Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта внедрения сбалансированной системы показателей в деятельность предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение концепции ССП в деятельность российских компаний имеет свою характерную специфику, в значительной мере влияющей на успешность реализации ССП. При реализации ССП российские компании сталкиваются со значительными проблемами и трудностями. На некоторых предприятиях, в силу исторических условий, очень сложно однозначно определить уровень управления. В компаниях может отсутствовать… Читать ещё >

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта внедрения сбалансированной системы показателей в деятельность предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта внедрения сбалансированной системы показателей в деятельность предприятий

В условиях неопределенности и высокой конкуренции предприятиям для эффективности их деятельности необходимо разработать четкую стратегию управления и контроля всеми процессами. Чтобы соответствующе и своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, система учета, анализа, планирования и контроля должна быть гибкой и адаптивной. Для этого необходимы определенные инструменты. Наиболее эффективным и широко применяемым инструментом стратегического управления служит, разработанная в начале 1990;х гг. американскими учеными Нортоном и Капланом, система сбалансированных показателей (ССП). ССП обеспечивает интеграцию стратегических и оперативных задач, финансовой составляющей и нефинансовой, такой как взаимоотношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы и способность компании развиваться и расти, в один, единый механизм управления. ССП является учетно-аналитическим инструментом, необходимым для реализации стратегии, включающей в себя финансовые и нефинансовый показатели эффективности деятельности предприятия, применение которых обеспечит целесообразную разработку стратегических планов и целей, их управление и контроль над достижением [1]. В теории всё это звучит многообещающе.

Рассмотрим, как же внедряют и применяют на практике ССП российские и зарубежные компании, с какими трудностями сталкиваются, и какой результат от этого получают.

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, таких как США, Германия, Англия и др. ССП используются уже более 10 лет десятками самых успешных компаний. В их число входят такие лидеры в своих областях, как: ExxonMobil, AT&T, CIGNA, Philips, Motorola, Hilton, Hewlett-Packard, Siemens, DuPont, Avon и другие [2]. Понятие ССП не ново и для российских компаний, однако постижение этой методики, как и многих других западных управленческих теорий, происходит с запозданием в несколько лет. Это обусловлено тем, что это время было затрачено на адаптацию ССП к российским рыночным условиям и ее популяризацию среди предприятий.

Изначально методология ССП, в ее классическом виде, была разработана для западных предприятий, функционирующих на насыщенных рынках, с незначительными темпами роста, применяющих регулярный менеджмент. Компании-конкуренты обладают соизмеримыми преимуществами друг перед другом. Использование ССП в таком случае является дополнительным преимуществом, позволяющим повысить конкурентоспособность компании. В России же рынок характеризуется высокими темпами роста, с различными условиями конкуренции на нем. В данных условиях ключевым фактором конкурентоспособности предприятия не всегда является эффективное стратегическое управление [3].

Внедрение концепции ССП в деятельность российских компаний имеет свою характерную специфику, в значительной мере влияющей на успешность реализации ССП. При реализации ССП российские компании сталкиваются со значительными проблемами и трудностями. На некоторых предприятиях, в силу исторических условий, очень сложно однозначно определить уровень управления. В компаниях может отсутствовать сколько-нибудь регулярный менеджмент, недостаточный уровень профессиональной подготовки менеджеров. Отсутствует полная и достоверная информация управленческой отчетности, необходимой для управленческого анализа и принятия решений по всем направлениям деятельности (четырем составляющим). На многих российских предприятиях либо несовершенно описание ключевых бизнес-процессов, либо вовсе отсутствует. Отсутствует координация деятельности подразделений. Всё вышеперечисленное не позволяет российским предприятиям в полной мере использовать ССП как методологию реализации стратегии.

Западные компании, согласно классической концепции ССП, предложенной Нортоном и Капланом, на первом этапе внедрения ССП производят оценку внешней среды, её сильных и слабых сторон и др. Однако большинство российских предприятий начинают процесс внедрения ССП по другому пути. Сначала проводятся семинары для топ-менеджеров, изучаются и разбираются западные теории и кейсы (первоисточники), после чего составляется дерево целей. Стоит отметить, что нередко российские компании разрабатывают стратегию без понимания своего положения на рынке, без учета будущих перспектив и сдерживающих факторов.

Характерной чертой разработки и внедрения ССП западными компаниями является внедрение по системе «снизу-вверх». Этому способствует прозрачная, всеобъемлющая управленческая система с эффективной информационной поддержкой операционных и управленческих процессов, высоким уровнем подготовки персонала. В Росси же большинство предприятий предпочитают альтернативный вариант внедрения ССП, а именно «сверху-вниз», что предполагает несогласованность в системах учета и организации бизнес-процессов [4].

Авторы ССП Нортон и Каплан предлагают четкую иерархию всех составляющих. Доминирующими, главными показателями признаются финансовые, с помощью которых можно управлять максимизацией стоимости для акционеров. Среди таких показателей для западных компаний можно выделить такие как: уровень доходности капитала, рентабельность инвестиций, рост стоимости акций по курсу, являющиеся в своем роде долгосрочными. В российских же предприятиях зачастую используются показатели, характерные более для деятельности в краткосрочном и среднесрочном периодах, такие как: выручка от реализации продукции, прибыль, рентабельность продукции.

Основные различия при внедрении ССП в деятельность российских и зарубежных компаний представлены в таблице 1 [5].

Таблица 1.

Различия в условиях внедрения ССП в деятельность российских и зарубежных предприятий.

Финансовые показатели.

Зарубежные предприятия Долгосрочные показатели:

  • -уровень доходности капитала;
  • -рентабельность инвестиций;
  • -рост стоимости акций по курсу

Российские предприятия Краткосрочные и среднесрочные показатели:

  • -выручка от реализации;
  • -прибыль;
  • -рентабельность продукции

Данные для управленческой отчетность.

Достоверные данные бухгалтерской отчетности для принятия управленческого решения по каждой составляющей.

Отсутствие полной и достоверной информации управленческой отчетности, нецелесообразность ее применения.

Эффективность работы.

Эффективность работы компании повышается за счет роста производительности труда.

Эффективность повышается за счет мотивации сотрудников, но только исключительно на основе размера заработной платы.

Описание бизнес-процессов.

Четкое и полное описание бизнес-процессов, координация деятельности подразделений.

Несовершенное описание ключевых бизнес-процессов, либо вовсе отсутствует.

Тип внедрения.

По типу «снизу-вверх», высокий уровень кадровой подготовки.

По типу «сверху-вниз», что характеризуется несогласованностью в системах учета.

1-ый этап внедрения.

Оценка внешней среды компании, её сильных и слабых сторон.

Проводятся различные семинары для топ-менеджеров, изучаются западные теории и кейсы, составляется дерево целей.

Как мы можем видеть, применение системы сбалансированных показателей российскими и зарубежными компаниями существенно различаются. Западные предприятия используют классическую методологию ССП, предложенную Нортоном и Капланом. Российские же компании, несмотря на всё большую популярность внедрения ССП, сталкиваются на практике с вполне конкретными трудностями. Основная проблема — адаптировать существующую концепцию ССП к российским рыночным условиям, для повышения эффективности ее реализации. Кроме того, существуют и другие значимые проблемы, такие как: отсутствие полной и достоверной информации управленческой отчетности, нецелесообразность ее применения; несовершенное описание ключевых бизнес-процессов; безынициативность сотрудников, которые так или иначе придется решать топ-менеджерам для получения реального положительного результата от внедрения ССП. Стоит отметить, что у ССП в России появляется всё больше и больше последователей, накапливается опыт успешных и не очень успешных примеров ее внедрения, что предоставляет эмпирическую базу для анализа и дальнейшей модернизации концепции [6].

сбалансированный показатель российский.

  • 1. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — 2-е изд., испр. и доп. Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005
  • 2. Яковлев В. Ю. Проблемы применения сбалансированной системы показателей в отечественной практике управления предприятием, «Российское предпринимательство» № 9 (81) за 2006 год, cтр. 78−82.
  • 3. Корчагина Е. В. Сбалансированная система показателей как инструмент управления развитием компании: сравнение российского и зарубежного опыта // Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009.
  • 4. Кайль В. В. Проблемы внедрения сбалансированной системы показателей на российских предприятиях, «Российское предпринимательство» № 1 (223) за 2013 год, cтр. 68−72.
  • 5. Гершун А. М., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами — 2-е изд., расшир. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
  • 6. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvarth and Partners; пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес букс, 2006. — 478 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой