Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эмпирическое исследование влияния вознаграждения топ-менеджеров на результаты деятельности российских компаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заработная плата (оклад) является неэффективным инструментом мотивации сотрудников компании, в особенности топ-менеджеров, так как она никак не зависит от результатов его деятельности. Однако в состав общего денежного вознаграждения входит также годовая премия, а у некоторых компаний и денежное вознаграждение в рамках долгосрочной стимулирующей программы (например, в случае с фантомными акциями… Читать ещё >

Эмпирическое исследование влияния вознаграждения топ-менеджеров на результаты деятельности российских компаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выдвижение гипотез, описание выборки и переменных

Цель данного исследования выяснить, какие компоненты системы вознаграждения топ менеджеров влияют на результаты деятельности российских компаний, а также установить, каков данный эффект (положительный или отрицательный). Получив результаты, можно будет понять, как именно стоит решать проблему принципал-агент в России. В данной работе к топ-менеджерам мы будем относить всех членов правления компании, включая генерального директора. Как уже было сказано в предыдущей главе данной работы, система вознаграждения управленческого персонала состоит из множества компонентов. Это и фиксированная заработная плата, различные премии, а также стимулирующее вознаграждение в виде денежных выплат (в случае с фантомными акциями) и опционов, акций с ограничениями. Однако если заработную плату топ-менеджеры получают каждый месяц, то годовую премию и выплаты по различным программам мотивации они получают после объявления результатов деятельности компании за последний календарный год (примем данный год за t). В результате, примерно половину общего вознаграждения, в зависимости от системы оплаты труда компании, за завершенный год (за год t) топ-менеджеры получают в первом полугодии следующего года (в году t+1). Соответственно, возможный эффект от стимулирующей части вознаграждения, в виде отличных результатов деятельности компании, можно наблюдать по итогам периода t+1. Таким образом, в качестве основных гипотез данного исследования выступают следующие утверждения:

H1: Совокупное денежное вознаграждение топ-менеджеров за текущий год положительно влияет на результаты деятельности компаний в следующем году и это влияние статистически значимо.

Заработная плата (оклад) является неэффективным инструментом мотивации сотрудников компании, в особенности топ-менеджеров, так как она никак не зависит от результатов его деятельности. Однако в состав общего денежного вознаграждения входит также годовая премия, а у некоторых компаний и денежное вознаграждение в рамках долгосрочной стимулирующей программы (например, в случае с фантомными акциями), которые зависят от результатов компании. Согласно Д. Нортону и Р. Каплану «когда работник поймет, что его вознаграждение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого» [3]. В связи с этим мы предполагаем значимое влияние данного вида вознаграждения на будущие результаты деятельности компаний.

H2: Реализация долгосрочных программ мотивации топ-менеджеров положительно влияет на результаты деятельности компаний в следующем году и это влияние статистически значимо.

В случае данной гипотезы компании осуществляют долгосрочную программу стимулирования управленческого персонала. К таким программам в России обычно относятся компенсации в виде опционов, акций с ограничениями, дивидендов с фантомных акций или выплат с прироста стоимости акций. В рамках программы, которая в России среднем длится 3 года, вознаграждение распределяется равномерно за каждый год. Конечно же, сумма денежных выплат или количество опционов будет зависеть от годовых результатов компании. Однако, уже в начале года, когда совет директоров (а именно комитет по вознаграждениям) объявляет о реализации программы, топ-менеджеры уже представляют возможный размер компенсации, что тем самым стимулирует их. Таким образом, акционеры могут ожидать высоких результатов деятельности компании уже в следующем году.

Проверить выдвинутые гипотезы возможно при помощи регрессионного анализа. Объектами исследования станут крупнейшие компаний России из разных отраслей. Компании, попавшие в выборку, отбирались по следующим критериям:

  • · Компания должна публиковать годовые и ежеквартальные отчеты о своей деятельности
  • · Компания должна раскрывать информацию об общем вознаграждении топ-менеджеров за год
  • · Компания должна иметь положительную чистую прибыль по итогам года
  • · Акции компании должны котироваться на московской бирже (ММВБ) или на бирже РТС

В итоговую выборку попало 17 компаний, занимающих верхние позиции рейтинга РБК 500 [37], данные по которым были собраны за период с 2008 по 2015 год. Такой выбор связан с возможным построением панельной регрессии, а также с необходимостью анализа вознаграждения топ-менеджеров за достаточно большой промежуток времени. В таблице 12 представлен список компаний и сфера их деятельности.

Таблица 12.

Список компаний, участвующих в выборке

Компания.

Отрасль.

АК Алроса.

Добыча, обработка и продажа алмазов, производство бриллиантов.

Банк ВТБ.

Финансовые услуги.

Башнефть.

Нефтяная промышленность.

Газпром.

Газовая промышленность.

Газпром нефть.

Нефтяная промышленность.

Лукойл.

Нефтегазовая промышленность.

Мегафон.

Телекоммуникации.

МТС.

Телекоммуникации.

Новолипецкий металлургический комбинат.

Черная металлургия.

Новатэк.

Газовая промышленность.

Норильский Никель.

Горнодобывающая промышленность, цветная металлургия.

Роснефть.

Нефтегазовая промышленность.

Ростелеком.

Телекоммуникации.

РусГидро.

Электроэнергетика.

Сбербанк.

Финансовые услуги.

Татнефть.

Нефтяная промышленность.

Уралкалий.

Химическая промышленность.

Теперь перейдем к описанию переменных для регрессионного анализа.

Зависимые переменные:

  • · MC — среднее значение рыночной капитализация компании за год (млн. руб.). Согласно агентской теории, акционеры компании нанимают профессиональных управленцев, которые должны действовать в их интересах и в результате увеличить стоимость компании (Ghosh, Sirmans, 2005). В связи с этим использование рыночной капитализации в качестве показателя, на увеличение которого в теории должны быть нацелены действия топ-менеджеров, вполне оправдано. В работе Байбуриной и Шустровой была выявлена зависимость этого показателя от вознаграждения топ-менеджмента и совета директоров крупных российских компаний (Байбурина, Шустрова, 2008). С целью выявить реальный вклад топ-менеджеров в результаты компании, в регрессии будет использоваться среднее значение капитализации, что позволит снизить влияние экономической ситуации и каких-либо манипуляций ключевых управленцев на данный показатель.
  • · ROA — рентабельность активов компании по итогам года (%). Данная переменная активно использовалась в предыдущих исследованиях (Balafas, Florackis, 2014; Upneja, Ozdemir, 2014), как показатель результатов деятельности компании. Результаты данных работ выявляли значимую зависимость рентабельности от различных видов вознаграждения управленческого персонала. Кроме того, согласно (Paul, 1992), бухгалтерские показатели, в том числе и рентабельность активов являются сигналом для совета директоров о вкладе топ-менеджера в развитие компании.

Независимые переменные:

  • · Compensation — общая сумма денежного вознаграждения членов правления компании, включая генерального директора (млн. руб.). Во многих зарубежных исследованиях авторы используют несколько переменных, характеризующих как премиальный компонент вознаграждения, так и фиксированную заработную плату. В связи с тем, что даже в самых крупных компаниях России суммы компонентов вознаграждения не всегда уточняются, в данной работе используется общая сумма компенсации.
  • · Size — размер компании, равный среднему значению активов за год (млн. руб.). Согласно Байбуриной и Шустровой, данная переменная является фундаментальным фактором роста компании и ее капитализации. Кроме того, данный показатель оказывает прямое влияние на рентабельность активов компании.
  • · Profit — чистая прибыль фирмы за год (млн. руб.). Кроме влияния на рентабельность активов, данный показатель также должен влиять и на рыночную капитализацию, так как он отражает степень привлекательности компании для инвесторов. Инвесторы будут охотнее вкладываться в компании с большей прибылью, что должно привести к росту стоимости акций этих компаний и к росту их рыночной капитализации.
  • · Inddirect — доля независимых директоров, в составе директоров компании (%). «Независимый директор —это член совета, который не находится в финансовой или иной зависимости от менеджмента и собственников компании, не является представителем государства или аффилированным к компании лицом; он добросовестно работает в интересах компании [2, стр. 109]». Согласно Х. Мейран (H. Mehran, 1995), наличие независимых директоров в совете директоров способствует отстаиванию интересов акционеров и приводит к более высоким результатам деятельности компании. Барнхарт и Марр (Barnhart, Marr, 1994) на выборке из 376 компаний за 1992 год пришел к выводу, что компании, в которых есть независимые директора, достигают значительных результатов по сравнению с другими организациями.
  • · Share — доля обыкновенных акций, которыми владеют члены совета директоров и топ-менеджеры (%). Согласно Jensen, Meckling (1976), Jensen, Murphy (1990), наделение топ-менеджеров акциями компании, мотивирует их действовать в интересах акционеров и помогает решить агентскую проблему.
  • · Tenure — целое число лет, которое проработал генеральный директор компании по истечении года. Данная переменная может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на результаты компании, так как главную роль здесь будут играть личные качества топ-менеджера.
  • · Dummy_longcomp — бинарная переменная, характеризующая реализацию в компании долгосрочных программ мотивации топ-менеджеров (опционы, фантомные акции, акции с ограничениями, права на прирост стоимости акций). Переменная принимает значение 1, если в компании существуют подобные программы, 0 если нет. В отчетах зарубежных компаний детально отражены все компоненты общего вознаграждения топ-менеджеров. К сожалению, российские компании предоставляют информацию лишь о реализации долгосрочных программ мотивации, но обычно не публикуют количество или долю обыкновенных акций в уставном капитале или размер денежных выплат, которые получают менеджеры в результате данных программ мотивации.
  • · Dummy_KPI — бинарная переменная, показывающая существование в компании ключевых показателей эффективности каждого членов правления. Переменная принимает значение 1, если годовая премия топ-менеджера зависит от выполнения данных показателей, 0 если нет.

В связи с тем, что данные по компаниям собраны за длительный промежуток времени с 2008 по 2015 год, значения таких переменных, как Size, Compensation, Profit необходимо привести к одному году. Что касается рыночной капитализации (MC), то, являясь рыночным, данный показатель не требует корректировки. К данным за 2015 год относятся только переменные, характеризующие результаты компании — MC, ROA. Поэтому значения переменных Size, Compensation, Profit будут включены в модель в ценах 2014 года. Корректировка значений будет сделать путем наращения на инфляцию 2009;2013 годов соответственно.

Таким образом, практическая часть данной работы связана с построением двух регрессионных моделей для проверки ранее выдвинутых гипотез. Модели будут построены с использованием программных пакетов Stata 13, Eviews 8. Для каждого вида модели будет построено три вида регрессии (обычная регрессия метода наименьших квадратов, панельная регрессия с фиксированными эффектами и панельная регрессия со случайными эффектами), после чего будет выбран тот вид, который наилучшим образом описывает собранные данные.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой