Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литература 18 века. 
Интеллектуальное движение «Бури и натиска»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении всего века главные центры идейной, и в частности литературной, жизни Западной Европы неоднократно перемещаются. Первоначально, в самом конце 17 в. и в начале 18 в., центром идей Просвещения становится Англия. Затем «эстафета» подхватывается Францией. Идеи, воспринятые у английских просветителей, получают наиболее последовательное и смелое воплощение в творчестве Вольтера, Дидро… Читать ещё >

Литература 18 века. Интеллектуальное движение «Бури и натиска» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине 18 века происходят существенные перемены в литературах Англии, Франции, Германии, Дании, а во второй половине столетия в наметившийся общий поток вливаются литературы Юга, Севера и Востока Европы.

Полоса расцвета в европейских литературах связана прежде всего с распространением просветительских идей.

Литература

оказалась тесно связана с философией. Идеи Просвещения разрабатывают выдающиеся мыслители, которые известны как писатели (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Шиллер, Гете). Философские концепции не только обсуждаются героями художественных произведений просветителей, но и органически включены в подоплеку повествования и последовательно выверяются всем ходом сюжета.

На основе общих идейных устремлений в 18 в. быстро преодолевается разобщенность отдельных литератур Европы, еще так заметная в предшествующем столетии.

На протяжении всего века главные центры идейной, и в частности литературной, жизни Западной Европы неоднократно перемещаются. Первоначально, в самом конце 17 в. и в начале 18 в., центром идей Просвещения становится Англия. Затем «эстафета» подхватывается Францией. Идеи, воспринятые у английских просветителей, получают наиболее последовательное и смелое воплощение в творчестве Вольтера, Дидро и Руссо. А несколько позже в ходе развития литературных взаимосвязей, обогащенные опытом английского и французского Просвещения, достигают расцвета и зрелости и другие литературы, охваченные этим движением.

Оживлению национальных связей между просветительскими литературами способствует и осознаваемая самими писателями общность их кардинальных задач. Это проявлялось и в умножении количества переводов, и в неослабном внимании, с каким писатели Просвещения следят за литературной жизнью других стран. (Выходящая в Милане «Литературная газета» (1765—1776) регулярно знакомит своих подписчиков не только с произведениями английских и французских авторов, но и с книжными новинками Петербурга.).

Знаменательная примета 18 в. — бурный рост книжной продукции, увеличение тиражей, быстрое распространение литературных еженедельников, а в научной литературе окончательное вытеснение латинского языка национальным (еще в начале века в Германии почти половина книг печаталась по-латыни). Одновременно с «Энциклопедией» Дидро и Д’Аламбера (которая имела небольшой тираж и по цене была доступна только богатым) появился вал брошюр и памфлетов, в которых идеи энциклопедистов популяризовались и пропагандировались, в том числе и в беллетристической форме.

При этом стираются прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и собственно художественными жанрами. Это особенно заметно в жанре эссе, получившем наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения. (Просветительское эссе 18 в. популярно и по содержанию, и по форме. Доходчивый, непринужденный и гибкий, жанр этот позволял быстро откликаться на события и обладал необычайно широким диапазоном.).

Возрастает значение мемуаров (мемуары Сен-Симона, Вольтера, Бомарше, Гольдони, Казановы) и эпистолярного жанра. В форму открытого письма, заведомо предназначенного для печати, нередко облекаются развернутые полемические выступления по самым разнообразным вопросам общественной, политической и художественной жизни. Достоянием читателей становятся и личные переписки видных деятелей Просвещения (так называемый «Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, письма Вольтера, Дидро и др.), по праву воспринимаемые как памятники литературной и общественной мысли.

Популярность приобретает и другой документальный жанр — путешествий или путевых заметок, — дающий широкий простор и для картин социального быта и нравов, и для глубоких социально-политических обобщений (Т.Смоллет в «Путешествии по Франции и Италии»).

Для литературы 18 века характерна неравномерность развития жанров. 18 век — это по преимуществу век прозы. Крупные достижения прежде всего связаны с жанром романа (роман в письмах Ричардсона, немецкий роман воспитания (Виланд, Гете), и зарождение философского романа (Д.Дидро, Вольтер). При этом роман 17 века часто был романом-исследованием (что произойдёт с человеком, если его изолировать от общества: Д. Дефо «Робинзон Крузо» 1719 г. Этот роман содержит просветительскую концепцию человека: Крузо воплотил представления о «естественном человеке», главные черты которого — деловая смекалка, здравый смысл; человек определяет свою судьбу через ежедневный упорный труд; вера в способности человека проявлять большую энергию).

Дух отрицания и критики всего отживающего, восторжествовавший в 18 в., естественно вел к расцвету сатиры. Сатира проникает во все жанры и выдвигает мастеров мирового масштаба (Свифт, Вольтер). Огромную роль в литературе Просвещения играют парадокс, ирония, юмор.

Значительно скромнее представлена в эпоху Просвещения поэзия. По-видимому, господство рационализма в первой половине века мало благоприятствовало развитию лирического творчества. В известной мере сказалось и отрицательное отношение большинства просветителей к фольклору. Народные песни они воспринимали как «варварские звуки», они им казались примитивными, не отвечающими требованиям разума.

Литература

Просвещения развивалась в окружении других — непросветительских — литературных направлений — и в борьбе, и во взаимодействии с ними. Вместо барокко более широкое распространение в 18 в. в литературе получило рококо, явившееся своеобразной трансформацией отдельных черт барокко. Поэты рококо славили жизнь как погоню за мимолетным наслаждением, как галантную игру «любви и случая», как быстротечный праздник, которым правят Вакх и Венера. Для поэтического стиля рококо характерны изысканность формы, остроумная игра слов, декоративность пейзажа, недомолвки и намеки, иногда галантность граничит с фривольностью. В прозе оно связано с такими книгами как «Манон Леско» Прево или «Опасные связи» Шодерло де Лакло.

Трансформацию претерпевает в литературе 18 в. классицизм, испытывающий на себе влияние Просвещения. Классицисты, усиливают публицистическое звучание своих произведений, нередко превращая героя в рупор просветительских идей. В ходе художественного освоения новой просветительской тематики в разных странах складывались свои национальные варианты классицизма, по сути расшатывавшие нормативную эстетику 17 в.

Совершенно новым направлением в литературе 18 в. стал сентиментализм. Сентиментализм возникает на сравнительно позднем этапе Просвещения, когда обнаруживается ограниченность чисто рационалистического подхода к жизни. Но, отвергая холодную рассудочность, сентименталисты сохраняют верность гуманистическим общественным идеалам Просвещения. В ряде случаев сентименталисты обличают современную им действительность еще более решительно и резко, чем это делали писатели рационалистического просвещения. На базе идей сентиментализма в 1770-х гг. в немецкой литературе возникло движение, представленное молодым поколением. Оно получило название «Буря и натиск» («Sturm und Drang») по заглавию драмы Ф. М. Клингера, одной из самых ярких фигур этого течения. Для него характерен отказ от последовательно рационалистического подхода к общественным, нравственным и эстетическим проблемам, который господствовал в Просвещении ранее. В отличие от позиции многих просветителей, «шрюрмеры» подвергали радикальной критике существующие политические и социальные порядки, отвергали культ рассудочного мышления, решительно выступали за духовную свободу личности, уважение к достоинству и сочувствие к страданиям человека. Следуя идеям европейского сентиментализма, писатели-штюрмеры (от слова «Sturm» — буря) восстают против диктата разума и «здравого смысла», прагматической рассудочности. В качестве альтернативы они выдвигают культ сердца, чувства, страсти. Обезличивающему влиянию цивилизации с ее условностями, приличиями и обязательным этикетом поведения они противопоставляют спонтанное, ничем не скованное проявление неповторимо индивидуальной «сильной» личности. Теоретическим вождем нового литературного движения был Иоганн Готфрид Гердер (1744−1803). Поколение писателей, вступивших в литературу в начале 1770-х годов, стоит под знаком влияния идей Гердера и творчества молодого Гете. Их объединяет возросшее национальное самосознание, поиски самостоятельного пути, освобождения от нормативной поэтики французского классицизма, в ряде случаев — пересмотр отношения к античному наследию, обращение к конкретной действительности, доминирование субъективной авторской точки зрения. В связи с этим явлением в истории литературы иногда выделяют предромантизм как выражение кризиса просветительской мысли и даже прямого отказа от нее.

Исключительно важен вклад 18 в. в историю реализма. Необычайно расширяется и демократизируется тематика литературы, главное место начинает занимать новый герой из третьего сословия. Требование жизненной правды, глубокого познания человеческой природы постоянно звучит в высказываниях Гольдони, Дидро, Лессинга. (Дидро выдвигает задачу изображения общественных «состояний»: личность, иными словами, должна быть понята в ее социальном бытии; просветительскй или дидактический реализм).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой