Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деталь, как средство выразительности в документальном фильме В. Елманова «Меня убили на войне»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит отметить, что видео снималось не профессионалами, а любительской камерой (Костромской ОМОН), что, конечно, резко снижает качество съёмки, но бесценно с точки зрения того, что мы видим войну глазами участников событий. Именно такой, какая она действительно была. Особое место в этом фильме занимают зарисовки. Зарисовка — это особое средство выразительности в фильме. Оно основано… Читать ещё >

Деталь, как средство выразительности в документальном фильме В. Елманова «Меня убили на войне» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форма фильма, способы подачи, новаторство и приёмы в документальном фильме В. Елманова «Меня убили на войне».

«Спасите наши души! Спасите наши души!» Это строки из дневника погибшего в Чечне молодого парня. Не хочется начинать банально писать об этом фильме! Мою душу он точно спас. Несмотря на то, что задачи у него стояли другие. Вряд ли данный документальный фильм оставить кого-то равнодушным. Этот фильм о том, как для России началась Чеченская война. Разрушительная и страшная. Оказалось, что ввести войска куда проще, чем решить проблему мирным путем. И проблему решили с помощью жизней. Съёмки для фильма предоставил Костромской ОМОН. Восемь часов видео. Страшных и правдивых кадров. Фильм «Меня убили на войне» получил награды в трех самых крупных фестивалях «Телефорум», «Сталкер» (г. Москва) и ещё один фестиваль, который проходит в Екатеринбурге — «Неигровое кино». Отсмотреть восемь часов плёнки, написать сценарий и сделать 30- минутный фильм. Такая задача стояла пред режиссёром. Чтобы скомпоновать такое количество материала нужно сначала найти линии, построить сюжет.

И режиссёр фильма В. Елманов нашёл свой ход. Войну в то время показывали многие, война никого не могла оставить равнодушным и это понятно, но как показать абсурдность войны? Как донести свою мысль, что это не выход и не решение проблемы? Здесь режиссёр нашёл свой подход. Параллельно рассказу о войне идёт и история молодого парня, который еще не видел жизни, но ему приходится убивать, преодолевать себя, свои страхи. Его ждут дома родители, ему пишет девушка. И даже праздники, которые проходят уже в Чечне на войне, описываются с точки зрения его наблюдений и ощущений.

Этот приём я бы отнесла к новаторству в данной области. Кстати, стоит отметить, что это «его убили на войне».

Введение

такого героя позволяет осмыслить сторону абсурда войны, бесчеловечности и мимолётности жизнь. Ты становишься участником вместе с ним. Молодым человеком, чьи эмоции становятся частью тебя, а рассказ о Чечне твоим собственным переживанием. Это всё сделали мы сами. Ещё одна линия в фильме — это линий любви. Любовь, которая возникает у дедушки к этому парню перед его уходом в армию. Как у Льва Николаевича Толстого в «Войне и Мире». Любовь и война. Два сильных и страшных чувства. Но в фильме «Меня убили на войне» любовь не навязчивое чувство.

«Здравствуй, Алексей. С приветом к тебе Женя. Это письмо, наверно, тебя очень удивит, может ты будешь недоволен этим беспокойствием. Но тогда извини меня, пожалуйста. Ты подумаешь, какое я имею отношение к тебе и почему я решила написать? Просто я увидела мать Юры и спросила, проводили тебя в армию или нет? Она сказала, что уже получили письмо от тебя, и дала мне адрес твой. А я у ней спросила, может, кто у тебя есть, в смысле девушка, и она тебе пишет, но она ответила, что у тебя нет никого.

Дела у меня идут по-старому, никуда не хожу, сижу дома. Может ты задашь вопрос насчет Тольки, то я совсем никакого отношения к нему не имею и не хочу иметь. Но вот вроде все пока. До свидания. С приветом Женя, надеюсь не забыл, хотя мы с тобой не очень хорошо знакомы, кроме у тети Вали, когда я была у них. Но ничего, надеюсь, будем очень хорошо знакомы, и, конечно, это будет и от тебя зависеть.

Еще раз до свидания. Жду ответа, если напишешь".

Руки сворачивают листок. И вот он режиссерский ход. Письмо. Здесь оно будет яркой деталью в фильме. Деталь эта будет иметь смысловую нагрузку. Безусловно, это момент постановки, но в теории курсовой работы уже отмечено, что документалистика допускает восстановление событий. В теоретической части уже было обозначено, что музыка — неотъемлемая часть любого фильма. В. Елманов предаёт большое значение музыке. Каждый эпизод продумывался. В фильме использовалась музыка Андреаса Валленвайдера, бразильского композитора. Эта мелодичная, лёгкая, с нотами веселья музыка была своего рода отображением авторского мнения. Думаю, что В. Елманов хотел сделать акцент на нелепости всего происходящего.

Стоит отметить, что видео снималось не профессионалами, а любительской камерой (Костромской ОМОН), что, конечно, резко снижает качество съёмки, но бесценно с точки зрения того, что мы видим войну глазами участников событий. Именно такой, какая она действительно была. Особое место в этом фильме занимают зарисовки. Зарисовка — это особое средство выразительности в фильме. Оно основано на изображении и музыкальном сопровождении этого изображения. Если музыка и видео не совпадают, то такое сочетание относят к контрапункту.

С 1:07 начинается зарисовка, которая ближе к контрапункту. Весёлая бразильская музыка и ужасные кадры разрушенного города. С 3:33 в кадре появляется дом, на котором вывеска: «Мир Кавказу — мир всем» и всё прежняя музыка Андреаса Валленвайдера. Это уже явный контрапункт. Если говорить о контрапункте то, на мой взгляд, он отображает и поддерживает идею автора об абсурдности этой войны. Ненужности всего происходящего.

Контрапункт с бразильскими нотками показывает жизнь: тут когда-то веселились, гуляли, любили, ходили и просто жили. Но всего этого нет сейчас. Есть полуразрушенные дома, пыль.

Зарисовки тут будут ещё не однократно, каждая из них обращает нас к реальности, для которой слова уже не нужны. В этом фильме очень тонкая грань между тем, о чём говорить, и тем, о чём лучше помолчать, показать без слов. На мой взгляд, она выполнена очень чётко. В сюжетную линию фильма включено интервью с подполковником ОМОНа Костромской области (1996) Николам Галкиным. Он сам был участником и лично командовал отрядом наших костромских бойцов. На кадрах он с первых минут. Для документального кино особенно ценно иметь фактологические подтверждения из уст участника событий.

Из дневника Алексея Сафронова, так зовут персонажа, который будет вести нас по этой страшной войне, так зовут молодого человека, которому будут писать письма. Алексей — это и есть тот персонаж, которого автор-режиссёр вводит, как центральную линию сюжета. Начало повествования начинается с пометкой «Из дневника Алексея Сафронова». Эта инверсия тоже приём автора.

Дневник этот сложился из разговоров с омоновцами, бойцами, очевидцами. Реально дневника не было, но данные, которые вошли в него были документом, а документам привыкли люди доверять. Реальность рассказов, очевидность фактов и даже самые страшные кадры (трупы) не могли оставить равнодушными, не могли не заставить почувствовать «вкус и запах» войны.

В 1997 году реалии той войны показывали с позиции информационной, В. Елманов же поставил задачу показать войну реальной. Фильм заканчивается страшными фактами, которые напрямую присуще документу, а значит и документальному кино — статистикой погибших, убитых, пропавших без вести, вернувшихся домой инвалидами.

«Итог войны для Костромской области: погибло 22 военнослужащих, двое пропали без вести. Один находится в чеченском плену. 48 костромичей получили ранения. 10 человек вернулись с войны инвалидами. 9 детей остались сиротами».

Надо отметить, что при работе над этим фильмом пришлось непросто. Большое количество материала нужно было уложить в определённую фактуру. И режиссёр нашел решения. Вводом линий, включением зарисовок, контрапункта, детали, интервью. Полностью документальные метры съёмки получили обрамление и стали «играть» в условиях тяжелого рассказа о страшных событиях Чеченской войны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой