Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пространство и время. 
Движение по стихиям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще один яркий образ в стихотворениях Ниралы — это образ нищего. Лирический герой часто отождествляется с нищим, бедняком. При этом, образ всегда связывается с каким-либо богатством (например, с золотом, см. стихотворение «Памяти Сароджи»). У нищего зачастую уже есть богатство или дар — он обладает любовью. Продолжая тему этого образа, нужно упомянуть и образ сокровища. Его приносит страдание, а… Читать ещё >

Пространство и время. Движение по стихиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интересно отметить, как происходит движение взгляда в пространстве и времени в данном стихотворении. В первой строфе сначала герой находится в реальном плане, в настоящем («я помню»), далее переносится в зону своих воспоминаний, в прошлое. Начинается движение вперед и наверх («я смотрел против света»). В прошлом взгляд героя был устремлен в будущее, на путь, раскинувшийся вдаль. Пространство расширяется.

Во второй строфе происходит перемена: разум достигает предела видимого пространства и возвращается в исходную точку — «воображение устало». Оно устало, как птица, жаждущая увидеть берег в беспредельном море-океане. В третьей строфе сужение пространства достигает предела: внимание сосредоточивается на листе, в котором уже не осталось былого весеннего трепета. Затем следует расширение пространства и взгляд словно бы вверх: с неба исчезли облака печали. Временной план остается прошлым.

В четвертой строфе важно отметить появление настоящего, реального плана — «я помню до сих пор». Герой вновь погружается в свои воспоминания. Снова происходит движение от расширения к сужению, движение сверху вниз: рассвет любви, луч которого падали на юность (целый рассвет и отдельный луч). «Глаза рисовали картины счастья» — появляется объем. Тема «рисования» продолжается и в пятой строфе: «двигалась кисть усердия и прозрений». Постепенно создается новый объем, который превращается в «веру, расстелившуюся по миру». Пространство снова расширяется до предела. И тогда стали «появляться новые побеги на дереве желаний» — картина взора расширяется. Древо желаний предстает как символ вселенной, которая расширяется. Таким образом, задается импульс развитию всего, нет никаких пределов. Происходит движение вширь, соединяются все вертикали и горизонтали. В то же время подчеркивается, что только в таких условиях, когда есть вера и надежды, появляется возможность осуществления самых сокровенных желаний.

Заключительная строфа вначале продолжает линию сужения. Из воспоминаний героя о прошлом читатель резко переносится в настоящее. «Я уже истрепан на ветру» — так продолжается сужение. Затем резко следует расширение пространства и изменение временного плана: «если сорвусь с ветви, то буду плыть в бесконечном потоке…» Пространство опять расширяется до всех возможных пределов. Теперь герой смотрит из настоящего в «дальнейшее». Таким образом, в рассматриваемом стихотворении хорошо прослеживается динамика расширения и сужения пространства, изменения движения взгляда, изменения планов реального и нереального, настоящего прошлого.

Кроме того, в стихотворении представлены все стихии природного мира. Так, стихотворение начинается со света, огненной стихии (герой смотрит против света вдаль). Герой очень ясно видит дорогу, таким образом, осуществляется переход к земной стихии. Затем следует плавный переход к водной стихии (дальнейший путь сравнивается с огромной рекой).

Во второй строфе птица в морских просторах ищет землю, то есть представлены две стихии — воды и земли. Далее автор обращается к воздушной стихии, говорит о небе («с неба исчезли облака печали»). Рассвет также связывается с небом, с воздухом. В четвертой строфе, когда автор говорит о Древе желаний, все пространство, стихии, — все соединяется и простирается вширь. Завершается стихотворение вновь обращением к воздушной («я истрепан ветрами») и водной стихиям («буду плыть в бесконечном потоке»).

Таким образом, в стихотворении представлено несколько временных планов, происходит постоянное движение из одного в другой, при этом, общая направленность движения — в будущее. Движение взгляда по пространству также можно охарактеризовать как динамичное. Пространство непрерывно сужается и расширяется, достигая максимального расширения в конце стихотворения. Кроме, того происходит активное движение и среди природных стихий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Стихотворение насыщено метафорами и яркими образами, противопоставлениями на разных уровнях. Использование сложных слов и множества сравнений помогает автору показать многогранность будущего пути героя. Сам герой сначала сравнивается с листом, затем полностью с ним отождествляется, что демонстрирует начало перехода, изменение формы. Подбор лексики показывает противопоставление прошлого и настоящего. Глагольные формы и указательные местоимения дальнего плана также подчеркивают разделение на прошлое и настоящее. Через глагольные формы осуществляется движение от воспоминаний через настоящее к перспективе «дальнейшего».

Будущий путь, который раньше видел герой перед собой, противопоставляется «бесконечному потоку». С помощью определений и их отсутствия, а также использования определенной лексики, подчеркивается материальность первого пути и нематериальность второго.

В стихотворении представлены все природные стихии, наблюдается последовательное движение от одной к другой. Движение взгляда в пространстве можно назвать динамичным: постоянно сменяются планы, за расширением следует сужение и наоборот.

Подводя итоги анализа произведений Ниралы, можно сделать вывод о том, какие образы являются ключевыми в его творчестве. Нирала в своих произведениях часто обращается к традиционным образам. Так, например, лотосы и облака, бутоны и пчелы воспринимаются автором как возлюбленные, которые стремятся встретиться друг с другом.

Часто Нирала обращается и к образу капель дождя под созвездием Свати, которые создают в раковинах жемчужины. Нирала наделяет образ дополнительным значением: благодатный дождь появляется только после бури, которая отождествляется с началом перемен, а жемчуг — это дар болезненных, но необходимых изменений. Более того, жемчужины способны составить целое ожерелье, которое воспринимается как украшение поэзии.

Довольно часто в произведениях Ниралы появляется и образ океана. У этого образа может быть два значения: или океан неведения, непонимания, или океан, представленный в традиционном ключе как символ мирского бытия. Какое бы значение ни было вложено в этот образ, океан всегда связывается в произведениях Ниралы с необходимостью преодоления. Если это океан неведения, то преодолеть его — значит приблизиться к пониманию истины. Если это океан мирского бытия, то его преодоление означает переход в иной мир, коренную трансформацию. Кроме того, океан, как символ мирского бытия, обыденной жизни, противопоставляется вольному небу, символу духовной жизни.

Из образов, связанных с водной стихией, в стихотворениях Ниралы изображаются также озеро, река и поток. Озеро символизирует старую поэзию, также ассоциируется с расцветом жизни, любви и с гармонией. Образ реки больше напоминает образ жизненного пути или океана бытия: он также связывается с преодолением. Для переправы через океан или реку необходимо быть активным, поскольку жизненный путь мыслится Ниралой как полный преград и трудностей, в то время как образ потока связывается с максимальным принятием и смирением: нужно нестись вместе с ним туда, куда он сам течет. Поток — это путь слияния с абсолютом.

Еще один яркий образ в стихотворениях Ниралы — это образ нищего. Лирический герой часто отождествляется с нищим, бедняком. При этом, образ всегда связывается с каким-либо богатством (например, с золотом, см. стихотворение «Памяти Сароджи»). У нищего зачастую уже есть богатство или дар — он обладает любовью. Продолжая тему этого образа, нужно упомянуть и образ сокровища. Его приносит страдание, а, значит, и само страдание воспринимается автором как приобретение. Оно дается кем-то свыше, тем, кого никак нельзя помыслить. Страдание дается как испытание, но, в то же время, и как потенциал новых возможностей. Изначально явление негативное способно связываться в произведениях Ниралы с позитивным последствием: страдание — с сокровищем, а, к примеру, яд — с освобождением.

Образ ветра в произведениях Ниралы также появляется довольно часто. Ветер может ассоциироваться с молодостью и свободой, также он может знаменовать приход весны или, шире, расцвет жизни (если речь идет о ветре, полном аромата, о ветре, раскрывающем бутоны и почки на деревьях). Помимо этого, ветер может быть символом радикальных перемен, он способен разрушать «оковы обманов», превратиться в бурю, преобразовать все на своем пути. Кроме того, ветер всегда движется куда-то, не стоит на месте, в этом смысле он связан с образом вечного путника. Также ветер может означать жизненные неурядицы и несчастья («я истрепан ветрами»).

В поэзии Ниралы часто появляются и женские образы. Обычно они связаны с благоприятными явлениями. Так, например, встречается образ Уши, богини зари, которая символизирует собой рассвет любви, жизни. Она способна пробудить все вокруг, придать всему цвет. В элегии «Памяти Сароджи» Нирала сравнивал юную девушку с зарей, вновь подарившей лирическому герою любовь и вдохновение. Встречается и образ Ганги, который в отличие от обычного образа реки (преодолимой или непреодолимой), связывается с источником энергии, вдохновения и благодати.

Важно затронуть и тему отношений лирического героя произведений Ниралы с высшей силой. Часто лирический герой ведет с ней разговор, обращаясь на «ты» как к реальному собеседнику. С одной стороны, Нирала постоянно намекает на идеальный характер высшей силы и на материальный — лирического героя, но, с другой стороны, показывая «диалог» между ними, он говорит о том, что бог гораздо ближе людям. Например, в стихотворении «Видение смерти» Нирала демонстрирует, что шакти, высшая сила, присутствует всегда в пространстве героя, она пребывает в настоящем моменте. Она способна сделать героя «бедным, несчастным» (снова ассоциация с образом нищего), но если она и лишает героя чего-либо, всегда дает что-то взамен. Герой может быть потерян, может бояться и страдать, а «героиня», шакти, предстает спокойной.

Всевышний в произведениях Ниралы связывается со всеми стихиями, он пребывает одновременно везде и во всем. И хотя встреча с ним должна произойти только «в конце», путь героя уже изначально связывается с этой встречей (в стихотворении «Пусть встретится…» жизненный путь героя в первой же строфе сравнивается с рекой, в последней строфе герой сливается с абсолютом в потоке).

Также Нирала часто говорит и о значении поэзии. Поэзия для него — синоним жизни, так же как и песнь. Сотворить песнь — то же самое, что дать основания для жизни. Возможность творить — это дар свыше. Поэзия, пение, музыка — возможность проявить свой дар. Сама идея «звучания» оказывается для Ниралы крайне важной: он сам творит поэзию; «ветер носится с песнями»; Сароджа сравнивается с песней его жизни, с животворящей поэзией; он обращается и к высшей силе, чтобы она сотворила песни, спела неспетое.

Наряду с такими темами Нирала в своих произведениях выражает открытый протест обществу, обличает общественные пороки, пытается бороться с предрассудками. Так, он против бездумного выполнения ритуалов, против браков без любви, против традиционных устоев. Он возмущается и негодует, выступает против общественных установлений, а также против своей собственной судьбы, он жаждет побороть судьбу. Нирала выражает недовольство и по поводу вначале неудачно складывавшейся карьеры писателя, обличает редакторов, которые не оценили его произведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой