Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игра как средство развития речи слабослышащих дошкольников 5-6 лет

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

За каждое правильно выполненное задание испытуемый получает 1 балл, соответственно за не выполненное задание 0 баллов. Низкий (0−5баллов) — Словарный запас беден. Ребёнок испытывает большие затруднения в подборе слов; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов. Средний (6−9 баллов) — Словарный запас ребёнка достаточно широк. С помощью наводящих вопросов без особых затруднений… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Игра как ведущий вид деятельности детей
    • 1. 1. Роль игры в психическом развитии слабослышащего ребенка
    • 1. 2. Игра как средство развития речи слабослышащих детей
  • Глава 2. Коррекционная работа по развитию речи слабослышащих дошкольников 5−6 лет посредством игры
    • 2. 1. Методы и методики исследования
    • 2. 2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи слабослышащих дошкольников 5−6 лет посредством игры
    • 2. 3. Контрольные результаты эксперимента
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Игра как средство развития речи слабослышащих дошкольников 5-6 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь использовались наглядные средства обучения (картины, муляжи, сами предметы), составление словосочетаний, включение новых слов в предложения, их группировку на основе сходства. Все эти задачи являлись выполнимыми в процессе дидактической игры, когда, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать (или совершает на глазах ребенка) предмет, мы одновременно стимулировали, активизировали употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: существительных, прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, переносили на другой материал. При таком переносе мы старались сформировать словосочетания и короткие предложения, у ребёнка в сознании сложить отвлечённый от конкретной ситуации словесный образ. При этом мы тщательно контролировали и процесс звукопроизношения у детей, при необходимости корригировали его. Проводилась работа по называнию частей целого предмета (машины, дома и т. д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествовала более сложной для ребенка работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (например, животных), а также по классификации предметов (как назвать одним словом куклу, машинку, кубики). При работе с детьми необходимо было учитывать их возрастные особенности.

С этой целью мы считаем очень важным и интересным для них было использование дидактических игр, позволяющих закрепить результат развития речи, а в большинстве случаев и в несколько раз его приумножить. Таким образом, проводилась работа по развитию речи детей, формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия. 2.

3.Контрольные результаты эксперимента

Реализация намеченных задач нашего исследования положительно повлияла на уровень развития речи детей экспериментальной группы, обогатила представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Об этом свидетельствуют данные контрольного эксперимента, в ходе которого: выявлялась динамика нарастания развития речи у детей в результате опытного обучения, сравнивались результаты работы в контрольной и экспериментальной группах. Нами было использовано задание на выявление понимание смысловой стороны слова: определение значения слова, подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к многозначным словам разных частей речи. Критерии оценок. Словарный запас оценивается следующим образом:

За каждое правильно выполненное задание испытуемый получает 1 балл, соответственно за не выполненное задание 0 баллов. Низкий (0−5баллов) — Словарный запас беден. Ребёнок испытывает большие затруднения в подборе слов; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов. Средний (6−9 баллов) — Словарный запас ребёнка достаточно широк. С помощью наводящих вопросов без особых затруднений подбирает слова. Высокий (10−12 баллов) — Ребёнок имеет богатый словарный запас. Легко подбирает слова близкие и противоположные по значению; подбирает к одному предмету несколько слов, обозначающие признаки или действия. Далее нами было проведено исследование уровня развития понимания смысловой стороны слова результаты диагностики представлены в таблице 5. Таблица 5- Исследование уровня развития понимания смысловой стороны слова (контрольный этап) Экспериментальная группа

Номер задания№ п/п123 456 789 101 112

Кол-во баллов111 111 111 111 121 107 687 638 316 166 623 546 325 842 481 951 595 635 219 410 115 115 992 979 395 233 972 224

Контрольная группа

Номер задания№ п/п123 456 789 101 112

Кол-во баллов100 011 100 111 711 011 394 395 663 228 263 475 102 307 064 941 108 476 092 407 304 562 514 933 579 776 В ходе исследование мы отметили, что в экспериментальной группе словарь детей активизировался. Они могут говорить о предмерах и явлениях. Вступать в активное речевое взаимодействие; проявляют интерес к творческой деятельности. Речь слабослышащих дошкольников стала эмоционально выразительной; у детей сформировалась произвольность речевого общения, активность и интерес к публичным выступлениям. Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития словаря. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. Из полученных данных видно, что в экспериментальной группе высокий уровень развития понимания смысловой стороны слова наблюдается у 84% детей слабослышащих, средний уровень у 1 человека, что составляет16%.В контрольной группе высокий уровень развития понимания смысловой стороны слова не наблюдается не у одного ребенка, средний уровень у 4 человек, что составляет 66%, низкий — 2 человека, это 34%; Рис. 3 Динамика уровня развития понимания смысловой стороны слова

Таким образом, сравнив данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента с данными контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе, можно утверждать, что наши предположения о том, что использование дидактических игр со слабослышащими дошкольниками, служит средством развития речи и может быть использована в качестве средства их формирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха подтвердились. Вывод к главе 2. На эффективность нашей работы указывают следующие результаты: Увеличение уровня при выполнении всех заданий после обучения в экспериментальной группе. Положительные тенденции: преобладание правильных ответов. Результаты работы над темой наглядно отражены в диагностике: дети стали больше использовать в лексике слов, возросла произвольность речевого общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, слабослышащих детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения. Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно.

Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Представленные игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач: формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности; формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной; развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух. Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи, выражающаяся в так называемом аграмматизме. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собой слов. Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный. Для более эффективного развития речи у детей дошкольного возраста воспитатели и специалисты используют различные дидактические игры, в частности продолжение лимерков, рассказывание по картинке, стихотворные шарады и т. д. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и: активизация занимают очень большое место. Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи.

Разные частные разделы, входящие в состав звуковой культуры, по-разному относятся к эффективности, успешности речевого общения. В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека, первый его «университет». Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно. Таким образом, количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развитию речи у детей старшего дошкольного возраста получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования. Из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитие речи детей старшего дошкольного возраста. На эффективность нашей работы указывают следующие результаты: Увеличение уровня при выполнении всех заданий после обучения в экспериментальной группе. Положительные тенденции: преобладание правильных ответов. Результаты работы над темой наглядно отражены в диагностике: дети стали больше использовать в лексике слов, возросла произвольность речевого общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Батурина Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду».

— М., 1974

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 1988

Боскис Р. Ф, Глухие и слабослышащие дети. — М.: Академия педагогических наук, 1963

Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии /Е.Н. Винарская. — М.: Просвещение, 1990. — 390с. Выготский Л. С. Основы дефектологии.

— СПб.: Лань, 2003. — 654 с.

— (Учебники для вузов. Специальная литература) Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений; Авт. — сост. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. — М.: АСТ, 2010. ;

126с.Выгодская, Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. — М., 1975. — 173с. Выгодская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. — М.: Просвещение, 1984. ;

175с.Гилевич, И. М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И. М. Гилевич, Е. А. Забара. — М.: Аквариум, 2007. — 128с. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев.

— М.: АПН РСФСР, 1961

Гербова В. В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 267с. Головчиц Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. // Дефектология. — №

6. — 2006. — С.42−48Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики // Дефектология. — №

4. — 2004. — С.8−17.Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей.

/ Под ред. Л. А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с. Жинкин Н. И. Механизмы речи — М.: АПН РСФСР, 1958

Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. — М.: Изд-во «Педагогика». 1976

Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников — Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 224с. Леонгард Э. И. Воспитание глухих дошкольников в детском саду. — М., 1987

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1974

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1969

Новикова О.О., Шматко Н. Д. Речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2−3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. — Москва: «Советский спорт». 2003. — 68 с. Носкова Л. П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991

Носкова Л.П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. — М. Владос, 2004.- 344с. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /

Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И.

Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -

М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. Обухова, Т. И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка: 5-е изд. / Т. И. Обухова. — М.: Проспект, 2011.

— 228с. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003

Психология глухих детей /Под. ред. Соловьева. — М., 1997.-392с.Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — М.: Педагогика, 1981

Рахманов В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха. — Харьков: Основа, 1990.- 156с. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы.- Л., 1988.- 114с. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344с. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002

Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. — М.: Просвещение, 1989.-263с Шматко Н. Д., Головчиц Л. А., Стребелева Е. А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009.

— № 1. — С. 19−23.Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит… / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. — М.: Просвещение, 2005.

— 126с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». — М., 1974.
  2. З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.
  3. Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 1988
  4. Боскис Р. Ф, Глухие и слабослышащие дети. — М.: Академия педагогических наук, 1963.
  5. Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
  6. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии /Е.Н. Винарская. — М.: Просвещение, 1990. — 390с.
  7. Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с. — (Учебники для вузов. Специальная)
  8. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений; Авт. — сост. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. — М.: АСТ, 2010. — 126с.
  9. , Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г. Л. Выгодская. — М., 1975. — 173с.
  10. , И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. — М.: Просвещение, 1984. — 175с.
  11. , И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / И. М. Гилевич, Е. А. Забара. — М.: Аквариум, 2007. — 128с.
  12. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М.: АПН РСФСР, 1961.
  13. В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. — М.: Просвещение, 2004. — 267с.
  14. Головчиц Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. // Дефектология. — № 6. — 2006. — С.42−48
  15. В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики // Дефектология. — № 4. — 2004. — С.8−17.
  16. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
  17. Н.И. Механизмы речи — М.: АПН РСФСР, 1958.
  18. А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. — М.: Изд-во «Педагогика». 1976.
  19. Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников — Ростов н/Дону: Феникс, 2004.- 224с.
  20. Э.И. Воспитание глухих дошкольников в детском саду. — М., 1987.
  21. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Наука, 1974.
  22. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1969
  23. О.О., Шматко Н. Д. Речевая ритмика для малышей занятия с глухими и слабослышащими детьми 2−3 лет // Методическое пособие для педагогов и родителей. — Москва: «Советский спорт». 2003. — 68 с.
  24. Л.П. Воспитание глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
  25. Л.П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. — М. Владос, 2004.- 344с.
  26. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  27. , Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка: 5-е изд. / Т. И. Обухова. — М.: Проспект, 2011. — 228с.
  28. Т.В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.
  29. Психология глухих детей /Под. ред. Соловьева. — М., 1997.-392с.
  30. Рау Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — М.: Педагогика, 1981
  31. В.М. Медико-социальные аспекты воспитания и обучения детей с нарушением слуха. — Харьков: Основа, 1990.- 156с.
  32. Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы.- Л., 1988.- 114с.
  33. В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.- 344с.
  34. Е.А. Специальная дошкольная педагогика. — М., 2002.
  35. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. — М.: Просвещение, 1989.-263с
  36. Н.Д., Головчиц Л. А., Стребелева Е. А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009. — № 1. — С. 19−23.
  37. , Н.Д. Если малыш не слышит… / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. — М.: Просвещение, 2005. — 126с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ