Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Риторические приемы научно-популярных публикаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства, обеспечивающие связность представления компонентов: повторы различных видов, специальные связующие и организующие словосочетания и фразы и т. п. К последним мы также относим макрои микрооргнизаторы текста или дискурсивные маркеры, рассмотренные подробнее в Главе 1.4. Что касается заголовков и рубрикаций, то мы также будем отмечать, если это представится нам необходимым и концептуально… Читать ещё >

Риторические приемы научно-популярных публикаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование, относится к области контрастивной риторики, основополагающим принципом которой является утверждение о том, что организация письменного текста варьируется в разных языках. Следовательно, для демонстрации сходств или различий риторики научно-популярного дискурса в русском и английском нам необходимо провести сравнительно-сопоставительной анализ текстов.

В классификации, основанной на выделении типов дискурса в зависимости от предмета изучения, научно-популярный дискурс (среди других типов: политического, образовательного и т. д.) занимает промежуточное положение между дискурсом СМИ и научным дискурсом. Научно-популярные тексты могут содержать элементы, характерные для профессиональной коммуникации, но в то же время единицы, относящиеся к разговорной речи.

Так, сначала мы попытаемся установить отличия научного и научно-популярного текстов в аспекте риторики, для чего проведем анализ научных и научно-популярных статей на одну тему (статьи о языке и лингвистике). Далее мы приступим к сравнению риторических приемов научно-популярного дискурса в английском и русском языках. Завершающим разделом Главы 2 станет рассмотрение риторических приемов как маркеров языковой личности автора научно-популярной статьи. Данный раздел позволит взглянуть на подбор риторических приемов и их использование с другой стороны: не традиционно с точки зрения воздействия на читателя, а как источник информации об авторе текста. Предварительно отметим, однако, что сведения об авторе научно-популярной статьи заключаются не только в выбранных риторических приемах, а во всех элементах текстах научно-популярной статьи.

Напомним, что риторический прием это по сути как фигуру речи любого уровня языка, согласующаяся с прагматической функцией текста. Риторические приемы производят эффект, результатом которого должно стать убеждение или разубеждение читателя или слушателя в определенном мнении. Риторические приемы провоцируют эмоциональную реакцию или рациональное согласие с автором или говорящим.

Таким образом, при анализе риторики научно-популярного (а также научного в аспекте сопоставления в Главе 2.2) текста мы будем основываться на выделении риторических приемов, обозначенных и сгруппированных Е. И. Варгиной (Варгина 2004; Варгина 2010). Кроме того, мы отметим явления, с нашей точки зрения относящиеся к сфере риторики текста, однако не входящие в выбранную за основу классификацию.

Представляется необходимым включить в работу в подробную схему проведения анализа риторики текстов.

Во-первых, мы будем рассматривать структуру выбранных для исследования текстов и отмечать.

  • · порядок расположения компонентов текста;
  • · заголовки и рубрикации,
  • · вопросы, выполняющие структурирующую и организующую функцию;
  • · средства, обеспечивающие связность представления компонентов: повторы различных видов, специальные связующие и организующие словосочетания и фразы и т. п. К последним мы также относим макрои микрооргнизаторы текста или дискурсивные маркеры, рассмотренные подробнее в Главе 1.4. Что касается заголовков и рубрикаций, то мы также будем отмечать, если это представится нам необходимым и концептуально важным, особенности этих элементов (например, создает ли заголовок «шоковый» эффект, или представлен в вопросительной форме и заставляет читателя сразу же задуматься об ответе на вопрос, и т. д.).

Во-вторых, мы обратим внимание на подбор и использование логических риторических приемов:

  • · фактуальной аргументации;
  • · различных видов уточнений и пояснений;
  • · документальных подтверждений. В эту категорию мы будем относить разнообразные по форме отсылки к документальным источникам, например, ссылки на источник в списке литературы или другие указание на использованную работу другого автора. Важно различать приемы фактульной аргументации и подтверждения. Фактуальная аргументация, которая также представляет собой указание на источник информации, представляется более абстрактной, чем подтверждение, которое в большинстве случае необходимо для включения в текст заимствованных в других источниках элементов на законных основаниях.

В-третьих, самой обширной и разнообразной по составу группой риторических приемов, которую мы будем рассматривать, станет группа эмоционально-оценочных риторических приемов. Здесь бы будем выделять.

  • · идентификацию в разных ее проявлениях: с авторитетами, с читателем с социумом, а также коллективное we, которое может обозначать автора и читателей как единую группу, коллектив авторов или быть так называемым «множественным числом скромности»;
  • · самопрезентацию и персонификацию, когда автор представляет себя или свой личный опыт, относящийся к теме статьи;
  • · иерархию — когда некоторым элементам или идеям придается больше значимости, чем другим;
  • · различные виды синонимизации — то есть объяснение, посредством представления синонимов или примеров, кроме того, мы будем также отмечать случаи отсутствия толкований и объяснений в аспекте риторики;
  • · диалогизацию — включение вопросительного или повелительного предложения в текст, вопросно-ответной конструкции, а также обращений к читателю; ответом на вопрос может являться отдельная фраза; в случае если название рубрики или заголовок текста представлены в вопросной форме, то ответом можно считать весь абзац или текст соответственно;
  • · усиление авторской интенции — здесь обращается внимание на употребление усилительных наречий, привлекающих дополнительное внимание к отрезку текста или «сильных» прилагательных;
  • · авторское красноречие, что представляет обширную категорию риторических приемов, среди которых могут быть литературные тропы (эпитеты, метафоры и др.); элементы разговорной речи и шутки, основная цель использования которых в научно-популярном дискурсе — создать неформальную и «дружелюбную» атмосферу общения автора и читателя, сократить дистанцию между ними.

Отметим, что некоторые элементы текста могут выступать как риторические средства, выполняющие одновременно несколько функций. К примеру, вопросительное предложение является как единицей, структурирующей текст, так и средством создания диалога. Противопоставление может служить как «разделить» идей в тексте, так и способ привлечь внимание к фразе. Также и шутки могут присутствовать в заголовочном комплексе, то есть являться структурирующим элементом, однако вместе с этим они неотъемлемо выполняют и прагматическую функцию — вносить вклад в общее «настроение» текста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой