Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности пропедевтического курса информатики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей учащихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение… Читать ещё >

Особенности пропедевтического курса информатики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогические технологии в системе обучения информатике в школе

Педагогические технологии Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно — коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

На современном этапе существует достаточное количество разнообразных подходов к ведению образовательного процесса на уроках информатики. Например в работах Н. В. Кузьминой и М. М. Пышкало определена структура педагогической системы, включающая цели, содержание, методы и средства обучения, оргформы. Методическая система (по Н.В. Кузьминой) состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что каждый из них приобрел методическую функцию.

Н.В. Кузьмина выстроила серию взаимосвязанных систем.

Взаимосвязь систем.

Рис. 1.1. Взаимосвязь систем

Методическая система обучения включает следующие компоненты: цели, содержание, средства, методы обучения и организационные формы учебного процесса.

Основные компоненты учебного процесса.

Рис. 1.2. Основные компоненты учебного процесса

Цели обучения задаются государственным образовательным стандартом и социальным заказом общества. Цель — системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных компонентов методической системы.

Цели должны удовлетворять следующим условиям [51]:

  • — язык целеполагания должен быть точным и понятным как учителю, так ученику и родителям;
  • — при формулировке целей должны использоваться элементы языка целеполагания, представленные служебными словами: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику», а также осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними;
  • — на языке целей должны быть четко и ясно представлены требования образовательного стандарта;
  • — формулировка цели должна обеспечивать ее диагностируемость, т. е. простой путь установления факта достижения обучаемым цели;
  • — при формулировке целей должна сохраняться строгая последовательность выполнения технологических процедур.

Целеобразование осуществляется на трех уровнях:

  • — глобальном (цели, которые определены общественно-государственным заказом и заложены в государственном стандарте),
  • — этапном (цели, определяющие изучение разделов или учебных тем),
  • — оперативном (цели изучения отдельных вопросов в рамках темы).

Содержание обучения представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства. Содержание обучения комплектуется с учетом социальных, конкретно-исторических, психологических требований, требований индивидуально-личностного развития обучаемых. Общеметодологические принципы формирования содержания:

  • — общеобразовательный характер учебного материала,
  • — гуманистическая направленность содержания,
  • — связь материала с развитием общества,
  • — основообразующий и системообразующий характер учебного материала,
  • — гуманитарно-этическая направленность содержания образования,
  • — развивающий характер учебного материала,
  • — эстетические аспекты содержания,
  • — соотнесение учебного материала с уровнем современной науки, единство и противоположность логики науки и учебного предмета,
  • — учет возрастных, образовательных и профессиональных особенностей.

Методы обучения — «это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на достижение целей образования (обучения)» (Ю.К. Бабанский). Методы обучения должны рассматриваться как способы организации учебного материала и взаимодействия обучающего и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач.

Средства обучения приобретают методическую функцию, если с их помощью учитель совместно с учениками организует учебно-воспитательный процесс.

Средства обучения могут представлять собой: бумажные и сетевые учебные издания; компьютерные обучающие программы, аудио и видео учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний; средства обучения на основе экспертных обучающих систем, на основе геоинформационных систем, на основе виртуальной реальности и др. Технические средства обучения: компьютеры, с периферийными устройствами, локальные и глобальные компьютерные сети.

Классно-урочная организация обучения — до сих пор является преобладающей формой организации учебного процесса в всех школах мира. Она сложилась в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки, классный журнал, дневник успеваемости учащегося, школьные учебники по предметам, школьная программа по предмету, обязательный минимум содержания образования, тематический и календарный планы учителя, санитарно-гигиенические требования к режиму работы в компьютерном классе.

В настоящее время благодаря развитию ИКТ появились новые формы организации учебного процесса, в которых упор делается на самостоятельное и индивидуализированное обучение. Это виртуальное, дистанционное обучение, проектное и исследовательское обучение. Сейчас педагогика стоит на пути усовершенствования новых форм организации учебного процесса При исследовании методами математической статистики устойчивости связей между компонентами методической системы было установлено, что самый подверженный изменениям компонент методической системы обучения — «цели обучения». Он, также является, и самым важным (системообразующим) компонентом в методической системы. Исключение его из методической системы ведет к ее разрушению.

Самым консервативным является компонент — «оргформы учебного процесса». Устойчивость системы нарушается при изменении организационных форм.

При введении в методическую систему обучения учителя как личности происходит «замыкание» всех связей между компонентами методической системы обучения на профессиональной деятельности учителя.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.

Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей учащихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение. Потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными, что ведет к подавлению личности и необъективной самооценке.

" Технократический характер школьного образования проявляется в целях, содержании и организации образовательного процесса. Целями являются усвоение учащимися заданных взглядов, определенных правил, ориентации на выполнение конкретных обязанностей, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Такая утилитарная направленность, тем не менее, не обеспечивает формирования у учащихся умений социальной практики коммуникативности, ориентации в определенном социальном пространстве, в системе деловых отношений. Кроме того, такой тип образования в слабой степени способствует самопознанию личности, выявлению и развитию ее индивидуальности" .

Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости поиска оптимальной методики для оптимизации учебного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой