Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функции педали, виды педали

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ученику, лишь недавно научившемуся играть с педалью, следует привыкать брать её без стука, без судорожных движений ноги, не очень глубоко, не до предела. Как правило, впервые ученики начинают применять педаль в пьесах спокойных, требующих медленного движения, что позволяет обращать внимание на качество звучания и на самый процесс использования педали. Лишь очень постепенно, по мере роста своих… Читать ещё >

Функции педали, виды педали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Хорошая педализация — три четверти хорошей игры на фортепиано», сказал Антон Рубинштейн.

Борьба с сухостью рояля принадлежит педали. Именно она — жизненная влага фортепианного звучания. Первая и основная функция педали — служить продлению звука. Она может заменить недостающие пальцы, удержать звучание тогда, когда руки вынуждены отпустить клавиши. Кроме того, педаль удерживает гармонию. Педализация, как и игра руками, изменчиво и разнообразно следует за изменчивой фортепианной фактурой, поэтому пропечатать её раз и навсегда невозможно ни в одном произведении. Управляется педаль только слухом.

Педаль — это неисчерпаемые возможности фортепиано. Кроме того, особую краску дает противопоставление педального и беспедального звучания, что является сильнейшим выразительным средством.

Для достижения мастерства педализации нужно воспитывать, как и во всем пианистическом комплексе, быструю и точную реакцию слуха на художественную цель.

Педализация — несомненно, творческий процесс, зависящий от знания стиля композитора. Качество педализации зависит и от таких факторов как время нажатия и снятия педали. Существуют различные варианты педализации: полная педаль, полу — педаль, четвертьпедаль, и между ними могут быть еще градации. Некоторые педагоги начинают обучение искусству педализации с полу — педали, что дает в будущем хорошие результаты.

Существуют следующие виды педали:

  • 1. Темброво — колористическая (в произведениях Шопена, Дебюсси, Скрябина)
  • 2. Динамическая (способствует усилению звучности)
  • 3. Гармоническая (соединяет звуки одного аккорда в сопровождении кантиленой пьесы)
  • 4. Метро — ритмическая (подчеркивает сильные доли такта)
  • 5. Артикуляционная (подчеркивает синкопу, слабую долю такта, отдельный звук)
  • 6. Фразировочная (отделяет одну фразу от другой)
  • 7. Формообразующая (способствует разграничению частей формы)
  • 8. Технологическая — связующая (заменяет недостающие пальцы в фуге, инвенции)

В начальном обучении педализация используется в строго ограниченном диапазоне, выписывается в нотах и тщательно отделывается с левой и правой рукой отдельно. С самого начала необходимо воспитывать у ученика резко отрицательное отношение к «грязной» педали, и наоборот, побуждать его с удовольствием слушать звучание глубокого чистого баса или широко расположенного аккорда. Прежде чем играть пьесы с педалью, педагог должен объяснить ученику её устройство, функции и поиграть с ним педальные упражнения. Сначала нужно научить его спокойно нажимать правую лапку и так же мягко снимать её. Полезно дать простейшее упражнение на инструменте (без нот) на связывание различных трезвучий педалью, на выдерживание нескольких трезвучий на одном басу.

Ученику, лишь недавно научившемуся играть с педалью, следует привыкать брать её без стука, без судорожных движений ноги, не очень глубоко, не до предела. Как правило, впервые ученики начинают применять педаль в пьесах спокойных, требующих медленного движения, что позволяет обращать внимание на качество звучания и на самый процесс использования педали. Лишь очень постепенно, по мере роста своих возможностей ученик будет осваивать более частое её использование. Но педагог должен быть очень осторожен в этом отношении: пусть лучше ученик привыкает к несколько скупой педализации, чем к излишней.

Каждому, кто начинает играть с педалью, должно быть ясно, для чего она нужна в данном конкретном случае: следует ли связать между собой несколько аккордов или далеко отстоящие друг от друга звуки мелодии, нужно ли подчеркнуть заключительные аккорды произведения. В течение первых двух лет лучше точно обозначать в нотах, где и как нужно педализировать. Но в дальнейшем нельзя приучать ученика брать педаль только там, где она точно расписана преподавателем, поскольку это вредит ученику и мешает ему слушать самому. На первых порах обучения нельзя рекомендовать частую смену педали. Поэтому в младших классах (возможно и в средних), как правило, используется следующий принцип педализации: педаль берется после длинных звуков и снимается на коротких. Педагоги знают, что особенно сложно научить ученика нажимать педальную лапку лишь после того, как он услышит чистое педальное звучание, ученики имеют обыкновение слишком торопиться.

Учащегося необходимо ознакомить с основными видами педализации — запаздывающей и прямой педалью. Запаздывающая педаль — самая употребимая. Её называют педалью legato, она осуществляется легко и автоматически. С запаздывающей педалью учащиеся знакомятся раньше, чем с прямой (за исключением танцевальных ритмов). Но подлинно красочная педаль — педаль, взятая до удара или нажатая вместе с нотой. Эта прямая педаль — более трудная для исполнения. В танцевальных пьесах (например, в вальсовых), используется прямая педаль. Снимать её нужно на третью долю и следить за тем, чтобы она снималась бесшумно.

Зная о необходимости и важности обучения искусству педализации, нельзя отказываться от беспедального проучивания пьесы для того, например, чтобы педаль не заменяла игры legato пальцами, в частности в произведениях И. С. Баха. Произведения Баха в детской музыкальной школе лучше играть совсем без педали, пока у ребенка не появиться потребность в ней.

Ученику, который уже научился управляться с педалью, можно просто сказать — играй с педалью. Если, как это обычно бывает, он спросит: а как? — можно ответить: как тебе нравиться. И потом уже объяснять, в чем его ошибки, что неверно звучит и почему.

Со временем, перед учащимся встанет необходимость использования левой педали. Её специфическое по своей окраске звучание вряд ли должно использоваться часто. Левая педаль меняет тембр, характер звучания, это своеобразная выразительная краска, которую нужно применять по мере необходимости.

Каждый педагог должен помнить о том, что обучить искусству педализации нельзя. Можно воспитать лишь понимание музыки и педальное чутье.

Отсюда можно сделать следующий вывод:

  • 1. с первых шагов ребенок должен осознавать цель и результат управления педалью;
  • 2. смысл педали, как и всего музыкального комплекса музыкальной выразительности, нужно понимать, а не запоминать;
  • 3. техническую работу нельзя производить, используя педаль. Она мешает точно услышать динамические и ритмические соотношения;
  • 4. учащиеся старших классов музыкальной школы должны пользоваться педалью уже при разборе произведения и включать её в общий комплекс звучания. Ноги пианиста, как и руки, должны помочь верно и творчески вообразить и услышать музыку;
  • 5. педагог, работая с учеником над музыкальным произведением и, соответственно, педализацией, должен подталкивать его воображение, помогать разбираться, что помогает и что мешает звуковому намерению ученика.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой