Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексное планирование безопасности ОУ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие множества рекомендуемых разделов и пунктов плана вовсе не означает, что план будет чрезмерно громоздким. Если какой-либо пункт выполнен ранее, нет необходимости включать его в текст плана. Поэтому план может быть значительно менее объемным, чем приведенные выше рекомендации. Главное, чтобы планируемое мероприятие было реальным, отвечающим потребностям безопасности, имело конкретного… Читать ещё >

Комплексное планирование безопасности ОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.

В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.

По каждой рассматриваемой ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала ОУ, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур. Разумеется, такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов или (как минимум) использования методического пособия по данной тематике.

Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и планов обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Тогда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму. Например, резервный блок питания сохранит ваши базы данных и сигнализацию при отключении электроэнергии. Недорогая автомашина «Волга» лучше защитит человека в ДТП, чем десятки более дорогих моделей. Несколько огнетушителей и охранно-пожарная сигнализация, дежурства родителей и педагогов уменьшат вероятность происшествий в здании ОУ.

Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.05 г. № 03−1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ на 2006;2010 годы», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. Одна из задач данного пособия — помочь сотрудникам ОУ в составлении таких планов.

Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих ОУ наконец начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя ОУ по безопасности).

Рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ:

1. Организационные мероприятия:

Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ.

Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Проверка учебных и производственных помещений ОУ.

Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.

Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ.

Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.

Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 2006;2010 годы», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ.

  • 10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.
  • 11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.
  • 2. Обучение сотрудников и обучающихся

Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС.

Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.

Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.

Проверка знаний в этой области.

3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности.

Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности» .

Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.

Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализации.

Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.

Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.

  • 7. Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.
  • 4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев

Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.

Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.

Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.

Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест — плакатами по безопасности.

Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.

Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.

Изготовление и применение знаков безопасности.

5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.

Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.

Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.

Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.

Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.

Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком.

6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).

Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.

Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

Установление рационального режима труда и отдыха.

Санаторно-курортное лечение нуждающихся.

Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).

В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.

Наличие множества рекомендуемых разделов и пунктов плана вовсе не означает, что план будет чрезмерно громоздким. Если какой-либо пункт выполнен ранее, нет необходимости включать его в текст плана. Поэтому план может быть значительно менее объемным, чем приведенные выше рекомендации. Главное, чтобы планируемое мероприятие было реальным, отвечающим потребностям безопасности, имело конкретного исполнителя и дату исполнения. Не следует перечислять в плане обычные функции и задачи ОУ, решаемые повседневно в рабочем порядке. Иначе план превратится в бюрократическую отписку.

Желательно, чтобы план был обсужден в коллективе и вывешен в уголке безопасности. Каждый исполнитель будет видеть свою роль в общем деле и чувствовать общественное внимание к своей работе. Этот простой способ позволяет вдохнуть жизнь в процесс планирования, повысить психологическую значимость этого процесса, усилить контроль исполнения.

Не забывайте подшивать копии плана или его разделов в соответствующие папки, предусмотренные номенклатурой дел по безопасности ОУ. Помимо поддержания необходимого порядка в делах это способствует благожелательному отношению проверяющих.

Контроль за обеспечением безопасности ОУ Одной из распространенных причин опасных происшествий и ЧС в ОУ остается бесконтрольность и безответственность персонала и обучаемых. Поэтому в обеспечении правильной работы, в предотвращении опасных происшествий и ЧС в ОУ важнейшую роль играют внешние и внутренние проверки и иные методы контроля, включая инструктажи, экзамены, скрытые проверки и медосмотры.

Административно-общественный контроль безопасности в сфере образования имеет несколько уровней:

  • — четыре в вузе (первая ступень — заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений;
  • — вторая — заведующие кафедрами;
  • — третья — деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета;
  • — четвертая — проректоры, председатель профкома, начальники служб);
  • — три в школе (учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы).

Проводимые на всех уровнях проверки выявляют различные недостатки. На это следует не обижаться, а незамедлительно принимать меры по исправлению ошибок; это убережет от более существенных неприятностей. Работник должен понимать значение контроля. Для обеспечения своей безопасности и с благодарностью воспринимать критические замечания. Иногда такие замечания кажутся придирками и даже преследованием. Умный работник понимает: если его «достали проверками», значит, где-то он оступился, ошибся; возможно, усложнилась общая ситуация, и начальство нервничает.

Следует внушать сотрудникам и учащимся, что обижаться на контроль и справедливые замечания нельзя, а несправедливые решения можно обжаловать в суде.

Руководители и работники государственных структур, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью ОУ, вправе требовать в рамках своей компетенции предоставления соответствующих документов и получения письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций. Законные требования представителей государственных органов, работников правоохранительных органов являются обязательными для исполнения.

Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности.

В соответствии с законодательством РФ государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов по обеспечению безопасности жизнедеятельности и безопасных условий труда в различных сферах осуществляются федеральным органом контроля и надзора, а также соответствующими органами субъектов РФ.

Различают несколько видов контроля и надзора за соблюдением законодательства по безопасности и охране труда в ОУ: государственный, ведомственный, общественный.

Государственный контроль уровня безопасности в разных сферах осуществляют специально уполномоченные государственные органы и инспекции.

Государственный пожарный надзор в РФ организует и осуществляет Государственная противопожарная служба. До 2002 г. она входила в состав МВД России, а в настоящее время входит в МЧС России.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция — ГАИ) организует и контролирует безопасность на автодорогах, разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ, лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортех-надзор России) осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности, по устройству и безопасной эксплуатации оборудования, лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет контроль технического состояния и безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок.

С 2004 г. Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор входят в единую Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России.

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздравсоцразвития России (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда централизованно осуществляет Федеральная инспекция труда при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ или Рострудинспекция.

Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов.

Все министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль за соблюдением многочисленных законов, инструкций и правил безопасности на подчиненных им предприятиях и объектах. Некоторые министерства и ведомства наделены также правами межведомственного (государственного) контроля.

Свои специфические участки контроля в сфере обеспечения безопасности ОУ имеют МЧС, МВД, ФСБ, Минфин, налоговые органы и другие ведомства.

Ведомственный контроль осуществляется вышестоящей организацией по подчиненности. К ведомственному относится также контроль, осуществляемый службой безопасности и охраны труда Предприятия (ОУ).

Общественный контроль уровня обеспечения безопасности и охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов или иные уполномоченные работниками представительные органы, родительские комитеты, попечительские советы, шефы. Кроме того, все большее развитие получает также общественный контроль со стороны различных ассоциаций, фондов, движений, партий, средств массовой информации и отдельных граждан. Это является важным элементом становления в России современного гражданского общества на принципах гласности и демократии.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека, государства, общества осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчиненными ему нижестоящими прокурорами субъектов РФ, городов, районов.

Административно-общественный контроль за охраной труда в сфере образования осуществляется совместно администрацией, выборным профсоюзным органом ОУ и органами управления образованием. В целях эффективного контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда в ОУ организуется четырех ступенчатая система контроля.

I ступень. Заведующие кабинетами, мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки устраняются немедленно или (при невозможности быстрого устранения) записываются в журнал административно-общественного контроля.

ступень. Заместители руководителя ОУ, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и производственной санитарии во всех помещениях, принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, требующие определенного времени и затрат, записывают в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения и исполнителей и сообщают о них руководителю ОУ.

ступень. Руководитель ОУ совместно с председателем профсоюзного органа один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ произошедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения издается приказ руководителя ОУ о состоянии охраны труда.

ступень. Комиссия по приемке ОУ к новому учебному году и вышестоящий орган управления образованием (раздел 3.6).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой