Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Человек и его отличительные особенности в работах Макса Шелера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Двигателями" жизни живых существ он называет порывы и инстинкты. Порывы, в свою очередь, имеет две составляющие чувство и влечение которые не отделены друг от друга. Влечение он определяет как некоторую потребность живых существ к изменению их состояния (пространственное, физическое, химическое, эмоциональное у животных).Она представлена в примитивном виде, так у растений это таксисы, движение… Читать ещё >

Человек и его отличительные особенности в работах Макса Шелера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В своей монографии Макс Шелер пытается ответить на вопрос что такое человек, каково его положение в природе и чем он обязан своему лидирующему положению в мире?

Первой проблемой стоящей на пути поиска этого ответа двойственного понимание слова человек. Первое отражает биологическую суть человека (человек это высокоразвитое животное) второе отражает его духовную, психологическую сущность. Исходя из первого определения человека, Макс Шелер рассматривает представителей жизни на земле растений, простейших, животных и наконец человека. В каждом он рассматривает их специфические свойства и отсутствие свойств и способностей характерных для более высоких форм жизни.

«Двигателями» жизни живых существ он называет порывы и инстинкты. Порывы, в свою очередь, имеет две составляющие чувство и влечение которые не отделены друг от друга. Влечение он определяет как некоторую потребность живых существ к изменению их состояния (пространственное, физическое, химическое, эмоциональное у животных).Она представлена в примитивном виде, так у растений это таксисы, движение к свету, к ядру земли и др. Тем не менее растения не способны различить длины волны их направление, понимать своё движение. У них нет никакой даже элементарной «нервной системы» рефлексной дуги. Такие реакции, внешние проявления характерны для всех существ. Но чем выше ранг живого существ, тем сложнее его поведения, у них появляются инстинкты.

Они характерны для всех представителей вида, не приобретаемы в течении жизни, ни одно животное не может противостоять заложенным в них инстинктам, в отличие от человека. У человека инстинкты проявляются в разумной форме, после анализа им ситуации и соотнесений заложенного и разумного. Причиной этого отличного поведения можно назвать более совершенный мозг, но!!! Человеческий мозг не просто больше в размерах и лучше развит, он иначе работает. Шелер привёл пример того, что животные лишенные некоторых отделов мозга могут совершать многие действия, человек же лишенных этих отделов не может жить. Он отрицает дарвинизм и ламаркизм согласно которым человек лишь высший этап эволюцию, вершина животного мира, ведь таким образом они отрицают обособленность человека его особенные характеристики. Он считает, что будь человек лишь высоко развитым животным (высшим приматом) он давно бы вымер так как очень плохо приспособлен к окружающей среде. Таким образом у человека должно быть нечто иное отличное от животного, высшее что есть только у него, и этим высшим Макс Шелер называет Дух. Ярким проявление которого является способность человека отрицать, не следовать, в то время как животное последует инстинктам, человек может сказать нет. Развитие человека становиться возможным лишь тогда когда он отрицая старое стремится к новому.

Хотя дух и является характерным лишь человеку свойством, Шелер не считает, что он есть всеобъемлющее имеющее силу начала, дух бессилен, и тем что насыщает его энергией есть отрицание. Вечное протестантство человека. Он не бежит от опасности, повинуясь инстинкту, как животные, а противоборствует и обходит препятствия, которые становятся незначительными. У человека есть понимание себя, понимание окружающего мира целиком, полное представление бытия мира, целостное отражение себя через этот мир.

Дух человека проявляется как в его психологии так и в его физиологии. Изучая человека Шелер, называет ошибкой впадение в одной из крайностей, признавать психологию человека посредством физиологических реакций, или наоборот признавать психические состояния главной воздействующей на физиологические функции силой. Обе эти стороны он называет проявлениями духа, взаимосвязанными, взаимоопределяющими и неразрывными.

Анализируя работы многих философов от античности до его современников, Шелер выделяет их основные ошибки, мешающие понимать человека и дух каков он есть. Особое внимание он уделяет буддизму, Шопенгауэру, Альсбергу и З. Фрейду. В буддизме нет позитивного понимания духу, цель человека в буддизме: прекращения им быть субъектом желаний, превращения полного соблазнов мира в ничто. Но лишаясь желаний, пропадает одно за другим понимание чувств, пространственно временного мира, образов, отношений. У Шопенгауэра отличие человека от животных только в том и проявляется, что в способности отрицать влияние слепой Воли, которую не признает сам Шелер. Альсберг ученик Шопенгауэра, отрицает определение человека через дух, сам дух он считает появился у человека ввиду слабого приспособления к жизни. У Фрейда имеет места теория отрицания, согласно которой в человеке заложено влечение к смерти, как стремление к возврату в неорганический мир. Так человек совершает отрицание. Но остаются вопросы: что в человеке совершает это отрицание, что отрицает волю к жизни, что вытесняет влечения, и почему в одних случаях вытесненная энергия становится неврозов, а в другом сублимируется с культуросозидающей деяятельности, в каком направление оно сублимируется и с какой целью происходит это вытеснение?

На эти и многие другие связанные с теорий отрицания вопросы Шелер ищет обоснованный ответ. Рассматривая понятия: разум, дух, идеи законы духа, законы бытия, Шелер считает, что не дух является причиной влечений, а самобытие, дух лишь в одном случае противостоит влечениям в другом усиливает и приманивает забытые слабые влечения. Таким образом, по его мнению, происходит управление духом чувств. Шелер считает что понимание духа разума и воли в классической и в современной западной философии по большей части ошибочно. Отрицая вселенский Абсолют или волю Гелгеля, как первоисточник и главную вселенскую силу, в раскрытие которой и состоит мир, Шелер считает что ни вселенскому духу ни идеи не принадлежит абсолютная власть. Дух он считает может обрести мощь лишь в процессе сублимации. Шелер считает, что в мире нет абсолютного закона которому следует вся вселенная, или же какого то абсолюта, лишь в сознание человека эти законы имеют место быть. Имеющиеся законы он называет кратковременными или гельштатзаконами.

«Взаимное проникновение изначально бессильного духа и изначально демонического, т. слепого ко всем духовным идеям и ценностям порыва, и одновременное вхождение в силу, т. е. оживотворение духа — есть цель и предел конечного бытия и процесса» считает Шелер, но вовсе не исходной точкой процесса, как считает теизм.

Возвращаясь снова к вопросу о проблеме человеческой природы, Шелер начинает рассматривать учение о человека Декарта. Понимая особое положение человека в мире Декарт полностью отделил человека от природы. Он также предположил что душа у человека занимает определенное место в теле. В то время как оба его предположение ошибочны. Человек нельзя обособлять от природы. Согласно исследованием начала ХХ века можно говорить что душа, как таковая не может находиться в одном месте, например, в коре головного мозга, талумусе, желудочках мозга, в сердце или в конце концов в эндокринных железах. В теле человека невозможно отделить какую — то часть, Шелер считает что «обиталищем» души является все тело человека. Что душа и тело есть единое целое. Декарт же воздвиг между ними пропасть .

Шелер назвал человека единством психических и физических функций так как и физическое и психическое воздействие может влиять на человека в равной мере. шелер человек антропология философский Далее Шелер рассматривает главные различия физиологии психологии животных у человека. Не буду подробно их расписывать, скажу лишь что у человека он подмечает способность абстрагированного мышления, большой фантазии, связь всех частей тела и органов и души.

Он делает вывод: «что ни плоть и душа, ни тело и душа, ни мозг и душа не составляют оптической противоположности в человеке».

Противоположностью в человеке, по Шелеру, является противоречие между его жизнью и духом. Но обо эти понятие взаимообъясняемы. «Дух идеирует жизнь. Но только жизнь способна привести в действие и осуществить дух, начиная с его простейшего побуждения к акту и вплоть до создания произведения, .» Это объяснение, однако же, отсутствует во многих философских учениях, которые имеют одностороннее объяснение человека и его места в мире.

Односторонность выражается как и в том, что человека (например в медицине или в философии) изучают только физиологически, и в том что некоторые мыслители изучают чисто психологическое отводя ему верховодящую роль, тем самым отдавая духу положение некой наполненной силой перводвижущей субстанции.

Также Шелер подчеркивает, что в работах его современником дух аналогичен интеллекту т. е. интеллект выполняет работу, которая принадлежит духу.

В последней части своей работы Макс Шелер рассматривает вопрос о самобытие человека, о его бытие в мире (понимание что есть мир и что в нем есть я), понимание идеи Бога и религии. Он говорит что человек, поняв своё место в мире, уже не может говорить что, он часть чего-то замкнутого. Он видит мир как неограниченное пространство, и в этом видении постигается истина абсолютного надземного бытия. Человек должен воспринимать себя вне мира.

Бог, считает он, для человека долгое время был священным первоначалом «бытием через себя». Шелер же считает, что «Сознание мира, самосознание и сознание бога образуют неразрывное структурное единство — точно так же, как трансценденция предмета и самосознание возникают в одном и том же акте» .

Человек по мнению Шелера поняв свою единственность в этом мире начал окружать себя предметами и образами, дабы защитить себя от вселенского Ничто. Спасением человека от этого ничто стала религия. Далее он рассматривает положения человека, согласно иудаизму и христианству, где в первом случае человек заключил с богом некое соглашение, во втором он является его рабом, и идею сыновства человечества по отношению к Богу. Отвергая эти идеи, Шелер представляет человека как место встречи Логоса и порыва — духа. Он говорит что «человек человеческая самость и человеческое сердце есть единственное место становление Бога». Исходя из этого, он выводит, что существование человека предполагает существование Бога и наоборот. Он признает, что Бог для человека ещё не познан, но не познан он только на данном этапе истории, и это постижение произойдёт позднее. Человек сейчас находится на этапе когда он нуждается в оплоте Внечеловеческого внемирного всемогущества.

Шелер говорит, что человеку ни стоит ждать ответов из вне, из внешнего бытия, а только самому в личной самоотдаче.

Прочитав и осмыслив работы Макса Шелера, я пришла к выводу что человек в его понимание есть противоречивое иногда даже невозможное единство, противодействующих и взаимодополняющих составляющих, где единство определяет дух, характерный только для человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой