Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВСорСтичСскиС основы ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² 7 классС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Начиная с 20-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² 20 Π²Π΅ΠΊΠ°, исслСдованиС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎ сСбС Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ. Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ интСрСс ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° подростков. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ облСкаСтся Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΊΠ»ΡƒΠ±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ связано с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π‘. Π’. Π¨Π°Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, А. И. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π’. Н. ВСрского. По ΠΈΡ… ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ нСпосрСдствСнным руководством создавались ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Π±Π°Π·Ρ‹ внСшкольной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСскиС основы ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² 7 классС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎ-диагностичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· становлСния ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ

Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π»Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ сотСн энтузиастов создана систСма ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, объСдинившая Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π΅Ρ‘ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ: ΠΎΡ‚ ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΏΠΈΠ°Π΄ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠ², Π΄ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… общСств ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ (42).

ΠΠ΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ развития ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… способностСй учащихся ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ извСстными ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ процСсса исслСдования Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π―. А. КомСнский, Π–-Π–. Руссо, И. Π“. ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ, А. ДистСрвСг. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ основа познания ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π»Π΅ΠΉΡ‚ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии 18 ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²Π΅ΠΊΠΎΠ². ИмСнно это Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Н. И. Новиков ΠΈ Π€. И. Π―Π½ΠΊΠΎΠ²ΠΈΡ‡. Π˜Ρ… ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ нашли ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡ€Ρ‹ — «Π£ΡΡ‚Π°Π² Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰Π°ΠΌ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΈ» 1786 Π³ΠΎΠ΄Π°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ «Π£ΡΡ‚Π°Π²Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, подвСдомствСнных унивСрситСтам» 1804 Π³ΠΎΠ΄Π° (9).

Π’ 19 Π²Π΅ΠΊΠ΅ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π°Ρ… Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ России Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ идСя «Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, сформулированная Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΠΏΠΎΡ€Ρƒ И. Π“. ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ связанныС с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ творчСских способностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ условия ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ выступаСт идСя ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ знания, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ практичСского примСнСния. Π’Π°ΠΊ Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ Π€. ГансбСрга «Π’ворчСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅» прямо говорится, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π²ΡΡΠΊΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ лишь ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΎ ΠΊ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΊ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌΡƒ, ΠΊ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ чСловСчСства. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π²ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ камСнь для всякого знания, называСтся Π»ΠΈ ΠΎΠ½ΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ социологиСй» (10). ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ — это Π±Ρ‹Π» своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π·Π°ΠΊΠ°Π· Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСства.

Π’ Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ сСбС Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ достаточно слоТно. Π’ Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ стСпСни это связано с ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌΠΈ историчСского развития Π² 19 Π²Π΅ΠΊΠ΅. Π’ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΊΡ‚ΠΎ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ использовал Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся Π±Ρ‹Π» дСкабрист И. Π”. Π―ΠΊΡƒΡˆΠΊΠΈΠ½, ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π²ΡˆΠΈΠΉ Π² Π―луторовской ТСнской школС (10).

ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, появлСниС ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… общСств Π² Π½Π΅ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ стСпСни зависСло ΠΎΡ‚ ΡƒΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ самих ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², осознания значимости своСго Π΄Π΅Π»Π°. НСмалая заслуга Π² ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ эффСктивности ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния получСния Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-практичСского знания ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ К. Π”. Π£ΡˆΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ, А. Π―. Π“Π΅Ρ€Π΄Ρƒ, П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Ρƒ. Как напутствиС ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ слова написанныС П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²Ρ‹ΠΌ «…ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎ ΠΎΠ·Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ отрасли знания основныС прСдставлСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ия Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‹ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ наглядным ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ нСдостаток ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‚вСрдости Π² Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΡ…» (25).

ИдСя создания ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ А. Π―. Π“Π΅Ρ€Π΄Ρƒ. НаблюдСниС, экспСримСнт, практичСскиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учащихся Π² ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π“Π΅Ρ€Π΄ΠΎΠΌ А. Π―. Он Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ наблюдСния учащихся Π½Π°Π΄ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ насСкомыми, ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π² ΠΈΠΌ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π“Π΅Ρ€Π΄ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ наблюдСниС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ внСшними ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Он Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ΅ школьником дСсятиминутноС наблюдСниС Π½Π°Π΄ Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΊΠΎΠΉ стрСкозы, ΡΡ…Π²Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉ Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Π³Π»Π°Π·Π°Ρ… Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Ρƒ, оставит Π² Π΅Π³ΠΎ сознании слСд Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ самый ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ рассказ Π½Π° ΡΡ‚Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ (13).

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… общСств ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π»Π° Π² Π΄ΠΎΡ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ России всСобщСС ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅.

Начиная с 20-Ρ… Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² 20 Π²Π΅ΠΊΠ°, исслСдованиС Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎ сСбС Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ³Ρƒ. Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ интСрСс ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° подростков. Π­Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ облСкаСтся Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΊΠ»ΡƒΠ±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ связано с ΠΈΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ Π‘. Π’. Π¨Π°Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, А. И. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π’. Н. ВСрского. По ΠΈΡ… ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ нСпосрСдствСнным руководством создавались ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Π±Π°Π·Ρ‹ внСшкольной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ учащихся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, приобщая подростков ΠΊ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ (9).

Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ стал Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

А.Π€. Π’ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π³Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€ (8) Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π» ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠΊΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» для наблюдСний ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ для Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ознакомлСния с Π½ΠΈΠΌ. По ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ ставил вопрос ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости изучСния зоологичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… постоянного ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ школьного ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠ° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Он Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ» Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ прСподавания руководства для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… наблюдСний Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ вопросников, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обСспСчивало Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ школьников.

Π’ 40−50 Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ 20 Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ нСсколько Π·Π°Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ излишнСй ΠΏΠΎΠΌΠΏΠ΅Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π·Π°ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ объяснимо Ссли ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Ρ†Π°Ρ€ΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ (9).

Π‘ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° 60 Π³ΠΎΠ΄ΠΎΠ² 20 Π²Π΅ΠΊΠ° вновь усиливаСтся интСрСс ΠΊ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников, появились ΠœΠ°Π»Ρ‹Π΅ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Ρ‘ΠΌ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ общСства учащихся (9).

Главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ, прСслСдуСмая ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… общСств учащихся, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² потрСбности ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ знания ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡ‚ΡŒ свой ΠΈΠ΄Π΅ΠΉΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ·ΠΎΡ€, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ учащихся, способствуя Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ.

Π’Π½ΠΎΠ²ΡŒ стал Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСний ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π°Π΄ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠ° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π‘. Π’. Π“Π΅Ρ€Π΄Ρƒ (16). Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ наблюдСния учащихся Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π»ΠΈΠ½Π½ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π‘. Π’. Π“Π΅Ρ€Π΄ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ постановка Π΄Π°ΠΆΠ΅ самых простых наблюдСний ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ учащимся Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΊ ΠΎΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌ. Автор ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ раскрыл Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ наблюдСний ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² Π² Π·ΠΎΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ для обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания.

По ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π‘. Π‘. Π‘Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Π° (3), пСдагогичСская Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠ° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… условиях Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ являСтся ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСго ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π³ΠΎΠ΄Π°.

Достаточно Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ мСтодичСскиС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ наблюдСний ΠΈ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠ² школьников Π½Π°Π΄ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ К.К. Π‘Π΅Π½Ρ‚-Π˜Π»Π΅Ρ€ΠΎΠΌ (54).

Подводя ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΈ, Ρ…ΠΎΡ‚ΠΈΠΌ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ идСя «ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ» сыграла Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ прСподавания СстСствознания ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»Π° возмоТности ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ сблиТСния обучСния ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ввСдСния Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ практичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² исслСдования ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ — наблюдСния, ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьников с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ