Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соборный интеллект. 
Соборный интеллект

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совокупность этих онто-гносеологических свойств соборного интеллекта во многом совпадает с философией холизма Я. Х. Смэтса, в которой автор утверждает принцип приоритета целого над его частями. Исходя из этого, важно подчеркнуть, что соборный интеллект обладает более значительными гносеологическими возможностями, чем простая сумма образующих его разумных элементов. Причем, после достижения… Читать ещё >

Соборный интеллект. Соборный интеллект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье разрабатывается теория соборного интеллекта и анализируется историко-философское происхождение соборного познания в отечественной философии философы конца XIX — начала XX века Ключевые слова: соборность, единство во множестве, соборное познание, интеллект, гносеология.

С точки зрения соборной философии, бытие выступает в качестве симбиоза духовного и материального начала космоса, каждое из которых имеет принципиальное значения для формирования целостного мировоззрения в русле традиции «единства во множестве». Исходя из этого, можно утверждать, что познание бытия в заданной предметом нашего исследования системе координат должно охватывать как духовный, так и материальный миры. Таким образом, мы можем констатировать, что соборное познание дуалистично по своей направленности.

Установив данный факт, нам необходимо определить важнейшее условие, от удовлетворения которого зависит все дальнейшее исследование этой темы. Таким условием является необходимость сформулировать гносеологическое определение соборного интеллекта, сущностные характеристики и историко-философское развитие которого мы будем исследовать. интеллект соборный познание философия Итак, вот наше определение: соборный интеллект — это система, состоящая из двух и более элементов, каждый из которых наделен интеллектом. Однако здесь возникает проблема понимания самой сущности интеллекта, поэтому нам необходимо дать базовую трактовку этой категории, от которой мы будем отталкиваться в рамках настоящего исследования. Интеллект — это система, осуществляющая основные познавательные функции (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение и др.), сумма которых позволяет продуцировать принципиально новую информацию, то есть заниматься, в широком смысле этого слова, творчеством.

Наше базовое определение соборного интеллекта, как системы, состоящей из двух и более разумных элементов, позволяет также утверждать, что соборный интеллект обладает сетевой структурой. Необходимо остановиться подробнее на этом обстоятельстве. Дело в том, что соборный интеллект имеет лишь одно количественное ограничение: не менее двух разумных элементов. Это означает отсутствие ограничений по показателю максимального количества его элементов. Их может быть 2, 100, 1 000 000, 101000 или более. Иными словами, соборный интеллект может включать в себя устремленное к математической бесконечности множество разумных элементов. Но это обстоятельство не является единственным сетевым свойством соборного интеллекта.

В рамках анализа онтологических аспектов «единства во множестве» мы уже определили, что соборность обладает такими чертами, как целостность, органичность, единая направленность и другими. Все эти свойства также справедливы и для соборного интеллекта, являющегося гносеологическим проявлением феномена «единства во множестве». Исходя из этого, мы можем более полно охарактеризовать сущностные свойства соборного интеллекта.

Целостность соборного интеллекта означает, что все образующие его разумные элементы представляют собой единую систему с четко выраженными границами, внутри которых и существует соборный интеллект. Также следствием целостности является устойчивость к внутренним и внешним агрессивным воздействиям, а также единство идей и ценностей элементов соборного интеллекта.

Органичность выражается в активном и полноценном взаимодействии элементов системы. Причем, степень развития соборного интеллекта, прежде всего, характеризуется не количеством образующих его разумных элементов, а качеством связей между элементами. С момента зарождения соборный интеллект начинает формировать информационные связи между образующими его элементами. Это происходит вплоть до достижения такого состояния, при котором каждый элемент системы устойчиво связан со всеми остальными элементами. Параллельно развитие соборного интеллекта проистекает в плоскости расширения информационных потоков связей, образованных между элементами. Данный процесс не имеет объективных ограничений для своего развития, но обладает условной высшей степенью, достигнув которой система приближается к максимуму своих познавательных и творческих способностей. Эта стадия характеризуется органическим слиянием элементов соборного интеллекта в единый разум. При этом каждый элемент системы сохраняет свою индивидуальность. Для наблюдателя данный процесс будет выглядеть, как целенаправленная внутренняя интеграция элементов соборного интеллекта, сопровождающаяся продуцированием новых внутренних связей и ростом объема протекающей по ним информации. Такой процесс может продолжаться вплоть до момента, когда порог чувствительности наблюдателя будет превышен и не позволит воспринимать дальнейшее усложнение структуры системы, после чего соборный интеллект станет восприниматься как единый разумный организм. Органичность системы описывает не только динамику количественных и качественных показателей информационных связей, но и определяет характер прогрессивного развития гносеологических свойств и возможностей отдельных элементов соборного интеллекта.

Также важным свойством соборного интеллекта является единая направленность его элементов, основанная на общем для всей структуры наборе идей и ценностей. Это свойство делает соборный интеллект системой, которая исходя из общей для всех элементов идеологии и аксиологии, самостоятельно формулирует для себя теоретические и практические цели.

Отсутствие или неполнота тех или иных фундаментальных свойств соборного интеллекта всегда приводит к нарушению и ограниченности его развития, ущербности возможностей и, в конечном счете, может привести к системному коллапсу и распаду. Поэтому основной задачей соборного интеллекта и всех образующих его разумных элементов является работа по поддержанию целостности, органичности и единства направленности всей системы.

Совокупность этих онто-гносеологических свойств соборного интеллекта во многом совпадает с философией холизма Я. Х. Смэтса, в которой автор утверждает принцип приоритета целого над его частями. Исходя из этого, важно подчеркнуть, что соборный интеллект обладает более значительными гносеологическими возможностями, чем простая сумма образующих его разумных элементов. Причем, после достижения определенного уровня развития соборный интеллект не просто обретает больший потенциал, чем отдельно взятые его элементы, а получает интеллектуальную силу, которая многократно превосходит сумму познавательных возможностей его элементов. Это объясняется описанными выше процессами внутренней интеграции элементов соборного интеллекта. Такой эффект в современной науке принято называть эффектом синергии, что означает взаимное усиление одновременно действующих факторов.

Синергетический потенциал соборного интеллекта прямо пропорционален уровню развития количественных и качественных показателей его внутренних связей, приближение которых к бесконечности означает приближение к бесконечности и синергии всей системы.

Определив основные сущностные свойства соборного интеллекта, мы можем приступить к анализу его историко-философской значимости, без которого будет невозможно оценить подлинный гносеологический потенциал предмета нашего исследования. Важно отметить, что значимость соборного интеллекта для человечества опирается на колоссальный научный багаж знаний, содержащий множество антропологических, исторических и иных доказательств его важности для развития цивилизации.

Социальная природа человеческого бытия предопределила возникновение различных форм соборного интеллекта на пути развития цивилизации. Можно даже предположить, что именно возникновение первобытного соборного интеллекта, как формы информационной когерентности между биологическими предками человека, стало первопричиной появления и разветвления сложной совместной деятельности, породившей социальные отношения, развитие которых катализировало рост головного мозга наших биологических предков и фактически стало причиной возникновение Homo sapiens.

Отечественная философия с момента зарождения классической соборной традиции в трудах А. С. Хомякова содержит в себе много полезной для исследования гносеологического потенциала соборного интеллекта информации, на которой мы должны сосредоточить наше внимание.

Первым русским философом, который вплотную занялся вопросами познания бытия с точки зрения философии соборности стал С. Н. Трубецкой. С. Н. Трубецкой сконцентрировался на гносеологическом выражении соборности и рассматривал познание как живой, универсальный процесс, осуществляемый всеми людьми совместно: «Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нем объективно, то есть всеобщим образом, то я признаю истинным — от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех» [2, с.495]. Согласно этому русскому мыслителю, глобальное человеческое сознание выражается лексической формулой: каждый «держит внутри себя собор со всеми», и это происходит объективно, вне нашей воли и сознания. Этот «внутренний собор» человечества и есть соборный интеллект, объединяющий всех людей в информационное и социальное «единство во множестве». Как мы писали выше, существование глобального интеллекта представляется вполне обоснованным и может оказать большое влияние на развитие человеческой цивилизации в будущем. Примечательно то, что первым эту теорию предложил и обосновал знаковый русский философ С. Н. Трубецкой.

В основе теории соборного интеллекта этого мыслителя лежит представление о «соборном сознании», о котором автор пишет: «Поскольку же внутренняя метафизическая соборность сознания осуществляется мыслью и словом, становится реальной, мы познаем вещи истинно, всеобщим и необходимым образом, и познание наше становится внешним образом авторитетным» [2, с.496]. Так, «соборное сознание», являющееся основой существования соборного интеллекта, выступает в роли фундаментального инструмента познания бытия человеком.

Философия русского космизма стала новым витком развития гносеологических идей «единства во множестве» и возвела еще в большую степень значимость соборного интеллекта для познания бытия человека и космоса. С точки зрения нашего исследования в этом философском течении наиболее примечательны труды К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

Для К. Э Циолковского проблема истинного и полного познания бытия была основным мотивом «космической философии». Постижение загадок далеких солнц и кружащих вокруг них неведомых планет, возможно, населенных достигшими совершенства цивилизациями, являлось для этого русского ученого и философа красной нитью, проходящей через все его труды. Согласно учению К. Э. Циолковского, космос «кишит» разумной жизнью. И это представлялось ему совершенно естественным миропорядком жизни во Вселенной. Этому он находил множество логических подтверждений, ставших впоследствии фундаментом современной космонавтики и космологии.

К.Э. Циолковский считал Вселенную космическим разумом, обладающим волей к реализации своего эволюционного замысла. Высшим проявлением космического разума он считал власть вселенной, которая «проявляется ярче всего организацией живых разумных существ. Но и она органична, как бы ни высока и могущественна» [3, с.119]. Масштаб объединенных в единый космический интеллект разумных существ К. Э. Циолковский оценивал так: «Миллионы миллиардов (1015) достигли полного развития и пользуются свободой. Их воля почти полностью согласуется с абсолютной волей вселенной» [3, с.119].

Стоит подчеркнуть, что теория К. Э. Циолковского о космическом разуме Вселенной отвечает сформулированным нами требованиям к соборному интеллекту. Целостность выражается через единство происхождения и существования космоса, а органичность вытекает из природы естественных взаимодействий объектов Вселенной. Единство направленности космического разума воплощено в существовании «воли Вселенной», которая порождает абсолютную власть космоса.

Таким образом, в учении К. Э. Циолковского мы наблюдаем абсолютный расцвет теории соборного интеллекта, как инструмента познания бытия. Можно даже утверждать, что согласно теории этого философа соборный интеллект уже достиг вселенского масштаба и практически познал бесконечность бытия.

В.И. Вернадский в рамках философской традиции «единства во множестве» развил по-своему уникальное учение о ноосфере, которое всецело посвящено «царству разума человеческого». Этот мыслитель и ученый считал, что в наши дни осуществляется переход от биосферы к ноосфере, которая представляет собой «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней» [1, с.383−384]. Важнейшим фактором трансформации биосферы в ноосферу этот автор видит во всестороннем развитии науки и основанной на ней созидательной деятельности человечества. Иными словами, ноосфера — это продукт взаимной интеграции отдельных личностей и целых народов в динамике развития научно-технического прогресса и единого информационного поля земной цивилизации. Достижение человечеством стадии ноосферы, с точки зрения теории соборного интеллекта, как инструмента познания бытия, означает объединение всех людей в глобальный соборный разум.

В.И. Вернадский утверждал, что после достижения на Земле состояния ноосферы, следующим этапом ее развития будет выход коллективного человеческого разума — соборного интеллекта сначала за пределы породившей нашу цивилизацию планеты Земля, а затем и за пределы Солнечной системы.

Учение о ноосфере во многом созвучно с рассмотренными нами выше философскими теориям о человечестве, как соборном интеллекте, основной функцией которого является познание бесконечности бытия для преодоления проблем поддержания гармоничного развития цивилизации. Возникновение таких теорий в философии и науке является вполне закономерным на фоне научно-технического прогресса, экономической и информационной глобализации. Это объясняется тем, что информационно-интеллектуальное или духовное единство человечества приобретает все более очевидную форму.

На основе рассмотренных нами примеров можно утверждать, что соборный интеллект с древнейших времен теоретически и практически исполнял функцию познания бытия человечеством. Столь широкое распространение этого инструмента познания позволяет утверждать, что соборный интеллект является присущей человеческой природе основной формой интеллектуально-информационной самоорганизации индивидов для решения сложных теоретических и практических задач познания и преобразования бытия.

Согласно ряду философских теорий и на основе наших собственных изысканий, мы имеем достаточно оснований утверждать, что все человечество, как «единство во множестве» образующих его разумных элементов — людей, представляет собой глобальный соборный интеллект, решающий важнейшую для выживания и развития земной цивилизации задачу познания бытия.

Все человечество объединено в единую информационную систему, не только осуществляющую функции познания и творчества, но и обеспечивающую преемственность знаний и опыта между поколениями. Если предположить, что индивид не вступит в информационные связи с другими людьми, то это значило бы, что он не сможет получить жизненно важные для человека знания (язык, социальные нормы поведения, законы природы и т. п.). Если бы это происходило со всеми людьми, то каждый индивид после своего рождения вынужден был бы с чистого листа формировать представления о сущем. Это означало бы, что из-за невозможности передать знания и опыт между поколениями человечество перманентно находилось бы на ничтожно низком уровне познания бытия и никогда не смогло бы создать развитую цивилизацию во всем многообразии ее интеллектуальных проявлений (философия, наука, культура и т. п.). К счастью, человек вступает в информационный контакт с окружающими его людьми сразу после рождения, а согласно некоторым медико-биологическим теориям сразу после зачатия.

Таким образом, сама природа человека толкает каждого индивида к установлению информационно-интеллектуального контакта с другими людьми, что позволяет осуществлять передачу знаний между поколениями и наладить совместную интеллектуальную деятельность в рамках целостной, органичной и целенаправленной системы глобального характера, которая есть не что иное, как соборный интеллект. Исходя из этого, становится возможным выдвинуть гипотезу о том, что познание бытия человеком в большей степени осуществляется в русле соборного интеллекта.

  • 1. Новая философская энциклопедия. Т. 4. М.: Мысль, 2010.
  • 2. Трубецкой С. Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994.
  • 3. Циолковский К. Э. Космическая философия. М.: Сфера, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой