К вопросу о психологических особенностях девиантного поведения подростков
В подростковом возрасте оказывается блокирован механизм, управляющий отсроченностью удовлетворения желаний, а сила внутриличностного конфликта, регулируемая за счет перевода бессознательных влечений, желаний и стремлений в социально приемлемую форму, не ослабляется. Конечная цель того эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и получении подростком информации об отношении… Читать ещё >
К вопросу о психологических особенностях девиантного поведения подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К вопросу о психологических особенностях девиантного поведения подростков
Автор: А. В. Надеин В статье рассматриваются личностные факторы портрета подростка, социальная дезадаптация подростка и причины начальных отклонений от нормы в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая работа с детьми и подростками — важная составляющая в деле воспитания и обучения подрастающего поколения суверенного Казахстана. Проблема девиантного поведения несовершеннолетних вызывает живой интерес у всех, кто непосредственно имеет какое-либо отношение к этой возрастной категории лиц.
А.В. Петровский и В. П. Зинченко утверждают, что девиантное поведение — это «…поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».
Р.С. Завалихина указывает, что девиантное поведение — это «…поведение с достаточно выраженной девиантностью как качеством (чертой) поведения личности, характеризующейся совокупностью девиаций процессуального и результативного плана и проявляющейся в соответствующих потенциальных или актуальных (реальных) поступках человека, детерминирующих совокупность внешних (социальных) или внутренних (личностных) факторов непрерывного или дискретного действия в процессе жизни деятельности» [1, с. 5].
Причины начальных отклонений некоторые авторы видят в следующем:
- · в противоречивости норм и оценок поведения в ближайшем окружении, низкой самооценки подростков (Х. Каплан, Л. Чассин, Б. Шелдон);
- · в неблагополучных семейных отношениях (Д. Бронфенбреннер, Д. Гринштейн, Д. Рул, Ф. Регди);
- · в расхождении норм и оценок различных групп (Д. Саклофске, П. Криси);
- · в употреблении алкоголя, наркотиков (В. Беннет, Н. Реган, С. Фицман);
- · в проявлениях врожденной асоциальности, отчуждения от взрослых (Р. Стенфилд, Ф. Фелдман) и негативного самоутверждения (Н. Эпштейн, Н. Маргос);
- · в отрицательном подражании отдельным асоциальным типам (Л. Доддер, И. Маклбауэр) [2, с. 46]. Для определения личностных факторов портрета подростка мы обратились к его описаниям в работах Т. В. Драгуновой:
- · подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими;
- · для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;
- · ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью», т. е. соответствием некоторому представлению о взрослости;
- · любимый герой подростка — человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия, выходящие из них победителем. В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;
- · склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказать о своих реальных (или выдуманных) качествах. Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают";
- · возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества);
- · возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, часто весьма нелицеприятное [2, с. 15].
Но структура личности подростка при наличии девиантного поведения характеризуется глобальными изменениями в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах. Происходят изменения индивидуальных правил поведения, ориентированных на нормативные критерии субкультуры.
Наблюдаются патопсихологические образования эмоционально-личностного плана: агрессия, депрессия, тревожность, фрустрированность, в жизнедеятельности проявляются нарушения познавательных процессов [1, с. 6].
Огромное значение необходимо уделять воспитанию в семье, так как подросток большую часть времени проводит с родителями, и они должны обращать внимания на изменения в поведении подростка. Недостаток внимания со стороны взрослых — не единственная причина, побудившая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив — стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому.
Конечная цель того эмоционального общения состоит не только в проведении досуга, но и получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и в конечном счете в самореализации.
Несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в.
- · неформальных группах позволяет удовлетворить следующие потребности: в безопасности (защищенности);
- · в снятии (разрядке) нервно-психологического напряжения; в понимании, сочувствии, сопереживании;
- · в дружбе (в ощущение своей нужности);
- · в самостоятельности, независимости, автономии от взрослых;
- · в положительной оценке, уважении со стороны равных себе (завоевание личного статуса);
- · в утверждении себя, завоевании популярности, признании (приобретении социального статуса); в получении новой информации;
- · в достижении эмоционального комфорта [3, с. 23].
Оценкой любого поведения является сравнение его с нормой соответствующему возрасту. Существует несколько аспектов в понятии «норма».
Норма рассматривается как:
- · оптимальное состояние, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующие определенным условиям и задачам функционирования;
- · исходное начало для сравнения (оценки) данных;
- · отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий);
- · описательная характеристика (положительный логический критерий) [2, с. 29].
- · Несоответствие этим нормам рассматривается обществом как социальная дезадаптация.
В процессе социализации подросток усваивает главные культурные образцы — «культурные артефакты», которые создаются многими поколениями людей и отражают характер, культуру нации. К ним относятся также правила поведения, речевой этикет, научные теории, как результат коллективного труда, которые каждый человек может усвоить в процессе обучения. несовершеннолетний субкультура социализация Данные артефакты не принадлежат одному или нескольким индивидам. Практическая жизнь человека является непрерывным процессом социальной систематизации данных культурных образцов, именно процессом, в результате которого происходит включение социального опыта, норм, ценностей, ролей и др. в структуру личности.
Социализация есть установление личностью субъективных отношений с социумом, отношений, имеющих конкретные формы и модификации. Нарушение естественного процесса социализации приводит к искажению воспринимаемых подростком форм субъективных отношений, что в свою очередь влечет отказ подростком от присвоения культурных моделей и образцов поведения.
Более того, подросток не в состоянии понять естественных для социума требований и пожеланий, его непонимание и не разделение приводит к отбраковке подростка как общественной единицы.
Его асоциальное и антисоциальное поведение, по сути, единственно возможная (т.к. нет других известных ролевых моделей поведения) и в некоторой степени успешная для него поведенческая модель, закрепленная всеми этапами социализации [1, с. 9].
Социальная дезадаптация подростка приводит к конфликтам «личность-группа» или «личность-личность», следствием чего является стресс.
По мнению М. С. Яницкого, первой стадией стресса является тревога. При появлении первых симптомов тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение характера поведения, включаются механизмы интрапсихической адаптации [1, с. 9].
Если состояние тревоги на протяжении длительного времени сопровождает подростка, то оно переходит в фрустрацию — блокаду актуальных потребностей.
В подростковом возрасте оказывается блокирован механизм, управляющий отсроченностью удовлетворения желаний, а сила внутриличностного конфликта, регулируемая за счет перевода бессознательных влечений, желаний и стремлений в социально приемлемую форму, не ослабляется.
В результате этого в подростковой среде часто наблюдаются такие явления, как стремление к обособлению, эскапизм и другие формы ухода от реальности.
Разрешение ситуаций конфликтов, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление нарушенного баланса в системе человек-среда, по мнению Ф. Б. Березина, может быть достигнута двумя путями:
- · реорганизацией среды в желаемом направлении путем активного на него воздействия;
- · уходом из неблагоприятной среды, тогда психическая адаптация реализуется без изменения потребностей и целей индивида. В этом случае речь идет об аллопсихической адаптации [1, с. 25].
Таким образом, процессы, сопровождающие личность в ее развитии (социализация, адаптация, кризис подросткового возраста), оказывают решающее влияние на формирование личности подростка по типу личности девиантно-ориентированной в поведении. Вызывая существенные изменения в личностных сферах — когнитивной и эмоциональной [1, с. 25].
- 1. Кравцова Т. М. Диагностика и коррекция девиантного поведения в работе психолога спецшколы: теория и практика. — Павлодар: Инновац. Евраз. ун-т, 2007. — 112 с.
- 2. Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 320 с.
- 3. Акажанова А. Т. Девиантология. — Алматы: Зан адебиет, 2008. — 114 с.