Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Здоровьесберегающие образовательные технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здоровье школьников находиться в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться… Читать ещё >

Здоровьесберегающие образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние здоровье детского населения вызывает очень серьезное опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6−7 лет не готовы к обучению в школе.

Здоровье школьников находиться в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливать воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности-то есть устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных возможностей организма) — определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «Внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи практики.

  • 1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
  • 2. «Забалтывание» проблемы здоровья.
  • 3. Сужение понятия здоровья.
  • 4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
  • 5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
  • 6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
  • 6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по сохранению здоровья.
  • 6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
  • 6.3. Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы.
  • 6.4. Отсутствие моды на здоровье.
  • 6.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
  • 7. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровье населения, в частности детей и подростков школьного возраста.
  • 8. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов — «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т. п., специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока является не следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2−6,7 часа в день, в основой школе — 7,2−8,3 часа в день и в старшей школе — 8,6−9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9−10 часов в начальной, 10−12 часов в основной и 13−15 часов в старшей школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2−2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным зрением, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%) и на образовательную область «математика» (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что объем учебного материала ни в одной области за последние 50 лет не уменьшился. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Частое следствие интенсификации — возникновение у детей состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором — оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном для развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

Ещё один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся, — экзаменационный стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано с введением ЕГЭ. Если посмотреть на эту проблему шире, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование — уже маленький экзаменационный стресс.

Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Приведем развернутый перечень внутришкольных факторов, небезразличных для здоровья учащихся.

  • 1. Гигиенические условия:
    • — уровень шума, освещенность, воздушная среда;
    • — размер помещений (кубатура);
    • — дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); качество используемых стройматериалов;
    • — мебель: размеры, размещение в помещении;
    • — видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры;
    • — пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе;
    • — экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;
    • — состояние сантехнического оборудования.
  • 2. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы):
    • — объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьникам;
    • — расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
    • — организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.);
    • — объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
    • — особенности устава школы и норм жизни школы;
    • — медицинское обеспечение школы, наличие психолога;
    • — участие родителей в жизни школы;
    • — стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
    • — психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений «по горизонтали»;
    • — интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
    • — наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
    • — позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • 3. Психолого-педагогичекие факторы (зависящие в большей степени от учителей):
    • — психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
    • — стиль педагогического общения учителя с учащимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
    • — степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно к ученикам группы риска);
    • — особенности работы с «трудными подростками» в классе;
    • — соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
    • — степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
    • — личностные психические особенности учителя — его характер, эмоциональные проявления;
    • — состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение у своему здоровью;
    • — степень обремененности учителя собственными проблемами, его способность к психоэмоциональному переключению;
    • — степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
    • — профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные факторы — это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска, и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Школьные факторы риска:

  • 1. Стрессовая педагогическая тактика.
  • 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям.
  • 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • 5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
  • 6. Интерсификация учебного процесса.
  • 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
  • 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
  • 9. Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Исследования показывают: многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо в собственной деятельности найти резервы для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

здоровье патогенный школьный образовательный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой