Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура Казахстана в ХIX веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. В 1789 г. в… Читать ещё >

Культура Казахстана в ХIX веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XIX в. получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Борьбу казахов против набегов казачьих отрядов, кокандских и хивинских феодалов (поэма «Батыр Нияз», «Бекет батыр», «Айман-Шолпан»). Развитие Казахской литературы связано с творчеством Махамбета Утемисова. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817−1871). Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827−1896). Замечательным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770−1856). Именно ему мы обязаны сохранением поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу» .

В первой половине XIX в. появилась группа талантливых композиторов, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие казахского музыкального искусства. Видным деятелем казахской инструментальной музыки явился Даулеткерей Шигайулы. Автором более 30 инструментальных произведений был другой выдающийся композитор — Курмангазы Сагырбайулы (1806−1879). Своими произведениями он значительно развил и обогатил казахскую инструментальную музыку. Особо популярны такие его произведения, как «Кебiк шашкан», «Балбырауын», «Сарыарка», «Юсен ашкан» .

Культура Казахстана начала XIX в. характеризовалась началом проникновения русской культуры и в первую очередь русского образования, школ с обучением на русском языке. Организация школ была вызвана, с одной стороны, стремлением к грамотности, местного русского населения, с другой, необходимостью царскому правительству готовить людей для своего административного аппарата в Казахстане. В 1789 г. в Омске открылась «азиатская школа», готовившая переводчиков и писарей для местной администрации, в 1813 г. — военное училище, преобразованное в 1847 г. в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбурге было создано военное училище, также преобразованное в 1844 г. в Оренбургский кадетский корпус. В 1841 г. была организована школа в Ханской ставке, в которую также принимали главным образом детей казахской знати. Все эти учебные заведения, несмотря на колонизаторские цели, которые ставились перед ними царской администрацией, и очень небольшой контингент учащихся — детей русских чиновников и казахской аристократической верхушки, все же способствовали распространению русской грамотности в крае. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников. Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5−6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.

Вклад в культурное развитие Казахстана XIX века внесли различные ученые и исследователи, среди которых видное место занимают Ч. Валиханов, М. С. Бабаджанов (историк, географ, этнограф), И. Алтынсарин (организатор народного образования). Первые казахские интеллигенты, получившие европейское образование, были выходцами из султановской верхушки, перешедшей на службу царизму. Они были горячими сторонниками русского просвещения и культуры, сближения казахского и русского народов, считали свой народ невежественным и отсталым.

В XIX веке в Казахстане получила дальнейшее развитие и литература. Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай Кунанбаев (1845−1904). Абай перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов. Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.

Получила развитие и поэзия, яркими представителями которой были Шортанбай Канайулы (1818−1881), автор поэмы «Зар Заман», Дулат Ба-батайулы (1802−1874), Мурат Монкеулы (1843−1906 гг.).

Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (1858−1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. В казахской литературе второй половины XIX в. определилось и другое направление, представители которого в своих произведениях отображали реальный мир без религиозных окрасок. Одним из них был Суюнбай Аронулы (1822−1885). Заметный след в казахской, татарской и башкирской литературе оставил Акмола (Муфтахетдин) Мухамедьярулы (1831−1895). Первый сборник его стихов был опубликован в 1892 г. В них он критиковал раздоры между родовыми старшинами, обращает внимание соплеменников на пороки казахского общества, призывает их к образованию. Многие стихи посвящены описанию времен года. Интересны его выводы философского характера.

Большое место в устной литературе в XIX в. занимали лирические песни акынов. Одним из замечательных представителей поэтов-композиторов является Биржан сал Кожагулулы (1834−1897). Его песни «Жамбас сипар», «Биржан сал», «Жанбота», «Лайлым шырак» вошли в песенную классику казахского народа. Другим замечательным представителем казахского песенного искусства второй половины XIX в. является Акан сери Корамсаулы (1843−1913). Он — поэт, лирик, композитор, создавший около 50 песен.

На развитие культуры Казахстана XIX большое влияние оказали различные научные общества. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России. В 1867 г. был создан Оренбургский отдел РГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Освоение восточных районов страны в первую очередь Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела РГО. С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского Географического общества. В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии — приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов. Важным направлением в деятельности архивной комиссии было создание в Оренбурге музея. Самым деятельным членом Оренбургской ученой архивной комиссии был И. Кастанье, который производил раскопки и занимался составлением свода памятников древней культуры казахской степи. В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края. В научных учреждениях и обществах работали такие видные востоковеды России, как В. Григорьев, В. Вельяминов-Зернов, Я. Ханыков, И. Березин, В. Бартольд, А. Харузин, Н. Аристов и др., которые оставили после себя фундаментальные труды о Казахстане.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой