Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Школа Д.И. Валентея: традиции и современность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ полувековой деятельности Центра позволяет сделать вывод о существовании научной школы (организованного устойчивого коллектива людей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и передачей знаний; иерархического, институционально-структурированного института). Основные принципы существования научных школ (по Розову Н. Х. (1996) — цит. по:): 1) общность деятельности, объекта… Читать ещё >

Школа Д.И. Валентея: традиции и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономический факультет обладает уникальным наследием — научной школой профессора Д. И. Валентея, школой системного, комплексного и междисциплинарного подхода к изучению проблем народонаселения (включая демографические проблемы), к исследованию развития населения [Зверева, 2015].

Институционально данная школа была создана в 1965;1968 гг. в виде кафедры народонаселения, проблемной лаборатории по изучению народонаселения и объединяющего их Центра по изучению проблем народонаселения. За прошедшие полвека в рамках данной школы получили образование около 600 специалистов, бакалавров, магистров. В 1977;1991 гг. были открыты Курсы ООН в МГУ для специалистов по демографии из развивающихся стран (программу прошли более 450 специалистов из 62 стран). В 1984;1992 гг. — специальное отделение по переподготовке кадров по демографии для специалистов-практиков, преподавателей и научных работников из регионов России и республик СССР. В 1968;1994 гг. работала группа по специализации в области демографии и экономики народонаселения, с 1992 г. открылась двухгодичная специализация в магистратуре. В 1995;2000 гг. был реализован образовательный проект ТЕМПУС «Образование в области сбора и обработки данных о населении, анализа и прогноза демографического развития» совместно с Институтом демографии университета Париж- 1-Пантеон-Сорбонна (Париж, Франция), Институтом демографии Лувенского католического университета (Лувен-ла-Нёв, Бельгия), Департаментом демографии университета Ла Сапиенца (Рим, Италия). Результаты проекта — учебная программа магистратуры — легли в основу существующего по настоящее время направления по демографии в магистратуре экономического факультета МГУ. В рамках научной школы на протяжении полвека реализовывались фундаментальные и прикладные научные разработки; издавались энциклопедии и научные серии «Народонаселение», «Демографические исследования», «Международная миграция населения: Россия и современный мир»; «Качественные исследования в экономике и демографии». Ученые школы работают в экспертных советах в министерствах социально-экономической направленности, в Совете Федерации, в Государственной Думе РФ, в редколлегиях журналов и статистических сборников, выступают с экспертными комментариями в СМИ. Представители школы участвуют в подготовке и обсуждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012;2017 гг., Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. и предложений в планы мер по реализации стратегии и концепций, программы и инструментария микропереписи 2015 г.; активно привлекаются для экспертной работы и консультаций Фондами ООН (ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ПРОООН, МОТ, ООН-Женщины), Всемирным банком, Правительствами структурами стран СНГ; являются членами международных профессиональных ассоциаций исследователей народонаселения; участниками и организаторами крупнейших региональных и международных конференций.

Анализ полувековой деятельности Центра позволяет сделать вывод о существовании научной школы (организованного устойчивого коллектива людей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью и передачей знаний; иерархического, институционально-структурированного института). Основные принципы существования научных школ (по Розову Н. Х. (1996) — цит. по: [Дежина, Кисилева, 2009]): 1) общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, идейно-методическая, критериев оценки деятельности и ее результатов; 2) наличие организации и лидера, либо харизматичного, в качестве морально-организующего звена, либо «хозяина», либо администратора и управленца; 3) кооперативный принцип деятельности, обмен результатами, как по горизонтали (коллеги), так и по вертикали (ученик-учитель); 4) оптимизация процесса обучения научной молодежи и воспроизводства научной культуры; 5) публичное признание — международного, государственного, отраслевого или регионального научного сообщества.

С развитием библиометрических технологий измерения научных сетевых образований укрепляется понятие «невидимого колледжа» — объединение исследователей в научных проектах, совместные публикации и регулярное цитирование коллег при создании научных результатов. Несмотря на отсутствие организационных иерархических принципов существования «невидимого колледжа», близость понятий «научная школа» и «невидимый колледж» заключается в общих принципах их существования [Дежина, Кисилева, 2009]: кооперативные связи между учеными, способствующие повышению эффективности их работы; наличие сильных (ученик-учитель) и слабых (научное цитирование) связей; выявления синергетического и комплементарного эффектов научноисследовательской работы для ускоренного и эффективного создания нового знания; обучение на практике. научный школа междисциплинарный университетский Основы научного и учебно-методического подхода, заложенного Д. И. Валентеем и его коллегами в 1960;1980;ые гг., развиваются не только в России (и в дружественных странах в советский период), но и становятся сегодня общепризнанными в передовой науке и образовании. Помимо комплексности, системности и междисциплинарности здесь можно говорить о связи теоретических и прикладных исследований; значимости работы с данными и проведении социологических исследований для анализа актуальных вызовов в области развития населения; внедрении программно-целевого подхода в разработку документов социально-демографической политики разных уровней; единстве образования и науки (обучение через научение); внедрении демографических знаний на разных ступенях образования; вовлеченности и связи поколений; создании партнерской сети (на московском, российском, советском и международном пространстве) и мобильности членов школы.

Кризис в развитии научных российских школ на фоне серьезных социальноэкономических преобразований начала 1990;х годов совпал с уходом из жизни основателя школы Д. И. Валентея в 1994 году. Второй этап в развитии школы профессора Д. И. Валентея связан с этим непростым для российской науки периодом. Изменилась система связей передачи учебно-методических и исследовательских знаний: от потока «Центр по изучению проблем народонаселения — регионы России, республики СССР, развивающиеся страны» к потокам «ведущие европейские институты по изучению проблем народонаселения — Центр по изучению проблем народонаселения» и «Центр по изучению проблем народонаселения — регионы России, страны ближнего зарубежья». Происходило дробление школы, размывание ее старых институциональных границ — ее ученики активно участвовали в создании новых научных институтов в России, объединялись в «невидимых колледжах» с коллегами из западных демографических школ. Несмотря на указанные изменения, школа Д. И. Валентея сохранилась на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Сегодня в условиях очередного реформирования российской науки и образования стоит задача придания нового импульса в развитии данной школы. Помимо российских меняющихся условий мы должны учитывать и глобальные изменения. Современные научные школы существуют в новых условиях:

  • • Развитие информационных технологий, позволяющие реализовать дистанционную научную деятельность и дистанционную образовательную деятельность «для взрослых»;
  • • Удорожание научных исследований (2−3% ВВП [Лебедев С. А., 2012]);
  • • Развитие сетевых форм кооперации ученых и преподавателей;
  • • Рост конкуренции при росте числа научных школ и объединений;
  • • Глобализация науки и образования;
  • • Формирование междисциплинарных научных школ и сетевых объединений;
  • • Признание науки (демократическая ценность, «нужность») [Кожанов, 2010];
  • • Многоступенчатость систем образования («победа» англо-саксонской модели на фоне роста охвата населения высшим образованием);
  • • Вариативность образовательных методов и вызов монополии университетов на передачу научного знания;
  • • Расширение принципа «обучение через научение»;
  • • Внедрение нового принципа «обучение в течение жизни» на фоне глобального роста продолжительности жизни человека и сокращения жизненного цикла фирм;
  • • Рост мобильности кадров;
  • • Феминизация науки и образования;
  • • Значимость человеческого капитала в экономике знаний.

Современные школы по демографии впитывают новый содержательный контекст в условиях:

  • • Роста объема микроданных о социуме.
  • • Появления новых методов обработки данных (структурированные запросы к неструктурированным данным (big data), text mining), математизация исследований.
  • • Развития междисциплинарных исследований. Собственно демографические школы остались в меньшинстве, важнейшими становятся принципы междисциплинарности (даже естественных и гуманитарных наук) — экономика народонаселения, пространственная демография, науки о здоровье и старении, социальная и этническая демография и друге.
  • • Роста интереса к связи теоретических и прикладных результатов (прикладная демография и политика, ориентированная на результат).

Успех современных научных школ связан с сопряженностью целей; с доверием и кооперацией; с оптимизацией внутренних и внешних связей на разных этапах; с созданием собственной сети и с активным подключением к существующим сетям; с усилением связей «наука-образование-практика»; с успешным менеджментом.

Многие черты современных научных школ были предвидены в подходах университетской школы Д. И. Валентея, что может служить залогом ее успешного развития в современных условиях.

Традиции и современность: школа Д. И. Валентея.

  • 1. Дежина И. Г., Киселева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП, 2009.
  • 2. Зверева Н. В. Научная школа Д. И. Валентен и развитие исследований народонаселения// Федерализм, № 2, 2015.
  • 3. Кожанов А. А. Концепт «глобализация науки» как предмет и инструмент социологического исследования. В кн. Глобализация и социальные институты: социологический подход. Под ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. Москва. Наука, 2010.С. 227−240.
  • 4. Лебедев С. А. Наука в глобальном мире // Век глобализации. Выпуск № 2 (10), 2012.
  • 5. Schott T. World Science: Globalisation of Institutions and Participation // Science, Technology & Human Values. Vol. 18, N 2 (Spring, 1993), p. 196−208.

ШКОЛА Д.И.ВАЛЕНТЕЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В контексте определения научной школы в статье предлагается анализ достижений и этапов развития научной школы профессора Д. И. Валентея экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова — школы комплексного и междисциплинарного подхода к изучению проблем народонаселения.

Автором выделены характеристики университетской школы, основные традиционные черты, которые были заложены ее основателем — Д. И. Валентеем. Предложен анализ внешних современных условий существования научных школ и тенденций содержательных изменений деятельности собственно демографических школ. Выделены критерия успеха научной школы. Проведен сравнительный анализ традиционных направлений развития университетской школы и современных условий развития науки, который позволил автору сделать основной вывод: большинство новых условий существования научных школ и вызовов к научным школам были заложены на этапе формирования школы, что позволило школе успешно существовать пять десятилетий и может служить залогом ее органичного развития в современных условиях.

Ключевые слова: научные школы, школа Д. И. Валентея, изменение условий существования научных школ, связь традиций и современных условий существования научных школ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой