Экспериментальное исследование профессионального уровня коммуникативных умений и навыков, наличие эмпатии у медицинских сестер
Респондентов получили оценку 2 — это говорит о том, что развитие коммуникативных и организаторских способностей у них находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией… Читать ещё >
Экспериментальное исследование профессионального уровня коммуникативных умений и навыков, наличие эмпатии у медицинских сестер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В целях совершенствования, повышения качества ухода за маленькими пациентами и эффективности предоставления медицинских услуг в отделении реанимации новорожденных, нами была проведена исследовательская работа.
В исследовании принимали участие 20 медицинских сестер отделения на базе МУЗ «Клинический родильный дом № 1» и 10 родителей новорожденных.
Исследовательская работа состояла из 3-х этапов.
- 1 этап — подбор тестов и разработка анкеты;
- 2 этап — проведение тестирования и анкетирования;
- 3 этап — анализ полученных результатов.
За основу исследования мы взяли методы анкетирования и тестирования, которые, более приемлемы и обоснованы в данных условиях и результативнее для достижения цели исследования и решения.
Созданная нами анкета представлена пятью большими вопросами с несколькими вариантами ответов для ранжирования (Приложение № 1).
Вопросы были составлены с учетом специфики отделения, пациентов (новорожденные), персонала и условий профессиональной деятельности медперсонала.
Анкета предлагалась как медперсоналу, так и родителям новорожденных пациентов. (Приложение № 2).
Данные анкетирования родителей пациентов отделения реанимации новорожденных и анкетирования медицинских сестер, помогут в разрешении возникающих проблем между родителями пациентов новорожденных и медперсоналом отделения. Полученные ответы для удобства мы фиксировали в таблицы.
Цели анкетирования:
- · изучить психологические, деонтологические основы деятельности медицинских сестер;
- · изучить профессиональную культуру медицинских сестер;
- · изучить факторы, влияющие на качество медицинской помощи.
- · выявить уровень коммуникативных способностей у медицинских сестер.
Далее нами было проведено тестирование с помощью методики КОС — «Коммуникативные и организаторские способности», для исследования уровня коммуникативных способностей медицинских сестер отделения новорожденных. Медицинским сестрам были предложены бланки, содержащие 40 вопросов (Приложение № 3).
Рассмотрим все этапы работы и представленные результаты.
Данные полученных ответов родителей пациентов на вопрос, определить в порядке значимости духовные ценности, необходимые для медсестры представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Духовные ценности медицинской сестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Милосердие. | I. | ||
Чувство долга. | II. | ||
Ответственность. | III. | ||
Вежливость. | IV. | ||
Доброжелательность. | V. | ||
Умение проявлять сопереживание. | VI. | ||
Результаты ответов на вопрос, назвать личностные качества человека, не применимые для медсестры, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Качества не применимые для медсестры. | Количество человек (%). | |
Грубость. | ||
Безответственность. | ||
Халатность. | ||
Хамство. | ||
Некомпетентность и равнодушие. | ||
На вопрос определить, наиболее важные принципы в деятельности медсестры, показатели ответов пациентов представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Важные принципы в деятельности медсестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Соблюдение правил внешней культуры. | I. | ||
Соблюдение нравственно-этических норм. | II. | ||
Бескорыстие. | III. | ||
Соблюдение врачебной тайны. | IV. | ||
Недопустимость практических экспериментов. | V. | ||
Соблюдение дисциплины труда. | VI. | ||
Недопустимость принудительного лечения. | VII. | ||
На вопрос, отметить факторы, влияющие на качество медицинской помощи, респонденты проранжировали значимость влияния факторов на оказание медицинской помощи следующим образом, данные представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Факторы, влияющие на качество медицинской помощи. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Компетентность. | I. | ||
Психологическую поддержку. | II. | ||
Слаженность в работе врача и медсестер | III. | ||
Доступные цены. | IV. | ||
Новое оборудование. | V. | ||
Применение современных технологий. | VI. | ||
Таким образом, анализ анкет показал, что для родителей пациентов важными являются психологические, этико-деонтологические основы деятельности медицинских сестер, их профессиональная культура, а также важным элементом взаимодействия является общение.
Далее был выявлен аспект личностных качеств медицинских сестер отделения реанимации новорожденных. Наиболее значимыми в работе медицинских сестер отделения реанимации новорожденных после опроса родителей пациентов являются следующие личностные качества.
Мнения родителей пациентов (новорожденных) по этому вопросу представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Личностные качества медицинской сестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Профессиональные знания и умения. | I. | ||
Моральные. | II. | ||
Эстетические качества. | III. | ||
Общий уровень культуры. | IV. | ||
Интеллектуальные способности. | V. | ||
Личностно — психологические качества. | VI. | ||
Анкетирование среди медицинских сестер проводилось параллельно с анкетированием родителей пациентов, что позволило получить достоверные данные обо всех аспектах работы медицинской сестры, влиянии личностно-психологических особенностей медперсонала на оказание медицинской помощи.
На вопрос, определить в порядке значимости духовные ценности, необходимые для медсестры данные анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Духовные ценности медицинской сестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Чувство долга. | I. | ||
Ответственность. | II. | ||
Вежливость. | III. | ||
Милосердие. | IV. | ||
Доброжелательность. | V. | ||
Умение проявлять сопереживание. | VI. | ||
Результаты ответов на вопрос, назвать личностные качества человека, не применимые для медсестры, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Качества не применимые для медсестры. | Количество человек (%). | |
Грубость. | ||
Безответственность. | ||
Халатность. | ||
Хамство. | ||
Некомпетентность и равнодушие. | ||
На вопрос определить, наиболее важные принципы в деятельности медсестры, показатели ответов пациентов представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Важные принципы в деятельности медсестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Соблюдение правил внешней культуры. | I. | ||
Соблюдение нравственно-этических норм. | II. | ||
Бескорыстие. | III. | ||
Соблюдение врачебной тайны. | IV. | ||
Недопустимость практических экспериментов. | V. | ||
Соблюдение дисциплины труда. | VI. | ||
Недопустимость принудительного лечения. | VII. | ||
На вопрос, отметить факторы, влияющие на качество физиотерапевтической помощи, медицинские сестры проранжировали значимость влияния факторов на оказание медицинской помощи следующим образом, данные представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Факторы, влияющие на качество медицинской помощи. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Компетентность. | I. | ||
Психологическую поддержку. | II. | ||
Слаженность в работе врача и медсестер | III. | ||
Доступные цены. | IV. | ||
Новое оборудование. | V. | ||
Применение современных технологий. | VI. | ||
Анализируя данные анкетирования, мы пришли к выводу, что для персонала отделения важными являются психологические особенности, профессиональная культура медицинской сестры, этико-деонтологические основы деятельности медицинских сестер, а также как и родители пациентов важным элементом взаимодействия они выбрали общение.
Далее был выявлен аспект личностных качеств медицинских сестер.
В работе медицинских сестер отделения реанимации новорожденных наиболее значимыми личностными качествами сами медсестры выдвинули следующее. Ответы представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Личностные качества медицинской сестры. | Значимость (место). | Количество человек (%). | |
Профессиональные знания и умения. | I. | ||
Личностно — психологические качества. | II. | ||
Моральные. | III. | ||
Общий уровень культуры. | IV. | ||
Эстетические качества. | V. | ||
Интеллектуальные способности. | VI. | ||
Далее нами был исследован уровень коммуникативных способностей медицинских сестер отделения новорожденных с помощью методики КОС — «Коммуникативные и организаторские способности». Медицинским сестрам были предложены бланки, содержащие 40 вопросов (Приложение № 3). В результате исследования мы получили следующие результаты: Медицинские сестры с крайне низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей в отделении отсутствуют.
- 9% респондентов получили оценку 2 — это говорит о том, что развитие коммуникативных и организаторских способностей у них находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия решений самостоятельно.
- 57% опрошенных получили оценку 3 — для этой категории медицинских сестер характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контакту с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.
- 31% медицинских сестер получили оценку 4 — это группа с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации.
- 3% получили оценку 5 — для этой группы характерен наиболее высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей; быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято их окружением. Они легко чувствуют себя в незнакомой ситуации, любят и умеют организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеют наладить работу.