Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модель и программа активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программно-проектировочным блоком, предполагающим разработку целевой программы активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. Содержание такой программы отражает логику воспитательного процесса с воинами-контрактниками, и предусматривает блочно-модульное проектирование содержания воспитания, и включает: установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность воина-контрактника… Читать ещё >

Модель и программа активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модель и программа активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника

Военная реформа ВС Российской Федерации происходит путем кардинального изменения и оптимизации организационно-штатной структуры войск и сил флота, технического оснащения современным оружием и боевой техникой, воспитания военнослужащего как военного профессионала, патриота и гражданина Отечества. Одним из таких серьезных направлений стало комплектование воинских частей и кораблей военнослужащими контрактной службы.

Вместе с тем ход реализации ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» требует новых подходов к обучению и воспитанию воинов-контрактников. Сегодня в этой работе на первый план для органов военного управления, командиров и офицеров-воспитателей выходит задача активизации процесса развития военно-профессиональной направленности (ВПН) у воинов-контрактников.

Военно-профессиональная направленность воина-контрактника ВС РФ — это система сформированных устойчивых мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к военно-профессиональной деятельности (ВПД) в качестве военнослужащего проходящего воинскую службу по контракту на добровольной основе [2]. Она проявляется в сформированных свойствах личности, где профессиональные характеристики, необходимые для профессиональной деятельности, реализуются как когнитивно-личностные новообразования, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

В воинских частях, на кораблях применяется традиционная модель формирования военно-профессиональной направленности военнослужащего контрактной службы. В процессе формирования ВПН воин-контрактник проходит ряд этапов [2]:

  • 1 этап — начальный. Основные особенности данного этапа: а) принятие решения освоить военную профессию, конкретную воинскую специальность; б) наличие эмоционального настроя, эпизодического, ситуативного интереса, предметную установку и некоторые трудовые привычки; в) отсутствие самостоятельности и инициативы.
  • 2 этап — зарождения ВПН. Характерными компонентами для данного этапа является: а) наличие фиксированной установки на профессию и более устойчивые интересы; б) обнаружение и проявление военно-профессиональных склонностей; в) повышенный интерес к практической стороне военной деятельности; г) на базе сформировавшейся устойчивой цели определяется общее направление военно-служебной деятельности; д) проявление чувства уверенности в себе и самостоятельности; е) формирование чувства профессиональной ответственности.
  • 3 этап — становления ВПН. На данном этапе у каждого воина-контрактника: а) складывается твердая установка на военную профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; б) проявляется особая увлеченность военно-профессиональной деятельностью военнослужащего; в) происходит самоутверждение личности через систематизированный добросовестный профессиональный воинский труд.
  • 4 этап — полного формирования ВПН. Главные особенности этого этапа: а) Полное увлечение воинской профессией и своей воинской специальностью; б) слияние в единое целое воина-контрактника и военно-профессионального дела; в) развитое мировоззрение, наличие широкого круга способностей к избранной профессии и конкретной специальности, четко выраженных склонностей и призвания; г) существование высокого профессионального мастерства и наличие профессионального идеала; д) отмечаются твердые убеждения в личной и военно-профессиональной жизнедеятельности.

Последовательное прохождение данных этапов в среднем занимает до 10 лет, а в некоторых случаях 10−15 лет. Для современного развития армии и флота это очень длительный период, возникает необходимость активизации процесса формирования и развития ВПН у воинов контрактной службы и существенного сокращения срока их становления как военных профессионалов.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной ВПН (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед воином-контрактником новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений [2, 3, 9].

Возникает вопрос создания модели и программы активизации военно-профессиональной направленности у военнослужащих. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности должна содержать задающий блок, который генерирует требования к современному воину-контрактнику.

На основе рекомендаций Н. Ф. Талызиной [8] и в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами государства, руководящими документами министерства обороны РФ, данный блок сформирован и его структура показана на рис. 1.

Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника приведена на рис. 2 и представлена:

  • — аналитико-мотивационным блоком, предусматривающим на основе организационно-штатной структуры подразделений воинской части проведение диагностики существующего уровня ВПН воинов-контрактников; мотивационная установка воинов-контрактников на процесс развития ВПН.
  • — концептуально-целевым блоком, где отражены положения аксиологического, программно-проектировочного, деятельностного и компетентностного подходов, а также ряд принципов воинского

Рис. 1. Структура задающего блока модели активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника

воспитания (целенаправленность, воспитание в различных видах деятельности, воспитание в воинском коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход к личности, обеспечение единства воспитания и самовоспитания, стимулирование). Основная цель активизации процесса развития ВПН — повышение эффективности военно-профессиональной деятельности воинов-контрактников.

  • — программно-проектировочным блоком, предполагающим разработку целевой программы активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. Содержание такой программы отражает логику воспитательного процесса с воинами-контрактниками, и предусматривает блочно-модульное проектирование содержания воспитания, и включает: установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность воина-контрактника по формированию мировоззрения, убеждений, идеалов, развитию интереса, склонностей, желаний; а также готовности субъекта к целенаправленной и эффективной деятельности); психологический блок-модуль (изучение теории профессиональной направленности); блок-модуль воспитательной работы (сочетание служебных и вне служебных форм воспитательной работы с воинами-контрактниками); блок-модуль самовоспитательной деятельности (применение Программы развития ВПН воина-контрактника «Сам себе психолог»).
  • — педагогико-технологическим блоком, предусматривающим последовательную взаимосвязанную систему действий командиров и военных воспитателей, направленных на решение педагогической задачи активизации процесса развития ВПН воина-контрактника: 1) Определение психолого-педагогических условий активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в условиях воинской службы. 2) Определение средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих реализацию психолого-педагогических условий активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 3) Разработка программы и методики активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 4) Учет особенностей активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в условиях информационно-педагогической среды воинской части. 5) Определение критериев активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 6) Формирование механизма корректировки программы и методики активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в зависимости от изменения внешних факторов и потребностей военно-профессиональной деятельности.
  • — оценочным блоком, включающим когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный критерии определения результативности апробированной модели в русле аксиологического подхода (представления воинов-контрактников о ВПН, готовность к добросовестной и высоко результативной военно-профессиональной деятельности, их участие в различных общественных мероприятиях, систематизация самовоспитания).
Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника.

Рис. 2. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника

Применение настоящей модели требует активного участия в ее реализации военных психологов. Их специализированная деятельность заключается в проведении на высоком уровне тестирования военнослужащих, разъяснении им инструкций тестов, объяснении необходимости серьезного отношения к подбору ответов, что обеспечит достоверность полученных результатов. Особая задача психолога — обучение воинов-контрактников и проведение с ними установочных занятий, индивидуальных тренингов по реализации программы активизации процесса развития ВПН.

Организаторская деятельность органов военного управления, командиров и офицеров-воспитателей направляется на усиление воспитательной работы, индивидуального и коллективного воздействия, разъяснение сущности профессионализма, ратного мастерства, сущности, содержания и необходимости развития военно-профессиональной направленности у воинов-контрактников.

Представленная модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника представляет собой совокупность программно-содержательного, диагностического и оценочно-результативного процессов, объединенных для реализации поставленной цели. Данная модель отражает рациональную и адекватную организацию процесса развития военно-профессиональной направленности в интересах повышения эффективности военно-профессиональной деятельности данной категории военнослужащих.

В целях активизации процесса развития ВПН воинов-контрактников, разработана целевая программа, которая призвана систематизировать и углубить организаторскую и воспитательную деятельность органов военного управления, командиров, офицеров структур по работе с личным составом, общественных организаций по активизации процесса развития ВПН этой категории военнослужащих.

Содержание программы отражает логику воспитательного процесса с воинами-контрактниками, и предусматривает блочно-модульное проектирование содержания воспитания, и включает:

  • — установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность воина-контрактника по формированию мировоззрения, убеждений, идеалов, развитию интереса, склонностей, желаний; а также готовности субъекта к целенаправленной и эффективной деятельности);
  • — психологический блок-модуль (изучение теории профессиональной направленности);
  • — блок-модуль воспитательной работы (сочетание служебных и вне служебных форм воспитательной работы с воинами-контрактниками);
  • — блок-модуль самовоспитательной деятельности (применение Программы развития ВПН воина-контрактника «Сам себе психолог»).

Формирование и развитие ВПН у военнослужащих это не одноразовый акт. По мнению Л. Ф. Железняк [3], А. Н. Томилина [9], В. Н. Гулякова [2] это длительный, целенаправленный и системный процесс, успешность которого обуславливается соблюдением ряда психологических условий. В этом процессе участвуют не только сами воины контрактники, но и командиры, и офицеры-воспитатели.

Существенное значение для формирования ВПН личности имеет наличие у воина-контрактника правильного представления о характере и содержании воинской деятельности.

На занятиях по ОГП происходит процесс познания норм и принципов общественного и воинского поведения, включающие такие аспекты поведения военнослужащего как отношение к Отечеству, отношение к воинскому труду, отношение к сослуживцам, отношение к поступкам других людей и собственным поступкам.

Согласно взглядам В. Г. Казакова, Л. Л. Кондратьевой [5] важнейшим условием формирования ВПН у воина-контрактника является знание особенностей направленности военнослужащего (его интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения), исходя из знания которых командиры, офицеры-воспитатели строят воспитательную работу с этой категорией военнослужащих.

Ключевым условием формирования профессиональной направленности у воина-контрактника является его активное включение в профессиональную деятельность. Именно в такой деятельности, за осуществление которой личность целиком берет на себя ответственность, которую она хочет усовершенствовать, в которую она включает все свои устремления, происходит развитие личности.

В процессе службы, боевой учебы военнослужащего важно, чтобы его взгляды и убеждения соответствовали социальной роли воина-контрактника, чтобы он был твердо убежден в необходимости воинского труда, которому посвящает свою жизнь. Все это, в конечном счете, означает наличие убежденности в правильности избранного жизненного пути, высокого мнения о своей военной профессии и избранной воинской специальности.

Особая роль в формировании ВПН воина-контрактника отведена его мировоззрению. Формирование научного мировоззрения, являющегося основой идейной убежденности, — главная цель воспитательного процесса с военнослужащими.

Исходя из позиции большинства военных ученых важную роль в деле формирования устойчивой ВПН играют сложившиеся у воинов-контрактников идеалы, соответствующие профессиональной деятельности.

Немало важным условием формирования ВПН является уставная организация повседневной жизни и воинской службы.

А.Н. Томилин [9] находит важным условием формирования ВПН у воинов-контрактников — обеспечение соответствия между способностями, эмоционально-волевой устойчивостью, уровнем знаний, навыков и умений, с одной стороны, и требованиями, предъявляемыми воинской деятельностью к качествам личности военнослужащего, его специальной подготовленности — с другой.

Нельзя не учитывать суждения многих военных психологов и педагогов о том, что соответствие свойств личности военнослужащего требованиям, предъявляемым военно-профессиональной деятельностью, достигается также его высокой морально-психологической подготовкой, целеустремленным, организационным процессом формирования способностей, внутренней готовности к преодолению трудностей, эмоционально-волевой устойчивостью.

Наличие у контрактников глубокого профессионального интереса имеет особо важное значение. Данные исследования, которым были охвачены воины-контрактники ЮВО, говорят о том, что чем сильнее интерес к военной профессии, тем выше показатели по специальной подготовке, боевой учебе, дисциплине, тем устойчивее и действеннее ВПН, тем результативнее деятельность.

Условием формирования ВПН, считает Л. Ф. Железняк [3], — является также обеспечение соответствия перспективных линий, целеустремленности воина-контрактника положительным результатам его деятельности, развитие тенденции к повышению уровня притязаний.

А.Г. Караяни и др. [4] указывают на важность стимулирования воинов-контрактников к постановке общественно значимых целей.

Казаков В.Г., Кондратьева Л. Л. [5] ориентируют на значение организованности и целеустремленности в работе, самостоятельной подготовке что позволяет систематизировать свою деятельность, успешнее проходить стадии становления как профессионала.

Согласно взглядам А. В. Барабанщикова [1], А. М. Столяренко [7] одним из условий формирования ВПН является также обеспечение соответствия содержания самовоспитания воина-контрактника его профессиональным устремлениям.

Классики отечественной военной психологии и педагогики определяют самовоспитание как особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности; целенаправленную сознательную деятельность воинов по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности и преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.

Многие авторы к числу важнейших предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания военнослужащих относят:

  • — потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой;
  • — развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;
  • — здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;
  • — определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;
  • — знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;
  • — сознательная установка на разностороннее самовоспитание;
  • — психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Таким образом, без настойчивой работы воина-контрактника над формированием своей личности эффективность процесса развития ВПН будет невысокой. Содержание самовоспитания воина-контрактника должно соответствовать характеру его деятельности в настоящем и будущем, отражать требования, предъявляемые воинской службой к качествам личности военнослужащего, специфику его деятельности, иметь ВПН.

Л.Ф. Железняк [3], А. Н. Томилин [9], считают, что особую роль в формирование ВПН занимает индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими контрактной службы. Воспитание человека — сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его действенность в армии во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в воинской службе и самосовершенствовании. Все это достигается в процессе индивидуально-воспитательной работы (ИВР), выступающей одной из основных функциональных обязанностей командира (начальника).

Действенность воспитательной работы командира с конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько полно и точно он знает своего подчиненного, его достоинства и недостатки, может найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и использовать необходимые приемы воздействия на его сознание, чувства, волю и поведение в конкретных условиях.

Командиру-воспитателю необходимо определиться, насколько и какие качества личности воина совпадают (не совпадают) с требованиями воинской службы, его ролью в воинском коллективе. Большое значение имеет и знание того, что хочет подчиненный в жизни, чего ждет от военной службы, чем она для него привлекательна. Насколько его установка на ратный труд соотносится с требованиями боевой готовности, интересами коллектива, задачами развития каждого воина.

А.Г. Караяни [4], А. Г. Маклаков [6], и др. полагают, что задача органов военного управления, командиров, офицеров-воспитателей, военных психологов в таких и аналогичных им случаях заключается в оказании воину-контрактнику необходимой психолого-педагогической помощи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной, а при необходимости и реабилитационной работы. Не может остаться в стороне от этой работы и сам военнослужащий. Он должен занять по отношению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.

В целях проведения самодиагностики индивидуальных особенностей своей собственной ВПН и организации работы над развитием и коррекцией свойственных именно ему качеств ВПН личности разработана комплекс тренингов «Сам себе психолог».

Формирование, развитие и проявление военно-профессиональной направленности военнослужащих контрактной службы многоаспектное и многоуровневое образование. Личность воина-контрактника формируется не только в период военно-профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия с командным составом, с сослуживцами, в ходе общения с друзьями и товарищами, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабо контролируемых факторов и условий. Именно поэтому даже на начальных этапах профессионально самоопределения, становления и развития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием ВПН воина-контрактника, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежащих в основе его ВПН, что справедливо не только для начинающих воинов-контрактников, но и для имеющих определенный стаж и опыт ВПД.

военнослужащий боевой флот войско.

  • 1. Барабанщиков А. В. Военная педагогика: Учебное пособие. М.: ВПА, 1986. 289 с.
  • 2. Гуляков, В.Н., Кислицин А. В. Структура военно-профессиональной направленности военнослужащего контрактной службы: Труды ВМИРЭ им. А. С. Попова. Рецензируемый журнал № 2 (6), 2010. С 55−63.
  • 3. Железняк, Л.Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.
  • 4. Караяни А. Г.

    Введение

    в профессию военного психолога: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 208 с.

  • 5. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология: Учебник. М.: Высш. шк., 1989. 383 с.
  • 6. Маклаков А. Г. Педагогика и психология. Военная психология. СПб, 2007. 464 с.
  • 7. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., пераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 527 с.
  • 8. Талызина, Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1999.
  • 9. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя. Монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой