Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи отечественной педагогики о народности воспитания и о роли языка в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) — современные психолого-педагогические концепции развивающего обучения (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов), личностно-ориентированного обучения (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И.С.Якиманская… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРЕСА К РЕШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. Понятие интереса в психологии и педагогике
    • 1. 2. Понятие познавательной задачи в психологии и педагогике
    • 1. 3. Особенности интереса к решению познавательных задач
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РЕШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки формирования и развития интереса к решению познавательных задач у младших школьников
    • 2. 2. Логико-педагогические предпосылки формирования и развития интереса к решению познавательных задач на предметах гуманитарного цикла
    • 2. 3. Программно-методические предпосылки формирования и развития интереса к решению познавательных задач на предметах гуманитарного цикла
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К РЕШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРЕДМЕТАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
    • 3. 1. Организация экспериментального обучения
    • 3. 2. Анализ результатов эксперимента

Формирование и развитие интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена выдвижением на первый + план Концепции модернизации российского образования развивающей функции, в связи с чем центральной задачей начальной школы выступает формирование у младших школьников «желания и основ умения учиться», реализуемое через пробуждение познавательного интереса и обучение решению познавательных задач.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам формирования познавательного интереса и обучения решению познавательных задач, а также практики работы начальной школы по обозначенным $ направлениям, обнаружило ряд противоречий: между потребностью средней школы в учениках, стремящихся и умеющих получать знания, и недостаточно разработанной теорией и практикой формирования интереса к решению познавательных задач у младших школьников;

— между необходимостью одновременного формирования познавательного интереса и умения решать познавательные задачи и отсутствием понятия «интерес к решению познавательных задач»;

— между наличием возрастных предпосылок формирования данного интереса и несформированностью интереса к решению познавательных задач у младших школьниковмежду общедидактическим характером понятия «познавательная задача» и предметной отнесенностью заданий в начальной школе.

Все вышеизложенное позволило сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование и развитие интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах % гуманитарного цикла».

Объект исследования — процесс обучения гуманитарным дисциплинам в начальной школе.

Предмет исследования — формирование и развитие интереса к решению познавательных задач у младших школьников при изучении гуманитарных дисциплин.

Цель исследования — обоснование педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования состоит в исходном предположении, что интерес к решению познавательных задач будет сформирован, если учитываются: возрастные и индивидуальные особенности младших школьников как субъектов интереса и решателей познавательных задачособенности познавательных задач, способствующие формированию интереса к их решениюособенности предметов гуманитарного цикла, влияющие на формирование интереса и построение познавательных задач. Задачи исследования:

1) установив соотношение между понятиями «интерес» и «решение познавательных задач», обосновать введение понятия «интерес к решению познавательных задач»;

2) отработав методику диагностики интереса к решению познавательных задач, исследовать состояние данного интереса у младших школьников и проследить динамику его развития;

3) теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла;

4) разработать педагогические рекомендации для учителей начальных классов по реализации условий формирования интереса к решению познавательных задач у младших школьников на материале предметов гуманитарного цикла.

Методологической основой исследования являются основные положения гносеологии (о противоречии как источнике развития, о соотношении субъекта и объекта познания, содержания и формы, о взаимосвязи языка и мышления) и имеющие дидактическую значимость элементы философских учений Д. Л. Андреева, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Вл. Соловьева;

— идеи отечественной педагогики о народности воспитания и о роли языка в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) — современные психолого-педагогические концепции развивающего обучения (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов), личностно-ориентированного обучения (Ш.А.Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И.С.Якиманская), деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков, П.И.Пидка-систый, Г. П. Щедровицкий, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, Н.Ф.Талызина), проблемного обучения (В.Оконь, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А.М.Ма-тюшкин) — ведущие положения психологии и педагогики о формировании интереса (Н.Г.Морозова, Г. И. Щукина, А. К. Дусавицкий, Л. И. Божович, В.Б.Бонда-ревский) и обучения решению познавательных задач (Л.М.Фридман, И. Я. Лернер, Г. А. Балл, П.И.ПидкасистыйА.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев);

— лингвистическая теория текста (Б.Н.Головин, Г. Я.Солганик).

Основными методами исследования стали опытная работа и целе-напраленное систематичное наблюдение за процессом формирования интереса к решению познавательных задач учащихся 1, 4 классов в ходе проведения уроков русского языка, чтения (литературы) и истории. Помимо того, на различных этапах исследования использовались и другие методы: изучение и анализ литературы в рамках проблемыизучение и анализ передового педагогического опытаанкетированиебеседы с учителями, учениками, родителямистатистические методы обработки результатов экспериментовсравнительный анализ полученных данныхсопоставительный анализ программ и учебников по русскому языку, чтению и истории.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся, их родители и учителя гимназий № 2 и № 7, средних школ № 54, 55, 60 г. Брянска и средней школы № 2 г. Дятьково Брянской области, студенты дневного и заочного отделений факультета начальных классов Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского.

Всего исследованием было охвачено: учителей начальных классов -41, детей — 543, родителей — 53, студентов — 63.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2003 годы. В нем мы выделили три этапа.

На первом этапе исследования (2000 — 2001 гг) перед нами стояли задачи осмысления и формулировки научной проблемы, уточнение представлений об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, разрабатывались исходные теоретические позиции, анализировались программы и учебники по предметам гуманитарного цикла. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу, наметить программу опытно-экспериментальной работы и уточнить методику диагностики интереса к решению познавательных задач.

На втором этапе (сентябрь 2001 — май 2003 гг) проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе экперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования интереса к решению познавательных задач на уроках русского языка, чтения (литературы) и истории, разработаны и проведены специальные занятия под общим названием «Что мы знаем о задачах», обеспечивающие формирование данного интереса, выработаны педагогические рекомендации по обозначенной работе.

На третьем этапе (июнь — октябрь 2003 гг) систематизировались и обобщались полученные материалы, осуществлялось оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в установлении соотношения между интересом и решением познавательной задачи и конструировании на данной основе понятия «интерес к решению познавательных задач" — в обосновании структуры и описании стадий развития данного интересав переносе знаний о задаче как математическом объекте на предметы гуманитарного цикла и применении лингвистического анализа для изучения математических задачв выявлении и обосновании педагогических условий формирования и развития интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной формирующей программы, методических рекомендаций по проведению уроков русского языка, чтения, истории и специальных занятий, направленных на формирование интереса к решению познавательных задач, в начальном звене школы, при подготовке учителей начальных классов, а также в системе повышения квалификации работников народного образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается используемой методологией, применением комплекса методов, корректным анализом материалов исследования, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, сочетанием качественного и количест-^ венного анализа полученых данных, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись публикацией статей по теме исследования, выступлениями на межвузовских и международных научно-практических конференциях (Брянск, Санкт-Петербург, Мозырь, Могилев), докладами на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания факультета начальных классов, кафедры педагогики Брянского государственного университета имени * академика И. Г. Петровского.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «интерес к решению познавательных задач» как уточнение понятия «познавательный интерес» применительно к особым заданиям — познавательным задачам, его компонентный состав (эмоциональный, интеллектуальный, волевой, мотивационный компоненты) и стадии развития (созерцательный, созерцательно-действенный, познавательно-теоретический интерес). щ.

2. Обоснование процесса формирования и развития интереса к решению познавательных задач младших школьников исходя из динамики его развития.

3. Педагогические условия формирования и развития интереса к решению познавательных задач, выделенные на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, особенностей познавательных задач предметов гуманитарного цикла.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, за-щ ключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение процесса формирования интереса к решению познавательных задач младших школьников на предметах гуманитарного цикла, теоретико-эмпирическое исследование источников, условий и путей его организации позволяет сделать вывод, что решение познавательных задач так же как и содержание учебного материала, нуждается в привлечении дополнительных стимулов для возникновения интереса, вопреки сложившемуся представлению о познавательной деятельности как всегда вызывающей интерес.

К этому выводу мы шли, последовательно изучив базовые понятия нашей работы: «интерес» и «решение познавательных задач». Соблюдение единства в рассмотрении данных понятий (анализ их содержания, объема и соотношения с другими понятиями) дало возможность соотнести основные характеристики данных понятий: субъектно-объектный характер, избирательность, осознанность, влияние на психические процессы (эмоции, волю, интеллект). Особое место в этом изучении заняло выяснение роли мотивационного компонента в деятельности по решению познавательных задач и в составе интереса как качества личности, в результате которого было определено, что основным отличием подлинного интереса к решению познавательных задач является направленность мотива не на получение положительной отметки (внешняя мотивация), а на процесс решения, на нахождение способа решения задачи (внутренняя мотивация).

Проведенный сравнительный анализ признаков интереса и решения познавательных задач позволил нам, во-первых, объяснить причину, по которой познавательные задачи в педагогической науке и практике неразрывно связывались с формированием и развитием интереса, во-вторых, выделить центральное понятие нашей работы «интерес к решению познавательных задач» как уточнение понятия «познавательный интерес» применительно к особым заданиям — познавательным задачам и охарактеризовать его как высшую стадию развития интереса, представляющую собой творческое устремление в решении задач, сопровождающееся положительными эмоциями и мотивированное самим процессом поиска решения и получения нового знания. В дальнейшем на основе обозначенной совокупности признаков мы обосновали методику диагностики данного интереса, разработали критерии и показатели интереса к решению познавательных задач.

В процессе экспериментально-опытной работы были определены основные источники формирования интереса к решению познавательных задач у младших школьников: субъективные, обусловленные особенностями учащихся начальной школы как субъектов интереса и решателей познавательных задач и объективные, обусловленные особенностями познавательных задач как объектов интереса и решения. При этом наибольшее внимание в своем исследовании мы уделили выявлению субъективных источников, подключив к анализу не только возрастные особенности младших школьников, но и особенности предшествующего дошкольного возраста.

Кроме того, в процессе изучения динамики развития интереса к решению познавательных задач мы отслеживали и учитывали индивидуальные проявления данного интереса, что позволило, с одной стороны, выявить общие этапы, стадии развития интереса к решению познавательных задач (созерцательный, созерцательно-действенный, познавательно-теоретический), с другой стороны, доказать, что интерес к решению познавательных задач по мере своего развития становится качеством личности учащегося, побудительным мотивом деятельности по решению познавательных задач.

Особое место в своей работе мы отвели построению совокупности выделенных источников, условий и путей формирования интереса к решению познавательных задач через их соединение и интеграцию. В основу построения совокупности мы положили лингвистический анализ познавательных задач, поскольку последний позволяет учесть в работе возрастные особенности учеников (особую чувствительность детей к языковым законам и закономерностям), особенности познавательных задач (методы лингвистического анализа) и особенности предметов гуманитарного цикла.

Однако следует отметить, что процесс формирования интереса к решению познавательных задач представляет собой сложную систему обозначенных условий, где все условия создаются комплексно и не входят в противоречие друг с другом. Огромная роль в осуществлении данной работы отводится педагогу.

В этой связи считаем возможным рекомендовать к внедрению в учебно-воспитательный процесс начальной школы конкретные методические рекомендации для учителей начальных классов: разработанную программу специальных занятий «Что мы знаем о задачах», разработки занятий, отдельные приемы работы, позволяющие стимулировать интерес к решению познавательных задач.

Таким образом, в ходе исследования были решены задачи, связанные с теоретическим построением и экспериментальной проверкой педагогической эффективности условий формирования интереса к решению познавательных задач у младших школьников на предметах гуманитарного цикла, что подтверждается, во-первых, увеличением числа выборов познавательных задач младшими школьниками для решения, во-вторых, положительной динамикой внутренней мотивации учащихся при решении познавательных задач.

Результаты формирующего эксперимента позволяют считать, что основная цель исследования достигнута. Теоретический анализ литературы и материалы эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу. Поставленные задачи решены в полном объеме.

Проведенное исследование не претендует на всестороннее решение проблемы формирования интереса к решению познавательных задач, од-^ нако даже в предъявленном виде опыт и результаты его могут быть использованы для решения аналогичных проблем.

Дополнительного рассмотрения требуют вопросы изучения соотношения индивидуального и типического в формировании интереса к решению познавательных задач, усиления познавательного потенциала программ и учебников на предметах гуманитарного цикла для осуществления процесса формирования интереса к решению познавательных задач, подготовки учителей для организации работы по формированию интереса к Щ решению познавательных задач у младших школьников и т. д.

Вместе с тем, формирование интереса к решению познавательных задач мы не рассматриваем как самоцель. Оно имеет подчиненное отношение к воспитанию целостной личности. Воспитывая личность, мы воздействуем и на развитие интереса к решению познавательных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.-96 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977.-248 с.
  4. З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Рус.яз., 1989.-495 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1988.-208 с.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы // Психология. Уч. зап. ЛГУ. Вып.16. — № 256. — С.41−46.
  7. Д.Л. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.-288 с.
  8. П.К. Избр. труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — 453 е.: ил.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 197 с.: ил.
  10. Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1998.-205 с.
  11. И.И. Математика: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1997.-352 е.: ил.
  12. И.И. Математика: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 1998. — 288 е.: ил.
  13. А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи // Нач. шк., 1992, — № 2. — С.30−34.
  14. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  15. С.С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассников в процессе решения эвристических задач: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 162 с.
  16. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопр. психол. 1970. — № 6.
  17. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 е.: ил.
  18. Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет: Дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1998. — 200 с.
  19. М.Я. Избр. психол. произв. М.: Педагогика, 1975. — 432 с.
  20. Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.-288 с.
  21. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Междунар. отношения, 1990. 336 с.
  22. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  23. Н.А., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению. Мн.: Нар. асвета, 1987. — 75 е.: ил.
  24. П.П. Избр. психол. произв. М.: Просвещение, 1964. — 548 с.
  25. С.М. Урок-творчество учителя. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  27. В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула: Приок. кн. изд-во, 1968. — 144 с.
  28. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  29. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  30. Р.Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: Кн. для чтения в 3 кл.: В 2 ч. 4.1. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1995. — 192 е.: ил.
  31. Р.Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: Кн. для чтения в 3 кл.: В 2 ч. 4.2. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1995. — 224 е.: ил.
  32. Р.Н., Бунеева Е. В. В океане света: Кн. для чтения в 4 кл.: В 2 ч.
  33. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994. — 288 е.: ил.
  34. Р.Н., Бунеева Е. В. В океане света: Кн. для чтения в 4 кл.: В 2 ч.
  35. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1995. — 256 е.: ил.
  36. Р.Н., Бунеева Е. В. Капельки солнца: Кн. для чтения в 1 кл. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994. — 224 е.: ил.
  37. Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл.: В 2 ч. 4.1. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994. — 224 е.: ил.
  38. Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл.: В 2 ч. 4.2. М.: «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1995. — 160 е.: ил.
  39. Р.Н., Бунеева Е. В. Новые книги для чтения из серии «Свободный ум» // Нач. шк. 1993. — № 7. — С.21−23.
  40. ., Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика / Пер. с венгер. М.: Мир, 1981.- 248 е.: ил.
  41. Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. — 128 е.: ил.
  42. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  43. А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). — М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. — 303 е.: ил.
  44. JI.C. Психология развития как феномен культуры. М.: Изд-во «Инст. практич. психол." — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  45. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  46. JI.C. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. -М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  47. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. 1989. — № 1. — С. 15−25.
  48. В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект. М.: Логос, 1994.-214 с.
  49. Г. В. и др. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы // Нач. шк. 1993. — № 7. — С. 15−20.
  50. .Н. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1977. — 311 с.
  51. .Н. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
  52. А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.- 187 с.
  53. Г. Г. и др. Секреты орфографии.-М.: Просвещение, 1991.-222 с.
  54. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
  55. В.В. и др. Концепция российского начального образования (система Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова). — М. — 80 с.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  57. Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 352 с.
  58. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 е.: ил.
  59. Н.М. Философия в определениях: Кн.1. Исходные посылки философии. Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. — 168 с.
  60. У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). Век X. Оценки и отметки / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1984. — 128 с.
  61. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  62. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. -М.: Академия, 2001.- 192 с.
  63. Занков J1.B. Избр. пед. труды. М.: Нов. шк., 1996. — 432 с.
  64. А.В. Проблема исследования познавательных процессов // Психол. журн. 1981. -Т.2. — № 2. — С.134−141.
  65. А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  66. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. — 384 с.
  67. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Психология и педагогика: Уч. зап. ЛГУ. 1956. -Вып.9. — № 14.
  68. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985.-80 с.
  69. Е.Г. Развитие младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 158 с.
  70. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Веле-сова книга. Саратов: «Надежда», 1993. — 320 с.
  71. П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи, выступления. -М.: Наука, 1977.-351 с.
  72. П.Ф. Об интересе учения // Пед. сборник. 1916. — Май.
  73. В.И. Введение в языкознание-М.: Просвещение, 1987.- 285 с.
  74. В.В. История русского языка в рассказах. М.: Изд-во «АКАЛИС», «ГАРДАРИКА», 1994. — 191 е.: ил.
  75. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.: Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.-416 с.
  76. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917- 1920.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968.-550 с.
  77. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  78. Я. Избр. пед. произв. / Пер. с польск. М.: Педагогика, 1979. -473 с.
  79. Т.С. Познавательные задачи при итоговом повторении частей речи // Нач. шк. 1984. — № 4. — С.24−28.
  80. Краткий психологический словарь-хрестоматия / Сост. Б. М. Петров. — М.: Высш. шк., 1974. 134 с.
  81. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  82. Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Пед. общество России, 2000. — 224 с.
  83. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  84. В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 120 с.
  85. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: «Знание», 1967. — 38 с.
  86. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-232 е.: ил.
  87. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 127 е.: ил.
  88. Т.И. О построении системы проблемных ситуаций в обучении. Саратов: СГПИ, 1976. — 43 с.
  89. В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. М.: Дрофа, 2001.-96 с.
  90. Ю.Г. Учитесь говорить правильно. М.: Высш. шк., 1986. -111с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.
  92. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. -М.: Просвещение, 1968.-95 с.
  93. И.Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974. 64 с.
  94. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  95. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  96. .Ф. Системность в психологии. М.: Инст. практич. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  97. Л.Ю., Лупоядов В. Н., Скатенок Е. В. В гостях у истории: Пособие для учителя. Брянск: «Курсив», 1997. — 272 с.
  98. С.Н. Когда легко учиться. М.: Педагогика, 1985. — 176 с.
  99. М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 472 с.
  100. М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Рус. яз., 1984. -384 с.
  101. А.А. Детская психология.-М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  102. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.-224 с.
  103. А.С. О воспитании: Сб. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  105. С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1964. — 584 с.
  106. .Г. Нетрадиционная педагогика. -М.: Школа-Пресс, 1994. -96 с.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  108. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  109. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Сов. педагогика.- 1973. № 2.
  110. Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской Социалистической революции. М., 1938. — 506 с.
  111. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  112. Т.Е. Развитие познавательных интересов младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 169 с.
  113. А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М.: Издат. центр «Академия», 1998. -432 с.
  114. JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. СПб.: Изд. И. Г. Мартынова, 1877. — 532 с.
  115. М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в I-III классах. М.: Просвещение, 1975. — 304 е.: ил.
  116. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1951. — 192 с.
  117. М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1959. — 92 с.
  118. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-223 с.
  119. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  120. В.Н. О потребностях как отношениях человека // Философские науки: Уч. зап. ЛГУ. 1957. — Вып. 16. — № 265. — С.32−39.
  121. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 1 11 с.
  122. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева / Отобрал В. П. Аникин. М.: Худож. лит., 1982. — 319 с.
  123. Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5−7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 192 с.
  124. О.В. Формирование культуры общения младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 2001. — 202 с.
  125. Г. А. Педагогические условия построения и решения учебной задачи в начальной школе (по системе Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова): Дисс.. канд. пед. наук. — Кемерово, 1999. — 166 с.
  126. Л.И. Развитие интереса к культуре речи у учащихся 5−9-х классов (на материале предметов гуманитарного цикла): Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. — 245 с.
  127. Новые исследования в психологии. № 1 / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1979. 118 с.
  128. Е.А. Средства развития учебно-познавательных интересов младших школьников (на примере развития интереса к математике): Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1994.- 183 с.
  129. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый год обучения / И.И.Аргин-ская и др. М.: Просвещение, 1993. — 239 с.
  130. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя / И.И.Арги-нская и др. М.: Просвещение, 1994. — 255 с.
  131. Г. С. Выявление и учет индивидуальных различий учащихся 1−3 классов в учебном процессе. Челябинск: ЧГПИ, 1982. — 96 с.
  132. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1995.-928 с.
  133. В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  134. С.И. Проблемы управления академической активностью обучаемых с помощью системы взаимосвязанных учебных заданий: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1981.- 160 с.
  135. Г. Б. Задачник. М.: «Росмэн», 1993. — 128 с.: ил.
  136. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1995.-638 с.
  137. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т.2. М.: «Сов. энциклопедия», 1965. — 912 столб.: ил.
  138. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т.З. М.: «Сов. энциклопедия», 1966. — 880 столб.: ил.
  139. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т.4. М.: «Сов. энциклопедия», 1968. — 912 столб.: ил.
  140. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  141. П.И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ, 1978. — 78 с.
  142. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретическое и экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  143. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  144. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 240 с.
  145. Д. Как решать задачу / Пер. с англ. М.: Учпедгиз, 1961.-207с.
  146. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Пер. с англ. М.: Наука, 1976. — 448 е.: ил.
  147. Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников в условиях активного использования фольклорного материала//Нач. шк. (плюс-минус).-2002.-№ 4.-С.48−50.
  148. А.В. Русский язык: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2000. 208 е.: ил.
  149. А.В. Русский язык: Учеб. для 2 кл. трехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 1999. — 192 е.: ил.
  150. А.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 1993. — 162 е.: ил.
  151. А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  152. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  153. Прикладная социальная психология / Под ред. И. Н. Сухова и А.А.Дер-кача.-М.: Изд-во «Ин-т практ. психол." — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-688 с.
  154. Программно-методические материалы: Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
  155. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т. В. Игнатьева. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  156. В.Я. Русская сказка. — JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. -335 с.
  157. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.- 168 с.
  158. Процесс учения: контроль диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е. Д. Божович. М.: МПСИ, 1999. — 224 с.
  159. А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. М.: АПН СССР, 1990.-218 с.
  160. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.-368 с.
  161. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 272 е.: ил.
  162. Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред. Г. Г. Граник. М.: Просвещение, 1979. — 182 с.
  163. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 е.: ил.
  164. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  165. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 134 с.
  166. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюш-кина. М.: Педагогика, 1991. — 160 е.: ил.
  167. Т.Г. Русский язык. 4 кл.: Кн. для учителя. М.: Дрофа, 2002. -256 с.
  168. Т.Г. Русский язык (учебник IV класса) как средство организации познавательной деятельности учащихся // Нач. шк. 1989. — № 8. -С.18−23.
  169. Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 1991. — 159 е.: ил.
  170. Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 1993.-255 е.: ил.
  171. Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. М.: Просвещение, 1993. — 256 е.: ил.
  172. Т.Г. Совершенствование содержания и структуры учебника русского языка // Нач. шк. 1996. — № 2. — С. 13−20.
  173. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 264 с.
  174. В.В. Русский язык: Учеб. для 1 кл.: Программа развивающего обучения. Харьков: ННМЦ «Развивающее обучение" — Томск: Пеленг, 1996.-207 е.: ил.
  175. В.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл.: Программа развивающе-го обучения: В.2-х ч. 4.1. Харьков: ННМЦ «Развивающее обучение" — Томск: Пеленг, 1994. — 142 е.: ил.
  176. В.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл.: Программа развивающего обучения: В.2-х ч. 4.2. Харьков: ННМЦ «Развивающее обучение" — Томск: Пеленг, 1994. — 174 е.: ил.
  177. Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Гуманит. из-дат. центр ВЛАДОС, 2000. — 384 е.: ил.
  178. Родная речь: Учеб. по чтению для уч-ся нач. шк.: В 3 кн. Кн.1 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1991.-351 е.: ил.
  179. Родная речь: Учеб. по чтению для уч-ся нач. шк.: В 3 кн. Кн.2, ч.1 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1998. — 255 е.: ил.
  180. Родная речь: Учеб. по чтению для уч-ся нач. шк.: В 3 кн. Кн.2, ч.2 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1998. — 238 е.: ил.
  181. Родная речь: Учеб. по чтению для уч-ся нач. шк.: В 3 кн. Кн. З, ч.1 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1998. — 255с.: ил.
  182. Родная речь: Учеб. по чтению для уч-ся нач. шк.: В 3 кн. Кн. З, ч.2 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1998. — 208с.: ил.
  183. З.И. Живое слово: Кн. для чтения. Первый класс. Тула: Приок. кн. изд-во «Феникс», 1997.-384 е.: ил.
  184. З.И. Живое слово. 2 кл.: Проб. учеб. В 2 ч. 4.1. М.: Просвещение, 1992. — 287 е.: ил.
  185. З.И. Живое слово. 2 кл.: Проб. учеб. В 2 ч. 4.2. М.: Просвещение, 1992. — 256 е.: ил.
  186. З.И. Живое слово. 3 кл.: Проб. учеб. В 2 ч. 4.1. М.: Просвещение, 1993. — 288 е.: ил.
  187. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. / Гл. ред.
  188. B.В.Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 е.: ил.
  189. С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-323 с.
  190. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1976. -384 с.
  191. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 384 с.
  192. А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 208 е.: ил.
  193. Сборник задач и упражнений по русскому языку. 4 кл.: Проб. учеб. пособие / А. Ю. Купалова и др. М.: Просвещение, 1988. — 240 е.: ил.
  194. А.П. Лингвистические задачи // Нач. шк. 2003. — № 10.1. C.49−53.
  195. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994.-№ 5.-С. 16−21.
  196. В.А. Путь к слову: Из записок учителя. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996.-352 с.
  197. Г. В. Воспитание познавательной активности учащихся учебными творческими заданиями: Дисс. .канд. пед. наук.-Мн., 1987.—184 с.
  198. В.А. Дидактика.-М.: Издат. центр «Академия», 2002.-368 с.
  199. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  200. Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. Л.: Изд-во «Наука», 1975.-648 с.
  201. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в.-М.: Учпедгиз, 1954.-310 с.
  202. Т.Ю. Условия обучения исследовательской деятельности в начальной школе (на материале родного языка): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2001.- 137 с.
  203. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высш. шк., 1991. -181 с.
  204. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. — 479 с.
  205. В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1960. — 348 с.
  206. М.Т., Добролюбова В. И. Методика преподавания истории в начальной школе. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2001. -256 е.: ил.
  207. М.Т., Добролюбова В. И. История России: Кн. для уч-ся 4 кл. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1999. — 248с.: ил.
  208. М.Т., Добролюбова В. И. История России: Учеб. кн. для уч-ся 3 кл. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1999. — 168с.: ил.
  209. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207 е.: ил.
  210. В.А. Как воспитать настоящего человека. Мн.: Нар. асвета, 1978.-288 с.
  211. В.А. Сердце отдаю детям. Мн.: Нар. асвета, 1982. -242 с.
  212. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  213. Т.Н., Соколова Е. И. И учеба, и игра: русский язык.-Яро-славль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2001.-208с.
  214. Типические особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение. 1968. — 232 е.: ил.
  215. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.-Прага: Изд-во «Роспедагент-ство», 1994.-48 с.
  216. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544 с.
  217. А.И. Учебные задания и процесс обучения. М.: Педагогика, 1989.-56 с.
  218. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты / Под ред. Г. С. Костюка, Г. А. Балла. К.: Рад. шк., 1986. — 143 с.
  219. Учить мыслить (Из опыта работы учителей начальных классов) / Под ред. А. В. Каминской. Свердловск: СОИУИ, 1967. — 107 с.
  220. Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1971. — 176 с.
  221. К.Д. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1974.-584 с.
  222. К.Д. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1974. 440 с.
  223. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  224. П.А. У водоразделов мысли. Т.2. — М.: Правда, 1990. -447 с.
  225. Формирование стремления к знаниям, мотивации учения у школьников / Под ред. П.Сергиенко. Ростов-н/Д: Р-на-ДГПИ, 1975. — 166 с.
  226. JI.M., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 е.: ил.
  227. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М.: Педагогика, 1977.-208 е.: ил.
  228. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-224 е.: ил.
  229. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 е.: ил.
  230. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984. — 175 е.: ил.
  231. Л.М. Учитесь учиться математике. М.: Просвещение, 1985.- 112 с.: ил.
  232. Н.Ф. Активизация учения школьников. Мн.: Нар. асвета, 1970.-205 с.
  233. А.В. Современная дадактика. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  234. Ценностные ориентации школьников: Сб. / Под ред. Т.Н.Мальков-ской. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- 126 с.
  235. К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992. — 256 с.
  236. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Рус. яз., 1989.-240 с.
  237. А.Л. Физические факторы исторического процесса. -Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924. 72 с.
  238. Л.Ф. Учебно-познавательные задачи и их применение в развитии познавательной активности учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1980.- 123 с.
  239. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 318 с.
  240. В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Инст. практич. психол." — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
  241. Н.П. Педагогические условия формирования читательских интересов младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. — Брянск, 1999.-226 с.
  242. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  243. Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М.: Дрофа, 2000. — 400 с.
  244. В.Ф. Педагогическая проза. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  245. Г. П. Избр. труды. М.: Шк. культ, полит., 1995 — 800 с.
  246. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  247. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  248. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-352 е.: ил.
  249. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования интересов учащихся. Л.: Типография ВВМКУ, 1967. — 20 с.
  250. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.
  251. Д.Б. Букварь: Учеб.-тетр. для 1 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч. Ч. 1. В Стране слов. М.: Просвещение, 2001. — 63 е.: ил.
  252. Д.Б. Букварь: Учеб.-тетр. для 1 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч. 4.2. Город букв. М.: Просвещение, 2001. — 176 е.: ил.
  253. Д.Б. Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  254. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984. — 352 е.: ил.
  255. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972. -216 с.
  256. И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  257. Процесс решения задачи проблемы (по П. И. Пидкасистому и Б.И.Коротяеву)1.V VIIэ43 S йо
Заполнить форму текущей работой