Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Реформы государственного строя России в первой половине XIX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

План государственного преобразования" Сперанского обусловил большие перемены в сфере государственного управления и законодательства России: учреждение Государственного совета как высшего совещательного органа Империи (1810), новую министерскую реформу (1811), разработку новых гражданских законов, введение в практику деятельности правительства составление и утверждение бюджета, и др. Александр… Читать ещё >

Заключение. Реформы государственного строя России в первой половине XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подведем итоги. Конституционные проекты царствования императора Александра I оказали существенное влияние на весь процесс преобразования государственного строя России в XIX в. Идеи конституционализма, проникшие в сознание прогрессивной части русского дворянства еще во второй половине XVIII в. вместе с трудами французских и европейских просветителей, после воцарения Александра I послужили руководством к действию для правительственных реформаторов и важным ценностным ориентиром для русского общественного сознания. По словам историка Л. Ф. Писарьковой, «французская просветительская литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо и Дидро, а также бурные события европейской истории конца XVIII — начала XIX веков, отмеченные революциями, государственными переворотами и крушением незыблемых империй, оказало сильное влияние на российское общество». Вопрос об ограничении самодержавия был поставлен в повестку дня одновременно с другим вопросом — о судьбе крепостного права.

Введение

конституции и отмена крепостного права стали главными целями Александра I во внутренней политике.

Разработке конституционных проектов предшествовали министерская и сенатская реформы 1802 г. Они были призваны заложить основы будущего конституционного устройства, основанного на разделении властей. Органами высшей исполнительной власти становились министерства и Комитет министров — коллегиальная инстанция, обязанностью которой становилась координация деятельности различных ведомств, а высшим судебным и контрольным органом Империи — Правительствующий сенат. При этом Сенат получил право «представления» о соответствии актов верховной власти существующему законодательству. В перспективе, в случае внедрения конституционных начал, это означало бы превращение Сената в конституционный суд, гарантирующий, в частности, соблюдение законности высшими органами государственной власти и управления. Однако решение сенаторов опротестовать указ Александра I от 5 декабря 1802 г. об обязательной службе дворян, не достигших офицерского чина как нарушающего Жалованную грамоту дворянству 1785 г., привело к лишению Сената права «представления». В 1803 г. последовало «разъяснение» самодержца с предписанием вносить «представления» о законности лишь старых нормативных актов и указанием на безусловное верховенство новых законов.

Александр I (по словам П. А. Вяземского, «сфинкс, не разгаданный до гроба…») в узком кругу приближенных не скрывал своих симпатий к республиканскому правлению, но сознавал утопизм этих взглядов применительно к современной ему русской действительности и не желал поступаться самодержавными прерогативами прежде, чем будет подготовлена и введена в действие будущая конституция, ограничивающая законодательную власть царя в пользу выборного представительства.

Разработку первого из правительственных конституционных проектов царь в 1808 г. возложил на своего ближайшего сотрудника — М. М. Сперанского, возглавившего Комиссию составления законов. Располагая царским доверием, Сперанский быстро справился с поставленной задачей. В 1809 г. под его руководством и с согласия царя был составлен подробнейший «План государственного преобразования», содержавшийся во «Введении к Уложению государственных законов». «План» Сперанского сочетал замыслы одновременного проведения сословной и конституционной реформ. Прежняя сословная система подлежала не упразднению, что могло привести к острому межсословному конфликту, а кардинальному обновлению. Вместо старых сословий должно было сформироваться три «состояния»: 1) дворянство, наделенное рядом привилегий; 2) «среднее состояние» — владельцы недвижимой собственности, соответствующие установленному законом имущественному цензу; 3) «народ рабочий» — социальные низы, неимущие классы населения. По замыслу реформатора, за дворянами и лицами «среднего состояния» закреплялись гражданские и политические (прежде всего — избирательные) права; однако и «народ рабочий» становился свободным сословием; его представители обретали не только гражданские права, но и возможность трудом и службой обеспечить себе переход в другие «состояния», дающие политические права и привилегии.

Сословную реформу Сперанский предлагал положить в основу будущего конституционного устройства. Избирателям из числа первых двух «состояний» и их выборщикам предстояло избрать органы местного самоуправления и однопалатный парламент — Государственную думу. Полномочия последней были очень узкими; Думе, например, было отказано в праве законодательной инициативы. Император сохранял полный контроль над высшей исполнительной властью. Тем не менее, Государственная дума была наделена в проекте правом одобрять или отклонять вносимые правительством законопроекты; «без уважения» (т.е. одобрения) Думы царем не мог быть издан ни один закон. Эта норма, содержащаяся в «Плане государственного преобразования» и присваивавшая будущему выборному представительству законодательные права, дает основания квалифицировать проект Сперанского как конституционный. Самостоятельность гарантировалась и «судебной части». Переход к новому сословному и политическому устройству должен был, по мысли создателя проекта, состояться в предельно короткие сроки — в течение 1810 г.

«План государственного преобразования» Сперанского обусловил большие перемены в сфере государственного управления и законодательства России: учреждение Государственного совета как высшего совещательного органа Империи (1810), новую министерскую реформу (1811), разработку новых гражданских законов, введение в практику деятельности правительства составление и утверждение бюджета, и др. Александр I был твердо намерен осуществить грандиозный «План». Даже суровые критики этих замыслов признавали их созидательный характер. «Все намерения Александровы клонятся к общему благу», — писал Н. М. Карамзин. Однако реализация «Плана» была сорвана в силу ряда причин — медленного хода реформирования высшей исполнительной и судебной власти, назревания новой войны с Наполеоном, а также внезапного конфликта между царем и Сперанским, приведшего к «падению» последнего в марте 1812 г. Не прошла бесследно и карамзинская «Записка о древней и новой России», в которой историк грозил гибельными для страны последствиями «разновластия» вследствие введения конституции и призывал обеспечить торжество «мудрого самодержавия». Мысли Карамзина разделяла сестра Александра I — великая княгиня Екатерина Павловна.

Между тем, Александр I не оставлял замыслов привести Россию к конституционному образу правления. Еще в 1809 г. конституционное устройство с выборным сеймом, наделенным законодательными правами, получила Финляндия, присоединенная к Империи в ходе русско-шведской войны. По окончании Наполеоновских войн, в ноябре 1815 г., царь даровал конституцию Царству Польскому. Законодательным органом Царства становился сейм, нижняя палата которого избиралась дворянами и высшими классами городского населения. Открывая в марте 1818 г. польский сейм, Александр I объявил о своем намерении дать конституцию и другим частям своей Империи или, иными словами, всей России. Эти действия монарха опровергают расхожие утверждения многих историков о «реакционной» второй половине его царствования.

Царские слова не расходились с делом. К тому времени Польша превратилась в своеобразный полигон для апробации конституционных преобразований. Еще в 1817 г. в Варшаве в секретной канцелярии, руководимой давним сподвижником Александра I — Н. Н. Новосильцевым, началась работа над новым конституционным проектом — «Государственной Уставной грамотой Российской империи». За основу были взяты труды французских умеренных конституционалистов — П. Пешар-Дешана и др.

«Государственная Уставная грамота», подготовка которой была завершена на рубеже 1810−1820-х гг., предусматривала: проведение в стране коренной административной реформы — деление Империи на наместничества (генералгубернаторства); введение некоторых федеративных начал — устройство законодательных органов в Империи и ее наместничествах при сочетании начал выборности депутатов с последующим утверждением их государем; преобразование Сената по территориальному признаку — департаменты Сената должны были превратиться в верхние палаты законодательных органов Империи и ее наместничеств; автономию судебной власти. При этом царь должен был сохранить полный контроль над правительством и чиновничьим аппаратом Империи, а также рычаги влияния на законодательную и судебную ветви власти.

Разработка «Государственной Уставной грамоты» дала импульс проведению новых государственных преобразований: учреждению крупных административных единиц — генерал-губернаторств и наместничеств, постепенному развитию системы местных представительных учреждений (например, созданию наполовину выборного Верховного совета Бессарабской области — в 1818 г.). Одновременно велась работа над правительственными проектами отмены крепостного права.

Однако, несмотряналиберально-конституционныеидаже «республиканские» убеждения царя-реформатора, конституционный проект, составленный под началом Н. Н. Новосильцева, также остался нереализованным. Главной причиной провала этой «попытки» был постепенный отход Александра I от активного руководства внутренней политикой из-за необходимости уделять первостепенное внимание внешним делам — укреплению Священного Союза, борьбе с европейскими революциями и др. Кроме того, оставался нерешенным вопрос о способах будущего освобождения крепостных крестьян (с землей или без земли и т. п.).

Введение

дворянско-аристократической конституции (другой конституции в России того времени быть не могло) и ограничение царской власти в пользу правящей аристократии неизбежно поставило бы крест на стремлении императора найти справедливое решение крестьянского вопроса. Поворот к «реакции» был обусловлен также нарастанием политического недовольства и оппозиционности в кругах аристократической молодежи и гвардейского офицерства. Восстание лейб-гвардии Семеновского полка в октябре 1820 г. напомнило Александру о печальной участи его отца — императора Павла I, ставшего несчастной жертвой дворцового переворота. Наконец, глубокой внутренней противоречивостью отличался сам проект «Государственной Уставной грамоты». С одной стороны, его положения давали возможность императору фактически сохранить неограниченную самодержавную власть во всей ее полноте; а с другой — в случае ослабления центральной власти они могли привести к федерализации и даже распаду Империи.

Правительственный конституционализм получил свое развитие в конституционных проектах декабристов. Составляя цвет дворянскоаристократической молодежи тех лет, декабристы качественно обогатили конституционный опыт своих высокопоставленных предшественников — М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева и др. При этом начала федеративной государственности и аристократического правления в форме конституционной монархии, предложенные в умеренном проекте «Государственной Уставной грамоты», имели свое продолжение в «Конституции» Н. М. Муравьева. Никита Муравьев, отдавший предпочтение «умеренной программе», составил несколько редакций конституционного проекта, который мог воплотиться как путем политического переворота (в случае несогласия монарха на введение конституции), так и посредством реформы «сверху». В свою очередь, конституционные идеи М. М. Сперанского, утверждавшие в России, наряду с выборным законодательным представительством, унитарное устройство и сильную центральную власть, и даже республиканские мечты самого императора Александра I причудливым образом нашли отклик в «Русской правде» П. И. Пестеля. Принципы «Русской правды», как полагал ее автор, должны были осуществиться революционным путем — в процессе перехода от военно-революционной диктатуры к демократической республике с разделением властей, всеобщим избирательным правом для мужчин и при высокой степени централизации власти.

Представляя собой подробные планы революционных преобразований, декабристские проекты были, тем не менее, прямо противоположны и враждебны друг другу. Если Н. М. Муравьев отстаивал идеи федерации, аристократического правления в виде конституционной монархии и высокого имущественного ценза на выборах, то П. И. Пестель, в противовес ему, стремился утвердить в стране унитаризм, демократическую и республиканскую форму правления. При этом Пестель резко критиковал федеративное устройство за порождаемую им тенденцию к распаду государства и «аристокрацию богатств». Последующее поражение декабристов во многом было обусловлено непреодолимыми идейнополитическими разногласиями внутри самого движения.

Конституционные проекты государственных деятелей царствования Александра I отчасти нашли свое воплощение в актах императора Николая II 1905;1906 гг. — Манифесте 17 октября 1905 г., Основных государственных законах Российской империи 23 апреля 1906 г. и др., обеспечивших становление основ конституционной («Думской») монархии. Со своей стороны, декабристские планы реформирования политического строя были впоследствии унаследованы русской революционной и либеральнооппозиционной мыслью XIX — начала XX в.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой