает либеральная идея, убивает первое, второе, третье и четвертое, и сталкивает уже Поклонную и Болотную, в результате получим вновь растерзанную страну» (Г. Зюганов).

Здесь оратор ссылается на события (митинги), происходившие на Поклонной, Болотной и Пушкинской площади.

Многосоюзие (полисиндетон) — многосоюзное словосочетание. «Соединение ряда сочиненных членов посредством соединительных служебных слов (союзов)» [Ахманова, 2010: 335].

  • (1) «…и Путин, и Миронов, и Прохоров, и Вы — всё спортсмены и артисты вам нужны» (В. Жириновский).
  • (2) «Если такую дискуссию, дайте ему 15 минут, пусть он скажет всё, что он думает о стране, о народе, о своих наворованных миллиардах» (Г. Зюганов).

Градация — фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая" [Ахманова, 2010: 112].

(1) «Потому что, если будут сомнения в легитимности выборов президента, это будут приводить страну к постоянному расколу, поэтому необходимо объединять все здоровые, все патриотические силы, для того чтобы не допустить никаких шатаний, чтобы не появилась так называемая третья сила, которая придёт и скажет, мы тут будем наводить свой порядок, причём порядок либеральный, который себя дискредитировал» (С. Миронов).

Некоторые участники политического дискурса используют необычный, выразительный способ оформления своих мыслей, который проявляется как сознательное употребление говорящим ненормативных форм или категориальных значений слов.

  • (2) «…он свои 15 минут отговорил, вы его удалите из аудитории, и я отвечу на вопрос» (Г. Зюганов).
  • (3) «20% всех погибнущих в авиакатастрофах — это наши» (Г. Зюганов).
  • (4) «…да, по коррупции, по преступности, по авиационным катастрофам, и оказывается, если дальше не будет эта стабильность, вымирание. уничтожение, аварии, безобразии, то вся страна пропадёт» (Г. Зюганов).

Систематизируя результаты анализа стилистических средств, мы подсчитали общее количество употреблений некоторых стилистических единиц с наиболее выраженным эффектом речевого воздействия в предвыборном дискурсе. Всего было проанализировано 73 страницы текста дискурса, что составляет 39 737 слов, употребляемых в речи участниками предвыборных дебатов.

Результаты анализа использования стилистических средств кандидатами в президенты представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Стилистические средства воздействия.

Стилистические средства.

Геннадий Зюганов.

Владимир Жириновский.

Михаил Прохоров.

Сергей Миронов.

Итого.

1. метафоры.

2. антитеза.

3. повтор

4. сравнения.

Согласно проведённым исследованиям, мы выяснили, что такие стилистические средства, как метафора и различные виды лексического повтора наиболее часто используются кандидатами в предвыборном дискурсе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой