Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оформление первой «Пиковой дамы» и его роль в сценической жизни оперы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти же проблемы неизменно останавливали развитие реализма на русской сцене. Сценография этого периода представляла собой театрально — декорационное искусство. Несколько художников, которые могли работать над оформлением одного спектакля не всегда были способны понять друг друга и представить целостное художественное решение. Развитию реализма в сценографии мешал старый подход к оформлению. Вплоть… Читать ещё >

Оформление первой «Пиковой дамы» и его роль в сценической жизни оперы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эти же проблемы неизменно останавливали развитие реализма на русской сцене. Сценография этого периода представляла собой театрально — декорационное искусство. Несколько художников, которые могли работать над оформлением одного спектакля не всегда были способны понять друг друга и представить целостное художественное решение. Развитию реализма в сценографии мешал старый подход к оформлению. Вплоть до начала двадцатого столетия императорские театры неизменно ориентировались на опыт европейских театров и вкусы двора. Спектакли, которые можно с покоряюще богатым декорационным оформлением, не обладали целостностью идейно художественного замысла.

Все эти факторы оказали мощное влияние на создание оперы «Пиковая дама» Петром Ильичем Чайковским. Премьеру этого спектакля не постигла печальная участь «Орлеанской девы», оформление которой было собрано из наборов Орлова А. А. П. И. Чайковский. С. 14. Однако, в решении присутствовали многие проблемы, описанные выше.

Устаревший подход к оформлению начинался с того, что над постановкой работал целый ряд разных художников, которые были бесспорно талантливейшими профессионалами, однако, оставалась проблема художественной целостности спектакля. Оформление для первой «Пиковой дамы» создали: В. В. Васильев, А. С. Янов, Г. Левот, И. П. Андреев и К. М. Иванов Орлова А. А. Указ. соч. С. 15. Костюмы были созданы по рисункам Е. П. Пономарева Там же. С 17. Довольно неоднозначное мнение о декорационном оформлении оставил А. Н. Бенуа в своих воспоминаниях. «В смысле зрелища постановка отличалась обычными для императорской сцены достоинствами и недостатками. Тщательность, художественное мастерство и роскошь как-то переплетались с удивительным безвкусием, а то и с бросавшимися в глаза абсурдами. Однако, все же, недостатков в этой постановке было гораздо меньше, нежели в какой-либо другой, а, в целом, можно было считать эту постановку за самую удачную и выдержанную за все время дирекции И.А. Всеволожского…» .

" Выдержанная" - определение Бенуа, которое как нельзя точно подходит к общей характеристике сценографии спектакля. Если взглянуть на серию эскизов к спектаклю художника Пономарева, то мы не увидим в них ни излишней вычурности, ни нарочитой пышности. Они очень точно, воспроизводят исторический костюм екатерининской эпохи. Для сцены в Летнем саду Пономарев создает формы военных, в данных работах мы не можем найти отступления от истории. Каждый мундир проработан до мельчайших деталей. Известно, что репетиции проходили при участии П. И. Чайковского. Композитор без конца работал с артистами, образы героев постоянно дополнялись. На эскизе костюма Германа мы видим форму черного гусара Нежинского полка. Скорее всего данный полк был выбран исключительно из-за цвета мундира. Исполнителем главной роли был артист Фигнер, чей образ Германа очень нравился Чайковскому. Черный гусарский мундир, вероятно, придавал Фигнеру еще больше мрачности и таинственности. Таким образом, необходимый драматический эффект в сценографии спектакля был достигнут, а историческая правда не пострадала.

Очень интересен образ Лизы, созданный Пономаревым. В сцене ее первого объяснения с Германом он кокетливый, стилизован под эпоху со всеми необходимыми атрибутами, такими как напудренный парик и кринолин. В сцене встречи на Зимней канавке Лиза предстает абсолютно иной. Она одета в темные цвета, платье без каких-либо украшений, длинный плащ с капюшоном. Ее костюм поражает своей простотой.

В первой картине на сцене появлялась решетка Летнего сада, согласно либретто, которая станет для многих важнейшей декорационной составляющей «Пиковой дамы», как и образ Петербурга. Декорация была создана Васильевым.

Из данного спектакля вышли практически все традиционные сценографические решения. В частности, это архитектурная символика Петербурга, на присутствии которой в сценографии спектакля особенно настаивал Всеволожский. Именно Всеволожский настоял, чтобы местом действия первого акта был Летний сад, он же указал место, действия предпоследней картины — объяснения Германа и Лизы — Зимнюю канавку, как отмечает Бенуа, это место в Петербурге более всего напоминает венецианский мост Вздохов. Данное решение Всеволожского навсегда закрепило архитектурную символику за оперой «Пиковая дама», которая появляется так или иначе во всех постановках этой оперы. Художник Пономарев вместе впервые создал мрачный образ Германа, одев его в монохромный черный костюм, что создавало соответствующий характеру героя сценический образ. Зиновий Марголин и Давид Боровский в своих новаторских сценографических работах не отступили от этого символического кода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой