Введение.
Предоставление платных медицинских услуг в государственной медицинской организации
В первую очередь было изучено законодательство по вопросам правомочности оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, начиная с Конституции Российской Федерации и до Приказов и Постановлений на местном уровне. Было понимание, что отношение к платным услугам в обществе неоднозначно. Проект развития внебюджетной деятельности в одной из детских городских больниц… Читать ещё >
Введение. Предоставление платных медицинских услуг в государственной медицинской организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной проблемой российской системы здравоохранения является разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их реальным финансированием. Между тем, затраты, необходимые на обеспечение гарантий, постоянно увеличиваются из-за появления все новых дорогостоящих медицинских технологий, лекарственных препаратов. Такая ситуация неизбежно ведет к росту нелегальных платежей населения и к снижению доступности качественной медицинской помощи для населения. В сложившейся ситуации видится несколько путей выхода. Первый — это рост государственного финансирования системы здравоохранения, второй — повышение эффективности имеющихся ресурсов, и третий — это легализация неформальных платежей населения за медицинские услуги, что возможно лишь при грамотной организации платных медицинских услуг в государственном секторе здравоохранения.
Цель нашего исследования заключалась в следующем: проанализировать возможности увеличения финансирования государственной медицинской организации за счет привлечения внебюджетных источников, а также, используя инструменты стратегического менеджмента, разработать стратегию и план развития платных медицинских услуг в детской больнице.
Представленное исследование состоит из двух проектов, а именно:
проект разработки стратегии и плана развития внебюджетной деятельности в детской больнице города Екатеринбурга в 2009 году;
проект развития платных медицинских услуг в одной из детских городских поликлиник города Москвы, который начался в 2015 году. В ноябре — декабре 2014 года был проведен социологический опрос населения и врачей в данной поликлинике с целью определения их отношения к платным медицинским услугам.
Методологические подходы проводимого в настоящее время проекта развития платных медицинских услуг в городе Москве были полностью отработаны в городе Екатеринбурге.
Проект развития внебюджетной деятельности в одной из детских городских больниц города Екатеринбурга был сделан автором, который непосредственно принимал участие в его разработке и внедрении. События происходили весной 2009 года. Автор в то время отвечал за развитие платных медицинских услуг в своей организации.
Ситуация в здравоохранении в то время была довольно сложная, как впрочем, и в сложившихся сегодняшних условиях. За шесть прошедших лет по сути ничего не изменилось. Ограниченное бюджетное финансирование (экономически необеспеченные, а только лишь декларативные гарантии государства), финансирование по принципу «Деньги вслед за пациентом», вместо жесткой территориальной привязки пациентов (в настоящее время — это подушевое финансирование), а также наступивший в 2008 году мировой финансовый кризис, — реалии того времени. Сложившаяся ситуация вынуждала изыскивать дополнительные источники финансирования, уделять внимание качеству предоставляемых услуг и уровню конкурентоспособности больницы, наконец заняться развитием платных медицинских услуг.
Предполагалось, что использование средств, полученных от предоставления платной медицинской помощи, позволит:
улучшить экономическое положение учреждения;
повысить доходы сотрудников за счёт дополнительной профессиональной занятости;
эффективно использовать дорогостоящее оборудование;
частично восполнить недофинансирование.
Актуальной проблемой являлся низкий доход от платных медицинских услуг в больнице. Необходимо было кардинально изменить такое положение дел. Данная цель была поставлена главным врачом перед своим коллективом, а именно, развитие внебюджетной деятельности, как дополнительного источника финансирования.
В первую очередь было изучено законодательство по вопросам правомочности оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, начиная с Конституции Российской Федерации и до Приказов и Постановлений на местном уровне. Было понимание, что отношение к платным услугам в обществе неоднозначно.
В основном законе, регулирующим отношения в сфере здравоохранения № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323) от 21 ноября 2011 года, указано, что граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ ДМС, а также за счёт средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [3]. здравоохранение финансирование платный услуга На момент разработки нашего проекта в Екатеринбурге Федерального закона № 323 еще не было. Действовало постановление Правительства России от 15 мая 2007 г. № 286 [6], согласно которому платная медицинская помощь была возможна только при оказании медицинской помощи сверх установленных видов и объемов. Платные услуги могут выбираться пациентом только в добровольном порядке. В каждом учреждении должен быть список «бесплатных» медицинских услуг и тех, которые предлагаются за деньги. Эти списки должны располагаться в доступном для пациентов месте. Оказание платных медицинских услуг возможно при наличии сертификата и лицензии на соответствующий вид деятельности у организации.
По независимым оценкам, ежегодный прирост рынка платных медицинских услуг в России в то время оценивался в 25%.
После того, как нами был изучен вопрос правомочности платных медицинских услуг в государственных учреждениях, мы перешли к непосредственной разработке стратегии и плана развития внебюджетной деятельности в нашей больнице.
Объектом изучения была муниципальная детская городская больница.
Базой исследования — Муниципальное учреждение «Детская городская больница № 8» города Екатеринбурга (далее «ДГБ № 8»).
Предметом изучения была разработка стратегии и проекта развития внебюджетной деятельности (далее «ВБД»).
Доход от внебюджетной деятельности ДГБ № 8 по итогам 2008 года составлял 7 млн рублей в год или 4% в структуре финансовых поступлений больницы.
Цель проекта— удвоение доходов от платных услуг в ДГБ № 8 к 2012 году (с 0,6 до 1,2 млн. рублей в месяц или 14 млн. рублей в год).
Задачи:
- 1. Разобраться с основными понятиями стратегического менеджмента;
- 2. Провести оценку больницы и отрасли в целом;
- 3. Разработать стратегию развития ВБД в соответствии с целями и миссией организации;
- 4. Составить план мероприятий для осуществления стратегии;
- 5. Разработать график реализации плана.
Ожидаемые результаты:
- 1. Частичное восполнение недофинансирования больницы;
- 2. Увеличение количества, улучшение качества и комфортности услуг;
- 3. Повышение удовлетворённости населения в оказании педиатрической помощи;
- 4. Повышение конкурентоспособности больницы в новых социально-экономических условиях.
Возможные риски:
- 1. Риск запрета платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения;
- 2. Конфликт между задачей развития платных медицинских услуг и интересами руководителей подразделений, занятых оказанием «бесплатной» медицинской помощи;
- 3. Низкая мотивация сотрудников.
Необходимые ресурсы:
- 1. Управленческие компетенции руководящего состава больницы;
- 2. Квалифицированные кадры немедицинского профиля (маркетолог, менеджер проектов, тренер-психолог);
- 3. Выстроенная система взаимодействия между подразделениями больницы;
- 4. Управление изменениями.
Начало проекта планировалось на май 2009 года, окончание — на декабрь 2011 года.
Предложенный проект не требовал серьезных инвестиций, являлся проектом развития на основе самоокупаемости и самофинансирования. Предполагалось развивать платные медицинские услуги, используя имеющиеся трудовые и финансовые ресурсы, а также существующую материально-техническую базу. Все мероприятия должны были нести организационный характер.
Проект был разработан в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области здравоохранения и, направлен на благо широких масс людей.
Второй проект по развитию платных медицинских услуг в одной из детских городских поликлиник города Москвы начался в январе 2015 года, а в ноябре — декабре 2014 года на базе этой поликлиники автором был проведен социологический опрос населения и врачей. На момент проведения опроса платных медицинских услуг в данной поликлинике не было. Предполагалось, что результаты проведенного опроса помогут определить перспективы развития платных медицинских услуг в организации. Цель и задачи социологического опроса были согласованы с руководством.
Цель мы сформулировали следующим образом:
Есть ли место платным медицинским услугам в государственном секторе здравоохранения (по мнению врачей и пациентов).
Основные задачи исследования:
провести анализ отношения врачей и пациентов к платным медицинским услугам в государственной детской поликлинике;
узнать мнение врачей об организации платных медицинских услуг, о предпочтительной форме оплаты.
Результаты опроса будут представлены в данной работе.