Периодизация жизни и творчества А. Зиновьева в аспекте эволюции его социально-политической концепции
![Реферат: Периодизация жизни и творчества А. Зиновьева в аспекте эволюции его социально-политической концепции](https://gugn.ru/work/7760415/cover.png)
Создание «Логической социологии», конституирующей и описывающей «реальный коммунизм» и «сверхобщество» Запада. Советское общество А. Зиновьев представил как общество, в котором главную, определяющую роль имеют «коммунальные отношения». Этот вывод, по признанию многих ученых, — философское открытие мирового масштаба. А. Зиновьев совершил значительный интеллектуальный шаг в сторону понимания… Читать ещё >
Периодизация жизни и творчества А. Зиновьева в аспекте эволюции его социально-политической концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Если рассмотреть в целом жизнь А. Зиновьева, то можно четко разграничить несколько периодов его творчества. С одной стороны, их можно выделить по качественному роду деятельности его как ученого и ученого-литератора. С другой — по тем идеям, которые он высказывал на каждом этапе. В данной работе мы скомпилируем оба подхода и представим периодизацию его творчества в аспекте эволюции его социально-политической концепции. В рамках такого подхода можно выделить три этапа.
«Академический» этап
Первый из них — «академический» — до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера занятий А. А. Зиновьева в это время — логика и методология науки. Труды этого периода обосновывают методологию мышления А. Зиновьева как ученого, служат отправной точкой для последующих социально-философских концепций, изложенных в прозе и публицистике. Среди этих трудов: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и другие.
Все достижения А. Зиновьева этого периода в области науки и его философские разработки трудно изложить в нескольких абзацах или даже листах — они заслуживают обстоятельного анализа. Однако следует по крайней мере конспективно описать основные:
- 1) Разработка оригинальной концепции метода восхождения от абстрактного к конкретному. Суть концепции, предложенной А. Зиновьевым в его диссертации, обратна методологии К. Маркса. Реальность у А. Зиновьева возникает в мышлении, а не существует сама по себе. В мышлении она подвергается познанию. Сам механизм познания берет начало путем выделения какой-либо черты объекта из реальности. Этот объект не может не выступать в мышлении как абстракция. Таким образом, от некоей абстракции в мышлении через тщательно разработанные А. Зиновьевым процедуры перехода к конкретному в мышлении, через накапливание этих приемов, связывание множества абстрактных определений появляется конкретное знание объекта реальности.
- 2) Разработка «Комплексной или многозначной логики». Ее сущность в том, что логические построения есть продукт языковой инженерии. В этом смысле логика для А. Зиновьева суть наука о правилах языка. Эти правила нельзя просто октрыть, как, например, законы природы. Их изобретают люди и используют их как интеллектуальные инструменты для решения задач, возникающих в общественной жизни, на практике, в познании.
- 3) Создание «Логической социологии», конституирующей и описывающей «реальный коммунизм» и «сверхобщество» Запада. Советское общество А. Зиновьев представил как общество, в котором главную, определяющую роль имеют «коммунальные отношения». Этот вывод, по признанию многих ученых, — философское открытие мирового масштаба. А. Зиновьев совершил значительный интеллектуальный шаг в сторону понимания не только общества Советского союза, но и природы человека как таковой. С целью изучить современные социумы А. Зиновьев разработал специальный категориальный аппарат («человейник», «предобщество-общество-сверхобщество», «деловая сфера», «коммунальная сфера», «социальная организация», «социальный субъект», «фактор предательства» и др.). Законы общественности он интерпретирует как «законы экзистенциального эгоизма», а социальную организацию — как «объективный процесс, который по степени своей объективированной упорядоченности ничем не отличается от природных процессов».
- 4) А. Зиновьев приходит к выводу, что история на современном этапе стала управляемой. Это не означает, что люди способны взять под контроль условия своего существования в обществе. Наоборот, это значит, что от них теперь мало что зависит и они стали марионетками.